КАК БУДЕМ ЖИТЬ ЗАВТРА?
Более 33,7 миллиарда рублей доходов получил Ханты-Мансийский автономный округ за шесть месяцев 2004 года (117% к плану полугодия). Как и прежде, основным источником перевыполнения доходной части окружного бюджета стал налог на добычу полезных ископаемых — 14,7 млрд. руб., это почти половина от общего объёма налоговых поступлений. Профицит окружного бюджета составил более 3,5 млрд. рублей. Об этом проинформировала депутатов окружной думы на очередном заседании, состоявшемся 29 октября, директор департамента финансов округа Вера Дюдина.
Это реальные деньги, которые округ имеет сегодня. Теперь о том, как мы будем жить завтра. Виктор Бец, заместитель Председателя Правительства по вопросам экономики, познакомил депутатов с прогнозом социально-экономического развития Югры на следующий год и основными параметрами прогноза на период до 2007 года. Расчёты выполнены в двух вариантах, с учётом благоприятных и менее благоприятных условий для развития региона в ближайшие годы. Но в любом случае предполагается, что сохранится положительная динамика роста промышленного производства. Она в значительной степени зависит от положения дел в главной отрасли окружной экономики — нефтедобывающей, на долю которой приходится почти 87% объёма промышленной продукции.
По прогнозам, уровень добычи нефти на территории округа в 2005 году будет увеличиваться и достигнет 260,6-268,9 млн.тонн (в 2004 году объём добычи «чёрного золота» составит 253,4 млн. тонн). Цифры прогноза могли бы обрадовать жителей округа гораздо больше, если бы значительная часть средств, получаемых в виде налогов на добычу углеводородного сырья, не предназначалась в 2005 году для двух других бюджетов — федерального и областного. Не прибавляет оптимизма и тот факт, что самые высокопродуктивные месторождения постепенно истощаются. На крупнейших из них, дающих основной прирост добычи, выработано более 60% запасов нефти. Если не будут увеличены объёмы геологоразведки, введены в эксплуатацию месторождения, то существенное сокращение добычи нефти можно ожидать уже к 2008-2010 годам. Пока же на ближайшие годы специалисты прогнозируют увеличение темпов производства в нефте- и газоперерабатывающей отрасли.
Ожидается и наращивание объёмов производства в лесной отрасли, чему будут способствовать увеличение поставок продукции на внутренний рынок, в страны СНГ и дальнего зарубежья, а также создание новых производств по глубокой переработке древесины и выпуску новых видов продукции. Так, в 2005-2007 годах планируется ввод завода по выпуску плит OSB MDF в Советском.
Будут развиваться такие отрасли социальной сферы, как образование, здравоохранение, культура, социальная защита населения, физическая культура и спорт. Реализация губернаторской программы «Жилище» позволит увеличить ввод жилья за счёт всех источников финансирования в 2005-2007 годах с 595 тысяч до 700 тысяч кв. метров. Доля индивидуальных застройщиков в общем объёме ввода жилья составляет около 15%.
Предполагается, что до 2007 года численность населения нашего округа за счёт миграционных процессов и естественного прироста населения, по самым скромным подсчётам, возрастет до 1 млн. 513,4 тыс. человек, увеличившись с 2003 года более чем на 66 тысяч человек.
Как бы ни были интересны эти цифры, они всё-таки прогнозные. Зато основные параметры окружного бюджета на 2005 год уже имеют конкретные очертания. На принятие соответствующего законопроекта в первом чтении окружному парламенту понадобилось менее 10 минут. Но за внешней лёгкостью обсуждения и «сговорчивостью» депутатов стоит весьма напряжённая работа — парламентские бюджетные слушания, прошедшие в сентябре, и так называемое «нулевое» чтение законопроекта — 12 часов кропотливого труда членов думской бюджетной комиссии.
Ожидается, что доходы бюджета автономного округа в 2005 году составят более 43,5 млрд. руб. (что заметно скромнее запланированных доходов на текущий год), израсходовать планируется более 50 миллиардов. Дефицит бюджета составит 6 млрд. 530 млн. рублей. «Это предельное значение, которое допускает Бюджетный кодекс», — заметила Вера Дюдина, представлявшая главный финансовый документ 2005 года на суд парламента. Впрочем, предельная цифра бюджетного дефицита депутатов не испугала. Высокие цены на «чёрное золото» на мировом рынке — гарантия получения сверхплановых доходов от продажи нефти в этом году и возможность погашения дефицита. Правительством округа было также предложено утвердить в рамках первого чтения нормативы отчислений от налогов для формирования собственно бюджета округа и бюджетов муниципальных образований. Планируется, что в бюджет Тюменской области будут переданы доходы от окружной доли налога на прибыль организаций в размере 29,5%; 5% налога на добычу углеводородного сырья (за исключением природного газа).
Во втором чтении проект окружного закона о бюджете Югры на 2005 год будет рассмотрен на заседании Думы в конце ноября. Перед окончательным принятием этого документа придётся поработать согласительной комиссии, в которую вошли депутаты парламента и представители Правительства округа.
В соответствии с новым федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» окружная Дума внесла изменения в ряд законов Югры. Так, депутаты решили, что выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления будут назначаться районными и городскими думами в сроки, установленные Уставом МО. Эти законы вступят в силу с 1 января 2006 года одновременно с ФЗ-131.
Первое чтение прошёл представленный Правительством проект окружного закона «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа». Он направлен на сохранение действующих в существующем объёме гарантий и компенсаций людям, проживающим в экстремальных природно-климатических условиях на территории нашего округа. Положениями этого документа устанавливается районный коэффициент в размере 1,7 для лиц, работающих в организациях, финансируемых из окружного бюджета. Сохраняются один раз в два года компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно, гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом, на оплату стоимости проезда к месту получения медицинской помощи и обратно, возмещаются расходы по найму жилья. Окружной Думе предстоит принять этот законопроект в окончательном варианте, с учётом всех замечаний и предложений.
Вместе с этими судьбоносными для всего населения Югры законопроектами Дума округа в октябре рассмотрела около 40 вопросов, отчётов и информации, признала утратившими силу несколько окружных законов (в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве) и отдельных постановлений. До конца года окружной парламент планирует провести ещё два заседания.
Г. Швец.