​О ГОРОДЕ И О СЕБЕ. Наталья Владимировна Шабалина: «Люблю Советский. Здесь мне каждая улочка дорога» — Портал "2 ГОРОДА"

USD 92.71
EUR 103.47

​О ГОРОДЕ И О СЕБЕ. Наталья Владимировна Шабалина: «Люблю Советский. Здесь мне каждая улочка дорога»

​О ГОРОДЕ И О СЕБЕ. Наталья Владимировна Шабалина: «Люблю Советский. Здесь мне каждая улочка дорога»

Советский за чуть более полувековую историю стал родным городом для многих своих жителей. С особой любовью говорят о нем те, кто многие годы посвятил его становлению и улучшению. Такова и героиня этой рубрики. Наталья Владимировна Шабалина — яркая звезда в плеяде советчан, радеющих за свой город. Талант и креативность, опыт и мастерство она применяет в разных сферах деятельности. Наталья Владимировна в разные годы работала в школе; директором музейно-выставочного центра Советского района; начальником отдела по культуре администрации Советского района; начальником отдела по вопросам культуры, спорта и по работе с детьми и молодежью администрации г.п. Советский. Она Ветеран труда ХМАО-Югры, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, имеет наградной знак Глав муниципалитетов.

В начале беседы Наталья Владимировна предупредила: «Я не космонавт, не врач, не герой, у меня обычная жизнь». Не станем спорить. Но некая схожесть все же просматривается, потому что Наталья Владимировна работает, добивается результатов, открывает новое и готова бесконечно творить. Вот что она сама рассказала о себе и о городе.

70-е годы. Уроки на всю жизнь

Я родилась и выросла в Ханты-Мансийском национальном округе (автономным он стал только в 1978 году), в деревне Нарыкары. Мама моя была учительницей. Папа тоже практически всю жизнь проработал в школе. В Нарыкарах была только «восьмилетка», после ее окончания нужно было либо ехать в соседнюю деревню доучиваться до десятого класса либо поступать в училище. Мы с сестрой очень любили маму, во всем хотели быть похожими на нее, поэтому и пошли по ее стопам. Так я оказалась в Ханты-Мансийском педучилище.

У меня не было сомнений, что буду учиться на школьном отделении, там же, где и мама в свое время. Но при поступлении на одном из экзаменов у нас проверили слух и голос. Я спела и довольно чисто простучала ритм. Мне предложили попробовать себя в музыке. А тогда шел только второй год, как открылось музыкальное отделение. Я, деревенская девчонка, усмотрела в этом некую оригинальность, потому что на школьном отделении учились многие, а на музыкальном не было никого из моих знакомых. Пошла на музыкальное.

Я считаю, что не зря сделала такой выбор. Музыкальное отделение педучилища стало для меня хорошей школой, уроками которой я пользуюсь на протяжении всей жизни. Там я научилась правильно и грамотно говорить, была ведущей всех концертов с первого курса. Научилась преподносить себя на публике. На уроках вокала нам ставили голос, научили правильно дышать, работать диафрагмой. Мне это пригодилось и в профессиональной деятельности, и в жизни. Я благодарна Ханты-Мансийскому педучилищу, до сих пор помню строчки из нашей выпускной песни: «Ханты-Мансийское педучилище — нашей юности первые песни, Ханты-Мансийское педучилище, жди о нас только добрые вести».

Когда после окончания училища возник вопрос, куда идти работать, я поняла, что хочу свою трудовую деятельность начать в каком-нибудь новом поселке нашего округа. Старые деревни на Оби в моем родном Октябрьском районе я знала. Река, берег — пейзаж, привычный с детства. А мне захотелось чего-то другого.

Север тогда гремел на всю страну. В Сургутском районе шла масштабная разработка нефтяной промышленности. В Урае добывали газ. Строились города, школы, наши знания нужны были везде. Для нас, вчерашних студентов, это выглядело романтично и заманчиво. Мы, как и все новоиспеченные специалисты того времени, проходили через распределение, то есть через комиссию, которая решала вопросы нашего трудоустройства. У нас существовало правило: студенты «хорошисты» и «отличники» имели право на выбор места жительства после окончания училища. Я выбрала Советский. Во-первых, не на реке. Во-вторых, поселок появился сравнительно недавно, еще строится, а это интересно. Да и от моих родных Нарыкар недалеко.

А где такая станция?

В Советский я приехала в августе 1978 года. Поезд пришел поздно ночью, было очень холодно. Многие говорят, что раньше климат был суровее, наверное, так и есть, потому что сейчас в середине августа не бывает таких холодов.

Мне запомнился такой случай. Я пришла покупать билет до Советского, кассир сказала, что такой станции нет. Я начала спорить с ней, убеждать, что раз меня распределили в Советский, значит, и станция должна быть. А в то время очереди в кассу были огромные, люди толкались, напирали на впереди стоящих, недовольных было много. Каждый боялся, что билетов не хватит. И кто-то из очереди подсказал, что станция называется не Советский, а Верхнекондинская. Кассирша, помню, все равно на меня ворчала, пока билет оформляла, мол, так бы и говорили, куда именно надо ехать, а то заладили — Советский, Советский. А я и знать не знала, что поселок может так называться, а станция по-другому. Мне всего 19 лет было, я еще одна, без папы с мамой и не ездила никуда ни разу.

Приехала, пошла в районный Отдел народного образования, и меня определили работать в школу № 2. Она навсегда для меня останется родной школой. Теперь этого здания уже нет, его снесли несколько лет назад. А была это двухэтажная деревянная школа, которая располагалась рядом с первой. Именно тогда у меня появились подруги на всю жизнь. В один год со мной приехала сюда Людмила Федоровна Котикова и, немного раньше, Татьяна Федоровна Кондратьева. Вот с ними работали и общались.

В Советском я увидела много чего хорошего. По сравнению с моей родной деревней и даже с Ханты-Мансийском, который в то время еще не обладал столичным лоском, как сейчас, а был больше похож на поселок, Советский смотрелся лучше. Во-первых, мне понравилось благоустройство. Ни в моей деревне, ни в педучилище не было канализационных сетей, поэтому удобства располагались на улице. Во-вторых, мне в глаза сразу бросилась упорядоченность в построении зданий: ровные улицы, одинаковые дома. Местность равнинная мне тоже понравилась. Там, где я жила, сплошь взгорки и пригорки. Вспоминая сейчас свое первое впечатление от Советского, могу сказать: холодно и просторно. Деревья в центре тогда были маленькие, еще не успели вырасти после строек. Песка было очень много, он летел, если ветер поднимался.

80-е годы. Из ученицы — в учительницу

Первое время я жила в учительской начальной школы, которая находилась в ПМК. В 1979 году мне дали однокомнатную квартиру по ул. О. Кошевого, мы поселились вместе с Л.Ф. Котиковой, потому что к тому времени уже дружили.

Из школьной жизни много что запомнилось. В самом начале работы, когда только пришла в школу совсем молоденькой учительницей, мне старшеклассники всегда старались помочь, носили баян по кабинетам. У нас была объединенная комсомольская организация учителей и учащихся. Старшеклассникам по 16-17 лет, а мне и Люде по 19-20 — небольшая разница в возрасте, поэтому мы вместе устраивали мероприятия. Проводили тематические вечера. Танцы тоже были.

Почти сразу я решила поступить в институт, чтобы стать учителем истории. Уже с третьего курса можно было работать по специальности, поэтому я недолго была учителем музыки. Я всегда работала со старшими классами, это интересно, здорово. За первое десятилетие жизни здесь я из девчонки-студентки стала учителем, а это, поверьте, нелегко. Я невысокого роста, дети меня перерастали уже к седьмому классу, а их в классе по 40-45 человек. Стоит перед тобой орава, а ты должен так сказать, чтобы слушали и слышали. Нужно было найти в себе силы, суметь привлечь внимание, объяснить. Одним криком с этой задачей не справиться.

Первые годы работы были особенно тяжелыми. Совладать с такой толпой детей трудно, к тому же я музыку вела, а это ведь урок, на котором сложно дисциплину держать. Плакала не раз. Пришла однажды в учительскую, а завуч Нина Андриановна Самарина и успокоила, и наставление дала, сказав такие слова: «Ни бог, ни царь и не герой не поможет, пока сама не научишься справляться». Что делать? Пришлось научиться.

Погружаясь в прошлое вместе с Натальей Владимировной, хочется почувствовать, какая была жизнь в Советском в 80-е годы, какими были школьники. Поэтому спрашиваю: отличаются ли ученики тех лет от современных детей?

Дети всегда одинаковые. Многие любят говорить, что нынешнее поколение плохое, повторять фразы: «Вот мы в наше время…» Эти дети не могут быть похожими на тех, потому что живут в другом мире. Мир меняется, и человек вслед за ним. Подрастающие всегда ищут способ самоутверждения. Я общаюсь со своим внуком-подростком и вижу, что он использует для этого социальные сети. Раньше, естественно, были другие способы.

Удивительно для меня другое. Мир улучшается, это очевидно. Он становится комфортнее, уютнее. Люди тоже должны становиться лучше. Но это не всегда так. Наблюдала недавно такую картину. Внук и его товарищи на даче чего-то нахулиганили, а взрослые люди начали вести себя как дети, ругаться, кричать, а потом возмущались, что им хамят. Взрослый человек не должен становиться на одну ступень с детьми, он старше, умнее. Как ни крути, в большинстве случаев виноваты взрослые, своим примером показывающие модель поведения. Нельзя оскорблять детей, тогда и дети не станут вести себя по-хамски.

Ученики 80-х годов были разные, как и сейчас, но я старалась находить общий язык со всеми. Из школы помню несколько интересных случаев.

Закончился урок истории в десятом классе, подошел ко мне один ученик и спрашивает: «Наталья Владимировна, вы почему так рано замуж вышли?» Я привыкла детям отвечать прямо, и вопрос этот приняла за чистую монету, говорю ему: «Ничего не рано, в 22 года». А он мне: «Эх, подождали бы немного, я бы на вас женился, вот уже школу заканчиваю». Весь класс смеялся над его хохмой.

А еще был у меня один ученик, учился неплохо, но история ему явно была не нужна. Зато он об оружии знал практически все, как энциклопедия. Однажды мы разговорились о винтовках Мосина, об их разновидностях и модификациях, я столько интересного узнала. На экзамене он заявил, что без четверки не уйдет. Я думаю, если ученик хочет получить хороший балл, не нужно идти на принцип. Экзамен был устный, я начала задавать ему разные вопросы, он рассказывал преимущественно об оружии. Поставила ему четыре. А что? Эта тема тоже с историческими событиями связана.

Часто вспоминаю курьезный случай из моей личной педагогической практики. В школах тех лет было принято проводить политзанятия. На них нужно было обговаривать политическое положение в стране и международные дела Родины. Политзанятия традиционно проводились по понедельникам. Нас с Людой Котиковой, молодых специалистов, без конца назначали докладчиками. Доклады нужно было готовить заранее и выступить с ними. Готовиться некогда, да и особой охоты не было. Мы приловчились так: возьмем журналы со статьями о политобстановке, тетрадками их закопаем и читаем. При этом другие учителя не особо вникали, всегда у всех было полно дел: кто тетради проверял, кто свое что-то читал. А Сергей Андреевич Пашпекин, директор, увидел наши горе-доклады и рассердился: «Отправлю вас обратно в педучилище учиться доклады делать!»

В школе я проработала 17 лет. Потом поменяла работу, но еще пять лет вела уроки в 10-11 классах.

90-е годы. Время творчества

В 1994 году я созрела для того, чтобы свои силы приложить еще к чему-нибудь, кроме школы. В это время в районном музее на ул. Гастелло появилось место заведующего экскурсионным отделом. Это здание ремонтировали, перевозили туда вещи, надо было создавать отдел. Начальником районного отдела культуры тогда была Александра Федоровна Крюкова, идея переезда музея в другое здание принадлежала ей.

Музей — это, во-первых, визитная карточка города, во-вторых, исторические знания, которые копятся в одном месте. Мой отец всегда интересовался историей Ханты-Мансийского автономного округа, много рассказывал, поэтому мне было интересно. Я работала в музее с упоением. Мы создавали залы и экспозиции. Для меня это было прекрасное время. В школе я научилась работать, а в музее — творить.

У нас было окружное сообщество, включающее в себя все музеи округа — всего около 60. Я была в научно-методическом совете, который собирался ежегодно, каждый раз на новой территории. Объехала тогда все окружные музеи. Мы обсуждали, как нужно организовать экспозицию, какие памятники собрать, где проводить раскопки. Уже тогда округ начал выделять деньги на «целёвку», и была организована проектная деятельность.

В Москве ещё с того времени и до сих пор проводится международный конкурс «Интермузей». Мы два раза ездили со своими выставками туда. Первая выставка была посвящена Евгению Федоровичу Вдовенко, она называлась «Я жил, я чувствовал, я был». С этой экспозицией мы побывали в Нягани, в Ханты-Мансийске, в Москве. Задача заключалась в том, чтобы познакомить со своей выставкой другие территории. Это было очень интересно. Представляете себе, насколько велико сообщество музеев, которое принимает участие в московском конкурсе. Там и «Эрмитаж», и «Петропавловская крепость», и «Русский музей». И среди этих корифеев наш музей.

В каких только конференциях мы не участвовали тогда. Я ездила на Международные научные чтения «От Миллера до Штейница», участвовала в трех археологических конгрессах, не раз бывала на окружных «Военно-исторических чтениях» с докладами о наших ветеранах.

С 1985 года существует закон, по которому, прежде чем строить какой-нибудь промышленный объект, например, те же нефтяные «качалки», необходимо провести историко-культурную экспертизу. Этим занимались археологи, которые сотрудничали с нашим музеем. С нами работали ученые Уральского университета. Мы организовывали и проводили раскопки на Шаман-горе, это на юге от Советского. Три года подряд шла работа, приезжали студенты, а мы выделяли им часть средств на то, чтобы раскопки производились. Андрей Николаевич Расковалов, глава района в то время, очень интересовался этой темой, выделял деньги на развитие из бюджета района. Ему хотелось, чтобы музей был.

Программа «Земляки»

Как-то раз, было это перед юбилеем района, меня посетила идея: а почему бы не рассказать о нашем районе начиная с его истоков? Я пришла к директору телевидения Галине Швец, рассказала о своей задумке, она приняла идею. Так я стала автором и ведущей программы «Земляки». Около четырех лет мы выпускали программу, за это время рассказали о пятидесяти интересных личностях нашего района. Для меня это была совершенно новая сфера деятельности, крайне интересная. Мне не было сложно, потому что говорить я всегда умела, закадровки не боялась, тексты писала. Порой домой возвращалась уже в первом часу, потому что материал нужно было отсмотреть, составить текст, озвучить, присутствовать на монтаже, потому что без автора монтировать не принято. С ребятами, с которыми работали над этими фильмами, Володей Щекалевым, Александром Муравьевым мы в хороших отношениях, встретимся — обнимаемся. Вообще в городе у меня много добрых знакомых, которые поддерживали мои идеи, учили чему-то новому. Для меня это очень важно. А потом началось новое время, финансирование изменилось. Директором тогда уже была Галина Ивановна Логачева, она мне сказала, что единственный способ продолжить программу — это искать спонсоров. Я решила, что не смогу это сделать. Так передача прекратила свое существование.

2000-е годы. Новое время, новые заботы

А в 2007 году мне неожиданно предложили стать начальником отдела культуры районной администрации. Когда я пришла работать, вступал в силу 131-ФЗ «О местном самоуправлении». Было абсолютно непонятно, как его исполнить, как раздать полномочия. До этого были Дом культуры «Сибирь» и его филиалы в поселениях, а тут вдруг каждый Дом культуры в каждом поселке стал сам по себе. Нам необходимо было освоить такое управление. Этим было непросто овладеть, особенно мне, потому что я привыкла работать в творческом направлении: спеть, сплясать, стихотворение прочитать. Волей-неволей приходилось собирать себя, организовываться. Но понимать эти процессы было интересно. В то время появилось много нового, чего раньше не происходило. Например, учреждения культуры начали притягивать деньги от депутатов, находить себе спонсоров.

Этот период для меня был ознаменован знакомствами с невероятно талантливыми людьми. В каждом поселении есть интересные личности. На отчетные концерты я всегда ездила сама. У меня возникало огромное чувство гордости за моих земляков, за наш район. Интереснейший Владимир Безносиков, невероятная Светлана Самохина, Ирина Пономарева — в каждом поселении своя звезда. Я очень уважаю людей, которые всю свою жизнь занимаются творчеством и зажигают других, это иначе и не назовешь, как призванием. На таких людях культура района держится.

Весь накопленный опыт — для «Памяти»

Я ушла на пенсию в 2022 году, но дома мне удалось просидеть только год. Вообще я люблю свой дом и время, которое могу посвятить себе. Очень люблю читать. Гуляю по городу с удовольствием. Ну и друзья всегда готовы разделить досуг. Собираемся, едем куда-нибудь: то на гору в Ивделе, то в Арзамас, то по Советским лесам. Скучать не приходится.

А в 2023 году мне начал настойчиво звонить Олег Николаевич Васянин и приглашать на работу в музей «Память». Олег Николаевич «сосватал» меня на должность экскурсовода. Когда увидела материальную базу музея, у меня сразу появилось множество идей. Я тут же придумала проект «Богатыри земли русской». Мне очень хотелось доступно и интересно рассказать историю русской земли детям. В проекте участвуют ребята из патриотического клуба «Святая Русь». У меня для них много интересного: и презентации, и книги, и сама я им пою, и вместе хором поем. Когда у нас была тема про Минина и Пожарского, я рассказала об опере «Иван Сусанин» и предложила спеть хором «Славься». Сейчас технически можно это быстро устроить. Включил караоке с титрами и готово. Вот мы и пели вместе. Им очень понравилось. Потом вместе пели «Священная война», «В землянке», «На безымянной высоте». На занятиях смотрим отрывки из фильмов. Я им стихи читаю. Они сами презентации делают. Мне с ними так классно.

В музей приходят школьники группами, мы проводим для них экскурсии, игры. Сотрудничаем со школами не только нашего города, но и района и Югорска. Вот такая теперь у меня работа, от нее я получаю огромнейшее удовольствие.

Заканчивая разговор, хочется понять, не пожалела ли Наталья Владимировна, что когда-то приехала в Советский. Вот что она говорит по этому поводу.

Город, ставший родным

Облик нашего города многие ругают. Кому-то ямы не нравятся, кому-то заборы. А я люблю свой Советский. Всегда с радостью сюда возвращаюсь. С тоской думаю о нем, когда уезжаю надолго. Мне, конечно, больно видеть какие-то неполадки. Пошли недавно с внуком гулять, а в парке полно собак. Это страшно и обидно. А с другой стороны — какой у нас прекрасный парк!

Я приехала работать в поселок Советский, теперь живу в городе. Городок наш невозможно сравнить ни с Санкт-Петербургом, ни с Москвой. В каждом населенном пункте можно найти свои недочёты и плюсы. Плюс нашего города в том, что здесь жить прекрасно. Он маленький, уютный, очень зеленый. Здесь мне каждая улочка дорога. Я рада, что здесь состоялась как человек, как мать, как профессионал. Я прекрасно понимаю, что району сложно живется, потому что он дотационный. Я знаю, что в Советском никогда не построят пятизвездочных отелей и других изысков, потому что это экономически невыгодно. Но я душой болею за то, чтобы здесь оставались и становились лучше наши уже родные музей «Память», музейно-выставочный центр. Хочу, чтобы была долгая и счастливая жизнь у Дома культуры. Чтобы спортивные учреждения процветали и были наполнены посетителями.

У меня такой образ возник. Мать любит своего ребенка любого: толстого, худого, красивого или нет, просто потому, что он есть. У меня такие же чувства к Советскому: он есть, и я его люблю.

Этой публикацией мы завершаем приуроченный к юбилею города цикл очерков, посвященных старожилам Советского. Спецпроект выходил при участии городской администрации и непосредственно главы Александра Терентьевича Кулагина.

Александр Кулагин: «В преддверии 60-летнего юбилея Советского я предложил ИА «2 города» написать нескольких очерков о наших земляках, живущих в городе долгие годы. Мы хотели, чтобы люди, судьба которых была тесно связана с Советским, сами рассказали о нем и о себе. Меня, наверное, тоже уже можно отнести к местным старожилам. Мне, как и любому человеку, связавшему судьбу с городом, было интересно вспомнить былые события, узнать о новых фактах из его истории. И что самое важное — узнать больше о людях: как о тех, кто живет рядом с нами, так и о тех, кого уже нет. Город — это не столько улицы, дворы и дома, это, в первую очередь, его жители. История города — не сухие документы музеев или архивов, а судьбы людей, сплетенные на протяжении времени в одну. Герои очерков не подвели наших ожиданий, и цикл публикаций к юбилею Советского было решено продолжить. Таким образом, они выходили по сегодняшний день. Большое спасибо авторам и героям, ну и, конечно, всем, кому интересна история нашего города». 

Светлана Пахтышева

фото предоставлены респондентом


+14
+6
т 24 дня назад #

Выпускник 85-го года)))

Всегда с радостью здороваюсь с Вами)))

+2
Свой 24 дня назад #

Спасибо!