«РАНЬШЕ УЧИТЕЛЬ – НОСИТЕЛЬ ИСТИНЫ, СЕЙЧАС ОН - НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ…» — Портал "2 ГОРОДА"

USD 92.71
EUR 103.47

«РАНЬШЕ УЧИТЕЛЬ – НОСИТЕЛЬ ИСТИНЫ, СЕЙЧАС ОН - НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ…»

«РАНЬШЕ УЧИТЕЛЬ – НОСИТЕЛЬ ИСТИНЫ, СЕЙЧАС ОН  - НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ…»

На этот раз героиней нашей постоянной рубрики стала учительница одной из местных школ. «Школьные годы – чудесные» с пафосным оптимизмом писали когда-то на школьных фотоальбомах, однако в последнее время уголовные дела по фактам насилия в стенах российских школ заводятся с тревожным постоянством. В каких условиях приходится сегодня работать провинциальному учителю? Чем современные школьники отличаются от вымуштрованных пионеров и комсомольцев прошлых лет? Эти и другие вопросы мы задали нашей собеседнице, назовем ее Светланой.

Корр.: Как долго ты работаешь в школе? 

С.: Достаточно долго, около 10 лет.

Корр.: И как в школе сейчас работается?

С.: Сейчас тяжело по причине бюрократизации учебного процесса, скажем так, то есть поставил двойку-тройку – докажи, что ты был прав. Очень строго контролируется работа учителей, появилось много бумаг, которые нам регулярно приходится заполнять.

Корр.: Какие изменения произошли в школе с момента начала твоей трудовой деятельности и по сей день?

С.: У нас был очень хороший директор… Если говорить откровенно, то очень многое в школе зависит от стиля руководства – руководители школ могут быть диктаторами, могут быть демократами, одни в большей степени являются администраторами – подписывают бумажки, ведут хозяйственную деятельность, другие – основательно вникают во все аспекты внутришкольной жизни – от учебного процесса до половой тряпки. Мне довелось начинать работать в школе как раз под руководством директора, который все контролировал.

Корр.: Это хорошо или плохо?

С.:  Хорошо, директор моей школы был очень талантливым  руководителем, знал, кого и когда наказать, а кого погладить по головке. Но опять-таки такой жесткий стиль управления не всех может устраивать, поэтому, если говорить о моей школе, у нас была текучка кадров, каждый год пять-семь человек регулярно покидали стены школы. Это цифра только кажется небольшой, но не нужно забывать, что профессия учителя, по сути своей, предполагает пожизненное освоение этого ремесла, поэтому и говорят, что учитель – это не профессия, а призвание. В идеале учитель вообще не должен менять не только профессию, но и стены школы, в  которой он преподает.

Корр.: Насколько в данный момент развита профессиональная мотивация педсостава?  Какова заработная плата учителя?

С.: От десяти тысяч, все зависит от часов, стажа, разряда. Таким образом, неплохо зарабатывают те, кто имеют высшее педагогическое образование и много учебных часов, ну и плюс к этому социальные льготы предусмотрены, например, раз в два года нам оплачивают льготный проезд туда и обратно, плюс материальная помощь к отпуску.

Корр.: Сколько будет зарабатывать молодой учитель, который устроится в школу?

С.: Тысяч десять с северной надбавкой. Все будет зависеть от того, в какие классы он пришел, если в начальные, то зарплата ниже, если же предметником, то, соответственно, выше. Ставка в школе распределена таким образом, что предметники, хоть и работают меньше, но получают больше, чем преподаватели начальных классов. Я, как учитель начальных классов, считаю, что это несправедливо, поясню почему. Например, предметник, скажем, учитель физики, проводит один урок в разных классах, разумеется, что через какое-то время он в совершенстве владеет своим материалом и преподает его уже без особого напряжения. Учитель же начальных классов ведет несколько предметов. Его задачей является непросто добиться освоения материала, но и привить малышам интерес к учебе, то есть научить их учиться. Мы закладываем базу, основу - представляешь себе, какая это ответственность?   

Корр.: К слову говоря, один из местных чиновников как-то обмолвился о том, что средняя зарплата учителей составляет у нас более двадцати тысяч рублей. Это соответствует действительности?

С.: Соответствует, если речь идет об учителях старших классов, потому что у них и часов побольше и возможности есть зарабатывать такие деньги.

Корр.: Текучка всем школам свойственна?

С.: Большой повсеместной текучки нет по той причине, что у учителей все-таки неплохой социальный пакет, это и отпуск семьдесят два дня, который не хочется терять…

Корр.: Выходит, прошли те времена, когда в школах не хватало преподавателей?

С.: Нет, идут такие времена, молодежь, например, после институтов неохотно устраивается работать в школы, если есть возможность трудоустроиться куда-либо еще, то они туда трудоустраиваются. В школе для того, чтобы преуспеть в профессии и начать хорошо получать, нужно заработать педагогический стаж. Некоторые опытные педагоги уходят из школ, скажем, в «Тюментрансгаз», в какие-то его структуры, то есть кардинально меняют свою профессию.

Корр.: Так все же, чего больше в этом – совокупность благ не устраивает или, может, не находят они в профессии учителя своего призвания?

С.: Еще раз повторюсь, весь учительский быт, атмосфера в педагогическом коллективе - все зависит от директора школы, завучей, начальства. Если, допустим, руководству одной школы удалось создать благоприятную атмосферу внутри коллектива, а руководству другой – нет, то при прочих равных условиях в первой люди работать будут,   

а из второй начнут уходить. Какому педагогу помимо того, что он каждый день учит двадцать пять человек, хочется иметь еще и разногласия с начальством? По большому счету прямая обязанность учителя – это класс, больше ничего не должно его отвлекать. На деле же приходится уделять значительное количество времени и внимания на написание каких-то отчетов…

Корр.: Директор школы не сам ведь придумал такую систему, скорее всего, он следует предписаниям, спущенным свыше.

С.: По-разному бывает. Думаю, при желании директор любой школы может оградить учителей от бумажной волокиты, хоть в какой-то мере. А так зачастую довлеет формализм, при котором показатели успеваемости важней каких-то человеческих аспектов, важней аспектов межличностных контактов между учителем и учеником. В результате учитель хвастается хорошими показателями успеваемости, а у самого в классе натянутые отношения с учениками или с их родителями.

Корр.: Нацпроект «Образование» работает в школе?

С.: Затрудняюсь ответить. Разве то, что сейчас очевиден уклон в сторону

здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Урок стараются построить таким образом, чтобы побольше было разгрузок, зарядок. В первом классе вообще домашнее задание не задается, пятидневка.

Корр.: Бытует мнение, что одна из причин проблем со здоровьем школьников – это перегруженность…

С.: В чем она проявляется эта перегруженность? Уроки, как  уроки! Если задается работа творческого характера, то она ориентируется на сильных учеников, способных мыслить самостоятельно. Прочим же ученикам задают уроки в необходимом, установленном объеме.

Корр.: Вообще, насколько сильно поменялись ученики за последнее время?

С.: Очень сильно. Первое время меня шокировало то, что нет уже со стороны учеников такого непререкаемого уважения по отношению как к учителям, так и к самой школе, как, скажем, в то время, когда я сама училась в школе. Но ничего, этот момент я пережила. Сейчас приходится сталкиваться с тем, что в третьем-четвертом классе родители не контролируют детей. Еще десять лет назад ситуация, при которой ребенок в начальных классах школы по каким-то причинам не выполнил домашнее задание, считалась чрезвычайной, а сейчас такое считается чуть ли не обыденным, но подчеркну, не для всех.  Некоторые родители перестали обращать внимание на двойки и вообще отслеживать школьную жизнь своих детей. Если раньше родители не занимались детьми по причине пьянства, то сейчас по причине занятости на работе. В любом случае ребенок предоставлен сам себе, его привели и пусть делает, что хочет.

Корр.: Это поголовно так, что ли?

С.: Нет, конечно, класс на класс не приходится. Я обратила внимание на то, что родители детей 2000 года рождения более ответственно и внимательно относятся к своим детям. Это и понятно, этому поколению родителей не доводилось воспитывать детей в условиях тяжелейшего социально-экономического кризиса и общей неразберихи в стране. Они живут более благополучно, более развиты и образованны, чем их родители в свое время. Это видно по первоклассникам, они настроены на учебу, приходят в школу более подготовленными. К тому же у нас большое количество кружков, секций, у родителей есть возможность определить туда своих детей.

Корр.: А вот отношение учеников к преподавателям сильно отличается от тех времен, когда ты сама ходила в школу?

С.: Да, раньше учитель - носитель истины, сейчас он  - носитель информации. Учителям мы заглядывали в рот, каждое слово воспринималось как аксиома, как закон. Сейчас же взаимоотношения между педагогами и учителями строятся на демократической основе, то есть ученик и учитель сотрудничают, при этом преподавателю важно построить взаимопонимание, используя знания психологии, соответственно и требования к профессиональной характеристике учителя теперь иные. Современный учитель должен владеть и психологией, и валеологией, и прочими знаниями.

Корр.: И что, все учителя у нас такие вот ходячие энциклопедии?

С.: Нет, конечно, но соответствовать веяниям времени должен стремиться каждый.

Корр.: Как же тогда ты объяснишь довольно распространенные случаи жесткого  обращения с детьми в стенах школ?

С.: В моей школе таких случаев не было. На самом деле у учителя весьма ограниченный набор средств воздействия на непослушных учеников: учитель может повысить голос, поставить неудовлетворительную отметку, вызвать родителей в школу и, пожалуй, все. Есть, конечно, дети в старших классах, которые себя очень нагло ведут, здесь все уже зависит от профессионализма конкретного учителя.

Корр.: Есть эффективные инструменты воздействия на таких учеников?

С.: Да, при школах есть социально-психологические службы, которые отслеживают и анализируют поведение таких учеников, работают с семьями, государственными социальными службами, милицией. Вообще, классный руководитель обязан знать внутрисемейную обстановку каждого проблемного ученика.

Корр.: Как  складываются взаимоотношения между учителями и родителями?

С.: Сейчас родители начали наконец-то понимать, что ребенка воспитывают как семья, так и школа, хотя есть, конечно, и такие родители, которых, если что-то не устраивает, они сразу же бегут к директору, минуя и классного руководителя, и завуча.

Корр.: А между учениками?

С.: Между учениками отношения складываются по-разному. А вообще учеников стараются занять чем-нибудь для того, чтобы у них не было времени валять дурака.

Корр.: Социальные различия между учениками чувствуются?

С.: Да, в старших классах некоторые девушки приходят в норковых шубах, некоторые с дорогими мобильниками и т. д. В связи с тем, что отменили форму, социальные различия теперь более очевидны.

Корр.: Ты считаешь, зря?

С.: Думаю, да, школьная форма дисциплинирует. Помню, несколько лет назад, когда еще только вводили ЕГЭ, на экзамен приходили ученицы с обнаженными животами и проколотыми пупками. Сейчас, к счастью, такого на экзаменах почти нет. Школьная форма сейчас пользуется большим успехом на выпускных вечерах, многие платят значительные деньги даже просто за прокат формы.

Корр.: Давай представим себе ситуацию: нам удалось поставить рядом современного ученика школы и ученика пятнадцати - двадцатилетней давности. Что мы увидим?

С.: Интересное сравнение, мне кажется, получится. Современные дети читают меньше, знания у них более поверхностные, но они имеют гораздо больше возможностей в плане самообразования – Интернет, СМИ и прочее. Современные школьники более раскрепощены психологически, обладают свободными нравами, для них практически нет запретных тем – мальчик с девочкой может целоваться на перемене, хлопать  ее по  попке. Для нас такое вообще было немыслимо, даже за руку пройтись… А вообще, современные школьники больше подготовлены к жизни, чем мы в свое время, но у нас было больше уважения к самому понятию «школа», многие вещи для нас были не дозволены. Мы же не смотрели «Дом-2», оттуда и голые пупки, и фривольное поведение.

Корр.: «Дом-2» - вредная передача?

С.: Да, в том плане, что там демонстрируется модель полигамного взаимоотношения полов, когда можно сначала с одним погулять, потом с другим, потом с третьим, потом отобрать мальчика у подруги и так далее, то есть такое поведение возводится в ранг образца для подражания. Нас же в свое время ориентировали на необходимость создания семьи с одним партнером, разумеется. Я не говорю уже про чувства.

Корр.: А «Счастливы вместе»?

С.: Ну, тут трудно что-либо комментировать – вообще все с ног на голову поставлено. Дети копируют образцы поведения и начинают также вести себя по отношению к родителям, другим членам семьи. И это уже совсем не смешно.

Корр.: Хорошо, давай вернемся к школе. ЕГЭ - это, по-твоему, благо?

С.: Мне трудно дать однозначный ответ. На обычном экзамене можно списать со шпаргалки, но все равно нужно потом рассказывать, демонстрируя осведомленность. На ЕГЭ правильный ответ можно угадать методом тыка, что называется, списать практически невозможно. С другой стороны, были ведь случаи, когда правильные ответы по ЕГЭ выставлялись в Интернете. Может быть, лучше было бы сделать этот экзамен по выбору.

Корр.: Насколько эффективен ЕГЭ? Ведь не все вузы соглашаются принимать его результаты при зачислении абитуриентов.

С.: Да, это происходит из-за несогласованности некоторых позиций по ЕГЭ внутри Министерства образования, но, по моему мнению, система работает, хотя, конечно, полностью адаптировать этот западный образец в наших российских условиях не удалось.

Корр.: Если бы тебе представилась возможность лично обратиться к министру российского образования, то о чем бы ты его попросила?

С.: Об увеличении заработной платы (смеется).

Корр.: Ну что ж, будем надеяться на то, что он читает «СВ».

С.: Будем надеяться.

Корр.: Спасибо за беседу.    

С.: Тебе спасибо.  

Разговор этот внушил нам некоторую долю оптимизма  по поводу того, что происходит  сегодня в наших местных школах. Во всяком случае, в одной отдельно взятой школе одного отдельно взятого города. У нас нет оснований сомневаться в правдивости нашей собеседницы, она же не чиновник из Управления образования, не директор школы и даже не завуч для того, чтобы преподносить информацию в выгодном свете.  В то же время мы вполне допускаем, что найдутся люди категорически несогласные с героиней нашей рубрики, и поэтому заранее готовы предоставить им возможность высказаться.                                                                                                     

P.S.: Пользуясь случаем, мы поздравляем всех педагогов Советского района и города Югорска с наступающим профессиональным праздником – «Днем учителя», желаем вам, наши дорогие учителя, крепкого здоровья, счастья и успехов в вашем нелегком, но таком важном труде.

В. ТИХОМИРОВ


Нет комментариев. Ваш будет первым!