О ГОРОДЕ И О СЕБЕ. «Идите туда, куда тянет душа». Фаина Бибикова — о 30-летней работе в общепите, сильном характере и женском счастье — Портал "2 ГОРОДА"

USD 92.71
EUR 103.47

О ГОРОДЕ И О СЕБЕ. «Идите туда, куда тянет душа». Фаина Бибикова — о 30-летней работе в общепите, сильном характере и женском счастье

О ГОРОДЕ И О СЕБЕ. «Идите туда, куда тянет душа». Фаина Бибикова — о 30-летней работе в общепите, сильном характере и женском счастье

Наша сегодняшняя героиня тридцать лет отработала в общественном питании и торговле. Как сама признается, ни дня об этом не жалеет и советует выбирать профессию по душе. Она умела мотивировать коллектив на развитие, была яркой и харизматичной личностью. Она легко делала то, за что боялись браться другие, обладала навыками коммуникации. Сильный характер вытачивался с детства: после смерти мамы ухаживала за младшими, ходила в школу за 14 километров, после учебы довелось разгружать вагоны… Что привело из леспромхоза в общепит, что помогло начать все с «чистого листа» и пережить личную трагедию, Фаина Степановна Бибикова рассказала ИА «2 ГОРОДА».

 

«Выгружали вагоны». О детстве, в котором пришлось быстро повзрослеть

Родилась в Кировской области. Мой папа был лесником, поэтому до 14 лет жила с семьей в лесу, на заповедном кордоне. Вокруг — дикие животные, и больше ни души. Когда умерла мама, мне было девять лет. Рано повзрослела — нужно было ухаживать за младшими братьями. Помимо домашних дел была учеба. Каждый день ходила в школу по шесть километров туда и обратно. В четвертом классе расстояние выросло до 14 километров в одну сторону, так как перешла в другую школу, где оставалась жить на неделю, а на выходные возвращалась домой. 

 

Помню, зимой шла по сугробам, приходила домой вся замерзшая и сразу в баню: мытье, стирка. Утром позавтракаю, сумку за плечи и опять иду в школу на неделю. Так проучилась семь классов.

В 14 лет получила аттестат. Папа мне говорит: «Дочь, вот если бы были деньги, то отправил бы тебя дальше учиться». На то время отец был пенсионером, имел инвалидность — его контузило на войне. После возвращения два года лежал пластом, потом встал на ноги и сразу за работу. На костылях ходил и охранял лес. Мы с братьями всегда были рядом, помогали. Затем я переехала к сестре, успела поработать в леспромхозе — выгружала вагоны с тяжелым осмолом. В 16 лет повысили до разнорабочей. Начальник леспромхоза отправил на заочное обучение в нижегородский город Ветлугу по нескольким специальностям: разметчик, учетчик, десятник. После обучения работала разметчиком. Мне очень нравилась эта работа. Голова работала все время (смеется), поскольку надо было тщательно сортировать привезенные на длинномере бревна. Потом была и учетчиком и десятником. В леспромхозе отработала 11 лет.

Восстановившись от производственной травмы, получила приглашение поработать в местном ОРСе (отдел рабочего снабжения — прим. ИА «2 ГОРОДА»), поскольку тогда грамотных людей в торговле было мало. Мне сказали: «Там ты сотки считала, здесь будешь рубли».

Сначала работала буфетчицей, потом меня перевели в магазин от «Химлеса», где отваривала рабочих. Спустя год назначили заведующей столовой на канифольном заводе, где я отработала восемь лет.

 

«За этим печеньем стояла очередь». О том, как получилось кормить не только «белый дом», но и весь город

В 1974 году мы поехали в отпуск к двоюродной сестре в поселок Советский. Во время отдыха муж заключил договор с леспромхозом. Он остался на Севере, а я с детьми вернулась домой, потому что там меня ждала работа. Приехала и тут же написала заявление на увольнение, собрала вещи и переехала к мужу. Спустя какое-то время нам дали квартиру, жизнь стала налаживаться. Муж работал в лесу на погрузчике, а я была в поиске. На большой земле торговля была очень развита, а здесь я не видела для себя перспективы в этой сфере, поэтому изначально пошла устраиваться в леспромхоз.

Но вмешался случай: меня пригласили для беседы в местный ОРС. Пришла. Мне говорят, что в леспромхоз приезжают заместители министров лесной промышленности, которых нужно будет кормить полмесяца. Масштаб — более 40 человек. Я согласилась. В столовой гостиницы «Тайга» мы подавали завтраки, обеды и ужины. Коллектив работал слаженно и дружно. После мероприятия нас отблагодарил за продуктивную работу первый секретарь райкома партии Иван Никитич Хмарук. Меня назначили заведующей столовой в администрации Советского района. Отработала там шесть лет. За это время сделала ремонт, открыла в пустующих помещениях кондитерский и мясной цехи. Когда мы только открылись, я пошла к заведующей «Гастронома» Тамаре Михайловне Бородулиной и попросила выделить уголок для продажи наших кондитерских изделий и мясных полуфабрикатов. Нам дали добро.

С коллегами Фаина Бибикова была всегда дружна. Вместе с коллективом ходила на городские мероприятия.

Отдельно хочу сказать о нашем кондитере Валентине Александровне Сердцевой. Такая была умелица! Приходила в семь утра и стряпала до пяти вечера. Делала пирожное, торты, выпечку. Плюс у нее был творческий подход к процессу.

 

Однажды я попросила ее испечь печенье «Лапоточки» с кремом и ягодами. Так вы знаете, нас потом с этим печеньем замучили: в «Гастрономе» за ним стояла очередь. Нам даже в шутку говорили: «Когда прекратите так вкусно печь? Нам придется садиться на диету» (смеется).

 

«Ты одна да я один, давай свяжем судьбы». Новая работа и любовь после личной трагедии

В 1979 году в нашу семью пришла беда: умирает муж, я остаюсь одна с двумя детьми. На той работе у меня была небольшая зарплата, нужно было думать, как прокормить семью. Меня пригласили работать в столовую ЛДК. Помещение занимало два этажа, было рассчитано на 220 посадочных мест. Но там нельзя было работать, поскольку очистные забились песком, и из-под крана шла не вода, а «заварка». По этой причине не работала посудомоечная машина. Пришлось взяться за ремонт, и за три месяца мы восстановили столовую. На первом этаже в пустующем помещении открыла кондитерский цех и кулинарию, взяла на работу четырех кондитеров. В кулинарии так быстро раскупались торты, что мы не успевали их выпекать. Потом открыли мясной цех и даже свою лабораторию, чтобы производить анализ продуктов питания на месте.

 

Сделали книгу заказов на выпечку, организовали некое мини-кафе: установили два стола, чтобы люди могли попить чаю, кофе и пообщаться. К нам стали часто заезжать водители спецтехники. Помню, как на 8 Марта заехал один из водителей и подарил девчонкам два красивых букета. В ответ мы угостили его большим тортом.

В 1982 году встретила своего второго мужа — Анатолия Михайловича. Оказалось, он жил через дорогу от меня. Когда узнала о его судьбе (он был в разводе, воспитывал дочь), во мне проснулась материнская жалость. Тем более наши дети сдружились, вместе играли в одном дворе. Помню, отвез меня на кладбище в родительский день, а потом зашел в гости. Так началась наша дружба. Как-то раз предложил мне: «Ты одна да я один, давай свяжем наши судьбы». Я согласилась. В 1984 году мы сошлись и живем вместе вот уже 40 лет.

Вырастили трех дочерей. У нас пять внуков и пять правнуков. Живем дружно, заботимся и помогаем друг другу.

Супруги Бибиковы вместе уже 40 лет.

 

«Не жалею». Работа в аэропорту, открытие комбината и возвращение на Север

В 1986 году ушла работать в столовую аэропорта. Вижу, опять помещение разваленное: девчонки зимой в валенках ходили, так как вода замерзала на полу. Сходила к начальству аэропорта, нам выделили средства, и мы закрыли столовую на ремонт. Разобрали помещение до окон — там все было сгнившим. Фундамент сделали, новый брус привезли, отопление и теплотрассу сделали. Спасибо за помощь бывшему предприятию, такую красоту сделали!

Коллектив столовой аэропорта.

 

На открытии столовой руководитель аэропорта Виктор Алексеевич Пономаренко сказал нам: «Теперь здесь только праздники проводить!». Мы сразу взялись за работу: поставили столы в буфете, появилась свежая выпечка. Там я проработала шесть лет.

В 1992 году меня пригласили на должность замдиректора по общественному питанию во вторую школу. На тот момент в ней обучалось 650 детей. Я приняла предложение. Пришла на новое место работы и сразу затеяла ремонт (смеется). Поменяли полы и отопление, прочистили канализацию. К первому сентября мы успели открыть обновленную столовую. Там я отработала меньше года. На тот момент шли сокращения в ОРСе, поэтому меня перевели на должность директора комбината школьного питания. Я съездила в Тюмень, посмотрела, как выстроена работа в этом направлении, и открыла в Советском комбинат школьного питания, где проработала пять лет. В 1996 году в 57 лет ушла на пенсию.

Что вспоминаю за эти трудовые годы. Люди, кто хотел развиваться, всегда тянулись за мной. Если человек любит свою профессию, мне как руководителю было легко с ним работать.

На фото — встреча бывших работников общепита и торговли спустя много лет.

 

Всегда говорила своим сотрудникам: «Если не получается в профессии, не мучайте себя, а идите туда, куда тянет душа». После тридцати лет работы в общественном питании и торговле ни дня не пожалела об этом.

После выхода на пенсию уехали с мужем в Набережные Челны, потом в Самару. Но все равно вернулись на Север. Тянет, да и дети здесь. В 70 лет устроилась на работу. Неугомонная (смеется). Пять лет проработала заместителем руководителя по производству в столовой местной компании. Помимо этого занимались дачей, выращивали цветы. Нынче нам с мужем исполнилось по 85 лет. Получили много поздравлений.

Счастливы, что не забыты. Любите профессию и семью, это самое главное в жизни каждого человека.           

 

Екатерина Чеховская

Фото автора


Гость 3 месяца назад #

Какие замечательные люди, за плечами уже история жизни, для нынешнего поколения это звучит не реально, ходить в школу за  14км, поэтому наверное и долгожители..