БИЗНЕС-КЛАСС. Марсель Шульга. Игры в «Классики» — Портал "2 ГОРОДА"

USD 96.11
EUR 105.69

БИЗНЕС-КЛАСС. Марсель Шульга. Игры в «Классики»

БИЗНЕС-КЛАСС. Марсель Шульга. Игры в «Классики»

Казалось, еще недавно пластиковые окна от компании «Классик» для жителей Советского и Югорска были чем-то сверхновым и желанным. Теперь же не только «тройной стеклопакет» стал обыденностью, но и предприятие с таким названием стало достоянием истории. Тем не менее человек, благодаря которому наш быт становился теплее и комфортнее, продолжает трудиться на наше благо, но уже в других направлениях. Сегодня мы беседуем с предпринимателем Марселем Шульгой.

 - Итак, в какой момент жизни вас угораздило стать предпринимателем? Как это было впервые, и чем вы тогда занимались?

 - Это был 1996 год, я жутко хотел денег. Мне нужны были, как это говорят, материальные средства (Смеется). В 1994 году я окончил школу, до 1996 года образовывался. После двух незаконченных высших — юридического и лесотехнического, — мне срочно нужны были деньги. После 1996 года я периодически попадал в те или иные государственные структуры в качестве рабочего. В таких структурах мне никогда не нравилась привязка и отсутствие свободы действия.

 - Ну этого мы еще коснемся. Расскажите, с чего вы начали в то время?

 - Начали мы с шашлыков. Бизнес нехитрый: купил мясо, пожарил, продал. Правда, половину продали, половину съели, пока жарили. Этим бизнесом мы занимались недолго. У отца был ЗИЛ-130, он его мне задарил, и я начал заниматься перевозками. Помню, ночью вешал первый плакат-рекламу на Гастелло, потом меня долго донимали, чтобы я его снял.

- Когда наступил следующий этап, и каким он был?

 - В 2000 году меня осенило, что надо более пристально посмотреть на технологичные продукты, везти их сюда. И 17 апреля 2000 года — это день рождения бизнеса, который мы каждый год отмечаем: бывает, пышно, а бывает, очень пышно. Приходный кассовый ордер от 17 апреля на 313 рублей за какие-то строительные услуги в Пионерском лежит в сейфе. С 2000 года около 7 лет мы работали на рынке ПВХ-конструкций. Численность персонала — 35 человек, оборот компании — 45-50 млн в год. И это продлилось до 2006 года. К этому времени появилось много подобных компаний. Продукт был несложный, конкуренты начали разрывать рынок, трамбовать цену, и мы приняли решение уйти с этого рынка полностью и перейти в более высокотехнологичный бизнес. В 2007 году мы открыли мини-сервис, а в 2009 уже переехали с 70 на 500 кв. м. и начали заниматься непосредственно автомобилями и автомобильным хозяйством, обслуживанием.

 - Автосервисом?

 - Ну, автосервис — это слабовато сказано. Этот продукт достаточно технологичный, это целая экосистема. Буквально 14 сентября мы получили аккредитацию в Российском Союзе Автостраховщиков на предмет государственного технического осмотра. Впервые за последние 30 лет в Советском появился второй оператор по гостехосмотру — это мы. Здесь всегда эту процедуру проводило ООО «Прогресс», в Югорске — «УТТиСТ» и «Транссевер». Теперь мы официальные операторы гостехосмотра, то есть сейчас его можно пройти на месте, оформить страховку, пройти техобслуживание, помыть машину – и все это в одном месте. В принципе, это полный цикл, кроме кузовного ремонта и тяжелой электрики.

 - Марсель, в один из моментов вашей бизнес-истории вами была предпринята попытка уехать в Екатеринбург…

 - Да, это был поиск рынка сбыта и попытка переноса бизнес-модели на более крупные рынки, только и всего. Было принято решение частичного вывоза действующей площадки вместе с персоналом и оборудованием в крупный город. Мы были молоды, активны, но немного опоздали, потому что это нужно было делать лет семь-десять назад, так как рынок не стоит на месте, свято место пусто не бывает.

 - А подробнее, какова разница ведения бизнеса у нас и там?

 - Разница огромная. Если всем кажется, что здесь очень плохо, то бюрократический аппарат Екатеринбурга в десятки, если не в сотни раз тяжелее, чем здесь. Я читал интервью в журнале «Бизнес и жизнь», как ребята рассказывали, что там хорошо, что можно палку воткнуть, и она растет. Да, она росла в 2000-х годах, когда был бешеный спрос на все. В те времена многие люди, получившие большие деньги, даже не смогли их сохранить в таком водовороте. Бюрократический аппарат не просто сложный, он какой-то непробиваемый. Сейчас достаточно много компаний, которые смотрят на периферию как на серьезнейший рынок сбыта. Посмотрите на те же «Магнит», «Монетку». Причем при всех своих деньгах они зашли в Москву, обломали себе рога и поняли, что в городах с населением в 20-30 тысяч живут такие же люди, которые точно так же хотят кушать.

 - А на уровне людей, менталитета, бизнес-этики какой-то?

 - Одинаково все.

 - Можно сказать, что Екатеринбург по большому счету — это большой Советский или большой Югорск?

 - В плане непосредственно бизнес-процессов это примерно то же самое: трафики, количество людей, спрос товара. Есть, конечно, огромный потенциал, например, в интернете как торговой площадке. Но, прожив там четыре года, я вижу, что то же самое, что у нас везется из Екатеринбурга, там везется из Москвы.

Везде люди, как правило, не хотят работать. Нет элементарного стремления добиться чего-либо, усердия, как это было в советские времена. Вся эта экономика потребления извратила народ донельзя. Сейчас людей заставляют работать только их кредиты. Я даже не могу понять, каким должен быть корпоративный дух, чтобы было как раньше.

И подытожу: рынки одинаковые, люди почти одинаковые, разве что более развращенные наличием товаров и услуг. Но в принципе за последние 5 лет Советский и Югорск здорово подтянулись: есть торговые центры, кинотеатры… есть все, разница лишь в масштабах.

 - Можно сказать, что вы потерпели фиаско в Екатеринбурге?

 - Нет. Мы считаем это очень серьезным опытом, мы вкладывали в изучение рынка достаточно большие деньги, очень много было проведено переговоров с торговыми центрами и площадками именно в сфере бизнеса автообслуживания. В итоге пришли к тому, что район достаточно открыт, продукта серьезного, правильного нет, ну и решили «окопаться» здесь.

- Окинув взглядом весь свой бизнес-опыт, скажите, в чем ваша особенность или, как говорят, фишка?

 - Трудно сказать. Я бы не назвал это фишкой. Но я постоянно нахожусь в движении, встречаюсь с бизнес-процессами, с бизнесменами, с крупными компаниями, наблюдаю, делаю выводы. Еще главное, что за 16 лет мы научились слышать клиента. Этому необходимо учиться для дальнейшего роста и стабильности бизнеса. Я считаю, что нужно знать, как бы ты поступил на месте клиента, как было бы тебе хорошо. Мы считаем, что одним из важнейших принципов построения бизнеса является работа с претензиями, которая несет намного больше пользы и толку, чем какая-либо реклама.

- Давайте коснемся такого вопроса: за этот период, что вы занимаетесь бизнесом, много раз возникало желание стать бюджетником? Не было ли желания пойти работать в коридоры власти, например?

 - Мне, кстати, тут как-то приснился сон. Сижу я у Путина и спрашиваю, где у него помощники, а он отвечает, что нет подходящих людей. Я говорю, что могу пойти, и он соглашается. Я даже проснулся от этого. И в таком ключе я представлял, что эффективно руководить каким-либо подразделением я бы, наверное, смог… но вряд ли уже решусь на такое. В тяжелые времена 2009 года были потуги и мысли: гори оно все синим пламенем, потому что законодательство постоянно меняется, и не в пользу предпринимательства. То есть были мысли пойти работать по найму…

 - Как в песне поется: «им сытней и проще на твердом берегу»?

 - Да. Я, конечно, понимал, что это не так, что не сытнее и не проще, но со стороны ведь все видится совсем по-другому. Я четко понимаю, что бизнес для меня — это свобода. И я считаю, что предпринимателями не становятся. Можно обучить до какого-то уровня, но все же предпринимателями рождаются. Должны быть от рождения хорошие организационные способности.

- Марсель, а какой совет вы могли бы дать, например, местным властям? На что обращать внимание, чтобы у нас улучшался бизнес-климат, и поднималась экономика?

 - Вот смотрите, даже если конкурсы проходят, откуда лезут сюда с бизнесом? Я всегда был сторонником того, чтобы оставлять деньги в районе. И все механизмы должны быть настроены, чтобы так и происходило. Деньги вывозят в Екатеринбург, но оттуда они не возвращаются. Да что Екатеринбург, со всей России участвуют в конкурсах — Волгоградская область и прочие. Наши проигрывают, и чем это кончается…

 - Причем надо учитывать, что у местных предпринимателей значительно большие издержки, связанные с социалкой, климатом, нежели у волгоградских. Они заранее находятся в невыгодных условиях.

 - В том-то и дело. И добавочная стоимость формируется намного выше, чем у фирмы из Волгограда. Причем ответственности никакой, постгарантийные обязательства не те, но никого это не волнует. И обжигаются вокруг да около. Единственный критерий — это цена, но так нельзя. Это все нужно регулировать в пользу местных предпринимателей. Если мы не будем покупать продукты и услуги своих, то нам всем будет сложнее выживать. Особенно тяжело сейчас. После второй волны кризиса много предпринимателей сводят концы с концами. Деньги стали очень тяжелыми. Пять месяцев я боролся с одним из коммерческих банков, и, в конце концов, росчерком одного умника мне завалили кредитную заявку. Сейчас в Сбербанке я тоже уже месяц жду только оценки залога. И это не смотря на то, что я с хорошей кредитной историей, с хорошей финансовой отчетностью, с хорошим, проработанным проектом, с хорошим графиком. Даже по бешеной кредитной ставке денег не получить. Спасибо, кстати, Денису Деревянко, который очень активно работает в Фонде поддержки предпринимательства. Я не помню, чтобы в Фонде еще кто-то так активно работал.

 - Кстати, как вы относитесь к подобным Фондам и прочим структурам поддержки?

 - Очень хорошо. С ФПП надо работать, но они достаточно сложно преподают информацию, и там тяжеловатые условия. Тем не менее везде, где дело связано с деньгами, я считаю, должна быть бюрократия.

 - А каково ваше отношение к различным общественным объединениям бизнесменов: союзам, советам, ассоциациям? Одни считают, что они нужны, и плохо, что у нас их нет, а другие говорят, что нет и не надо, мол, только время терять.

 - Я считаю, что все эти союзы должны заключаться и организовываться более опытными предпринимателями. Я вижу, что молодежи не до этого. Даже у меня такой график, что  бег с утра до вечера. Причем я иногда задумываюсь, что нужно что-то менять в своем расписании, потому что если ты пишешь план на неделю, а пытаешься выполнить его за день, то это неправильно. Но я уже склонен к общественной работе, потому что чувствую, что дозрел до этого. Смотрел сейчас на выборы и думал, как это происходит, задавал себе вопрос: а смог бы я? Наверное, смог бы, но пока нет времени. Еще я считаю, что предпринимательство и госструктуры отличаются ответственностью и результатом. В госструктурах самый главный бич — это если нет результатов, то никто ни за что не отвечает. Думаю, с моей мыслью согласятся многие. В бизнесе такая «феня» не прокатит. Ты берешь кредит, начинаешь работать работу, и если нет результата — башка с плеч.

 - Дайте совет тем, кто в данный момент размышляет: а не пойти ли в бизнес?

 - Если честно и напрямую, не ходите. Сейчас не то время, не то место. Если, конечно, человек не обладает ученой степенью в интернет-технологиях. Я не вижу сейчас открытых продуктов, открытых рынков.

 - Можешь не идти — не ходи?

 - Да. Рынок попилен, деньги дорогие, люди развращены товарами и услугами, с эксклюзивом достаточно сложно. Вообще на эту тему можно достаточно долго размышлять, но я считаю, на сегодняшний день есть куча бизнеса, в который уже требуются люди. Там есть куча ответственности. Когда люди идут в бизнес, они не отвечают на главный вопрос: сколько я хочу зарабатывать. И это самый главный провал, когда они не отвечают на этот вопрос и идут. И я сравниваю тех, кто занимается своим бизнесом, не видя ни детей, ни жены, ни людей, и тех, кто ходит на работу, приходит домой в пять и абсолютно счастлив. У вторых риски минимальные, а заработки примерно одинаковые.

 - Ну а если точка невозврата уже пройдена? Если человек уже вошел в эти бурные воды?

 - То стоит упираться, думать и работать. Ведь часто бывает, когда человек заходит в бизнес, он начинает ослаблять хватку и надеяться на удачу. Очень многие путают удачу с успехом. Для бизнесменов могу порекомендовать несколько книг: Павел Анненков «Ошибки на миллион долларов», Александр Кравцов «Бизнес как экспедиция». Всем советую сначала прочитать эти книги, а потом начинать работать. Народ много литературы читает бесполезной, беспонтовой американской, которая по определению с нашим менталитетом не сходится. Тимур Горяев «Шпаргалки для боссов. Жесткие и честные уроки управления, которые лучше выучить на чужом опыте». Автор — бывший владелец концерна «Калина». Я перечислил книги тех бизнесменов, которые родились в нашей стране, прошли всю эту историю и написали ее. Они дадут ответы на эти вопросы лучше, чем я.

- Спасибо вам, Марсель, за беседу. На этом, пожалуй, и прервемся. Всегда рады вас видеть! 

 

ИА «2 ГОРОДА»


Анвар 8 лет назад #

Молодец Марсель, весь путь твой, твоего бизнеса перед глазами, всегда пользовался твоими услугами и дальше буду пользоваться, так держать! Удачи тебе и Успеха (разные вещи)!!!

Александр 2 8 лет назад #

Марсель один из самых неутомимых людей кого знаю. 

игорь 8 лет назад #

в чем неутомимых уточняй дружище!

Чужой против хищника 8 лет назад #

Да рухнул сейчас частный рынок , остануться на плаву лишь те предприниматели кто пристроился к бюджетным деньгам, бюджетным контрактам и имеет высокопоставленных покровитилей которые  и рулят этими деньгами.

инокентий 8 лет назад #

ага сидит , рассуждает а еще и в бейсболке с логотипом иностранной бейсбольной команды. А то что в югорске построил так это совсем не стртегическое планирование, на фоне умирающих городв севера! 

Гостья2 8 лет назад #

очень интересное и забавное интервью! и вещи очень умные и правильные! P.s. а почему "Вас" с маленькой буквы?

Пoмнишь Меня 8 лет назад #
Достаточно познавательное интервью. Но вот это навязывание дополнительных услуг, которые не предусмотрены сервисной книжкой, не самыми компетентными менеджерами и другие негативные моменты закрыли для меня и многих моих знакомых дорогу в Классик-Авто.
Лев2 8 лет назад #

Есть такое))) Знакомой месяц канифолили мозг с машиной)))

 

босс 8 лет назад #

Да, есть там такое... все впаривают и впаривают... причем под предлогом необходимости..  Парни которые на прёме сидят так вообще пальцы загибают как будто профи во всем что связанно с авто...  Как то был случай,  убеждали что определенную вещь нужно делать сейчас... говорю, по книге гарантийной и по ТО ещё рано.... даже показывал где что написанно..  Говорят пишут там всякую ерунду..  а от куда тогда эти профи информацию черпают?  Вот над этим надо поработать Марселю..  на самом деле многие отварачиваются из за этого... Хотя сам центр неплохой. 

Пoмнишь Меня 8 лет назад #

"Везде люди, как правило, не хотят работать" -точно так же, как везде коммерсанты, как правило не хотят платить. Любящие работать Специалисты, как правило не нуждаются в посредничестве.

Гость 123 8 лет назад #

Да Марсель прав. Особенно с Банками и кредитами. Сам  на своей шкуре испытал. Но работать в администрации нет желания, там одни лицемеры, рубят капусту а делают вид что для народа стараются.

Друг Морса 8 лет назад #

После того, как он в юношестве (можно сказать в детстве) из двух кузовов от БМВ с металолома, на фоне отсутствия в 90-х каких-либо запчастей, собрал все же машину, стало ясно, что с упорством все в порядке! Задние пружины подвески были от кабины ГАЗ66! Они сильно задирали зад машины, но пара мешков с песком в багажнике и друзья на заднем сиденье выравнивали Бумер, как надо! Давай, Морс, при! А в пинципе, зачем тебя взбадривать? Ты сам- халерик в делах...