ВЫХОД В ГОРОД. Олег Насактынов: «Сейчас каждый кусок вырванных средств дается потом и кровью»
На этот раз наша традиционная прогулка по городу с представителем мэрии Советского получилась не совсем обычной. Самая первая тема разговора оказалась, по сути, единственной в нашей беседе. С другой стороны, почему бы и нет, тем более по ряду признаков это как раз то, что интересует многих горожан. Итак, сегодня мы общаемся с заместителем главы Советского Олегом Евгеньевичем Насактыновым, а тема общения — дороги.
- Олег Евгеньевич, сезон строительства и благоустройства в наших северных широтах вплотную приблизился к завершению. Давайте окинем взглядом, что удалось сделать за это время, а что не очень. Предлагаю начать с дорог. Похоже, тут все непросто было и есть.
- Вообще самый распространенный вопрос о дорогах, который задают люди, — почему они у нас ремонтируются всегда под осень. Попробую объяснить, в чем была причина в этом году. В нашем с вами муниципалитете вместе с Югорском есть всего лишь два подрядчика, которые занимаются ремонтом и у которых есть свои заводы для производства асфальта. Это «Ремдорстрой» и «Северавтодор». В этом году очень большой объем работ выпал на федеральную дорогу в районе Таежного. Оба подрядчика работали там, у них были задействованы все ресурсы, техника, люди. В начале лета наш подрядчик «Ремдорстрой» успел сделать лишь первый слой на улицах Киевской и Защитников Отечества. И только по окончании работ под Таежным он вернулся к нам.
Во-первых, федеральная дорога всегда находится в приоритете, с дорожников за это очень строго спрашивают, и тут мы ничего сделать не можем. Во-вторых, там суммы серьезнее, а соответственно, и интерес у подрядчиков выше. Поэтому понять их можно. Тем более изначально установленных сроков они не нарушают. Подрядчик с самого начала, еще в период объявления конкурса, нам говорил, что сроки должны быть сдвинуты на сентябрь-октябрь. Мы согласились, иначе они вообще бы не взялись за работы на городских дорогах.
Конечно, можно привезти сюда стороннего подрядчика с техникой, такое возможно. Так у нас и получилось: улицу Киевскую (около гимназии) ремонтировал подрядчик из Челябинска. Он закончил дорогу в августе. Мог бы и раньше, но возникла проблема с наличием асфальта.
Как я уже сказал, асфальтовых заводов у нас всего два, что на весь район с Югорском при больших объемах работ недостаточно. При этом еще один новый завод «Северавтодора» в Югорске, насколько известно, так и не был запущен. В результате в нашем районе просто не было асфальта ввиду того, что он весь уходил на федеральную дорогу. Даже если бы мы пригласили еще каких-то подрядчиков, они все равно ничего бы не сделали. Перевозить сюда целый завод ради таких объемов, конечно, никто бы не стал. У нас по соседству еще был завод в Ивделе, но он больше не работает.
- Представим, что для этих двух заводов найдутся где-то на стороне интересные объемы на годы вперед. У нас вообще не останется заводов? И что делать?
- Теоретически такой поворот событий возможен. Это рыночная экономика. Если предпринимателю выгоднее работать в другом регионе, то он, конечно, переедет.
- Тогда у нас вовсе не будет возможности даже ремонтировать дороги?
- Для ямочного ремонта еще можно что-то придумать, а вот строить дороги будет уже очень сложно. Кстати, что касается ямочного ремонта. На него «Северавтодор» и «Ремдорстрой» даже заходить не собираются, так как им это невыгодно. На ямочный ремонт заходят наши начинающие предприниматели, у которых оборот меньше, для которых это представляет интерес. Но асфальт-то им где-то надо брать.
Нашелся местный предприниматель, который должен был заявиться и сделать ямочный ремонт. Конкурс на сумму в 4 миллиона рублей нами был проведен еще в январе. Неожиданно на этот конкурс заявился предприниматель из Ивделя, максимально снизил цену и выиграл торги. Мы знаем такой прием, когда неместные предприниматели демпингуют, а потом ищут местного предпринимателя для передачи в субподряд, при этом оставляя себе часть средств. Этот подрядчик приезжал к нам сам, обещал все время быть на связи, обещал отделу по городскому хозяйству и главе выполнить работы. Однако каждый раз в последний момент то фрезы для резки асфальта у него не было, то еще что-то ломалось.
Когда стало понятно, что он так и не сможет начать работу, окончился май. В результате мы были вынуждены проводить новый конкурс. На этот конкурс заявился уже местный подрядчик. Он выиграл, но фактически смог приступить к ремонту только к концу июня. При этом четырех миллионов рублей, которых хватало на ямочный в прошлом году, в этот раз было недостаточно. Пришлось провести конкурс еще более чем на три миллиона.
При этом, опять же, все упирается в наличие асфальта, который, кстати, бывает нескольких видов. На нижний слой дороги идет одна смесь, на верхний, выравнивающий, которым также производится ямочный ремонт и ИДН (искусственная дорожная неровность), применяется другая. Чтобы получить машину асфальта для ямочного ремонта, заводу необходимо перестроиться: полностью освободить все бункеры, загрузить новые составляющие. Это очень трудоемкий процесс, завод не идет на то, чтобы в конце смены полностью чистить бункеры, засыпать смесь, а потом возвращаться в прежний режим. Вот мы и попали в такую ситуацию, когда из-за нерадивого подрядчика и несовершенства 44-ФЗ были сорваны все сроки несмотря на то, что сами все сделали заблаговременно. Ямочный ремонт должен был начаться во второй половине мая — до того, как начали проводить основной ремонт дорог.
- Какие-то санкции в отношении подрядчика из Ивделя были?
- Да. С нашей подачи ФАС занес его в черный список, и теперь как ИП он не сможет заявляться ни на какие конкурсы или аукционы. Кроме того, у него было обеспечение контракта на 184 тысячи рублей, мы надеемся удержать с него эти деньги. Само собой, эта сумма не стоит того негатива, который мы получили, связавшись с ним.
- Олег Евгеньевич, а выводы какие? Ведь в следующем году подобная ситуация может повториться. Ведь люди как думают: вы — власть, вот и думайте, чтобы такого больше не было. Есть какие-то варианты?
- Выводы мы сделали, но полностью уйти от 44-ФЗ нельзя. Не исключено, что может появиться второй или третий такой недобросовестный подрядчик. Наученные горьким опытом, мы сейчас предусматриваем значительное увеличение суммы обеспечения контракта (что-то вроде нашей «страховки» на случай невыполненных подрядчиком обязательств). Надеемся, что подрядчики, которые не собираются работать, просто не захотят терять такие средства.
- Почему ямочный ремонт в этом году стал дороже? Больше объем? Стали дороже работы?
- Увеличился объем. Жители сами могли наблюдать, как много ям было весной. Но основная причина подорожания ремонта — увеличение цен на материалы. Были совещания на уровне округа, на которых мы присутствовали. Муниципалитеты задают вопрос: почему сметы, на которые мы рассчитываем, не успевают за подорожанием материалов для дорожного строительства? Многие муниципалитеты жалуются на то, что подрядчик не идет на утвержденные сметы по сегодняшним коэффициентам, ему невыгодно. Такая проблема существует не только в нашем районе, они есть и в округе, и по всей России. Во второй половине лета этот вопрос более-менее уладили, у специалистов-сметчиков появились новые методы расчета смет, и сейчас эти сметы начали устраивать подрядчиков.
- Порой на тему ямочного ремонта встречается такой вопрос: зачем делать ремонт каждой дырки, почему бы не делать «ковровым» способом, то есть покрывать дорогу тонким слоем по всему полотну? Один год делали одну дорогу, на следующий — другую. Это было бы эффективнее. Почему так не делается сейчас?
- Не совсем представляю, как это делать. Думаю, правильнее сделать ямочный ремонт во всем городе, чем только одну дорогу «ковровым» способом, а остальной город оставить в ямах. В этом году, как видите, мы тоже сделали ремонт улицы Киевской от Гагарина до Юбилейной сплошным методом. Таким же способом отремонтировано примерно сто метров дороги по улице Юбилейной от улицы Радужной. Но это все, на что у нас хватило средств. На ямочный ремонт в этом году уже ушло 7 миллионов 200 тысяч рублей. Так что ковровым способом мы тоже ремонтируем дороги по мере возможности.
- В этом году вы еще закончили ремонт улицы Ленина. Как там обстановка? Все ли нормально?
- Замечания есть, например, ржавые ограждения. Подрядчик пообещал, что до конца сентября все они будут заново покрашены. Еще один момент — пешеходный переход на перекрестке с ул. Гагарина во время сильных дождей затапливается водой. Нам пообещали, что этот вопрос будут решать. Каким образом, пока не знаю.
- Что можете сказать о дороге по улицам Киевской и Защитников Отечества?
- Ее ремонт сейчас заканчивается, укладывается второй слой, делаются съезды, стоянка для автомобилей. Все искусственные дорожные неровности, то есть «лежачие полицейские», будут возвращены на место: пешеходный переход, который был у пожарной части, два ИДН возле Озерного парка, один возле СНТ «Гудок». В этом году мы еще предусматриваем строительство тротуара между улицами Речной и Сиреневой, а также дополнительный вход и переход от остановки в пешеходную зону возле парка.
- Как долго продержится эта дорога с учетом того, что она не так глубинно была реконструирована, и плиты так и остались в основе дорожного полотна? Люди высказывают сомнения насчет долговечности такого ремонта.
- В социальных сетях можно увидеть разные точки зрения. Когда мы начали делать маленький отрезок дороги по улице Ленина, нам писали: для чего вы такие деньги тратите, надо было сверху намазать асфальтом и хватило бы до конца улицы. Когда сегодня таким способом делается дорога по улицам Киевской и Защитников Отечества, мы читаем комментарии в соцсетях вроде «для чего так делать, все равно будут трещины». Я — убежденный сторонник того, что лучше сделать меньше, но основательнее. Но в данном случае было принято другое решение. Наверное, и первый, и второй варианты имеют право на существование. Не исключено, что на этой дороге появятся отраженные трещины в том месте, где лежат плиты, но у нас есть четырехлетняя гарантия на эту дорогу, поэтому будем смотреть, что с ней будет дальше.
- Говоря о дорогах, нельзя не вспомнить нашу, еще не появившуюся, но уже ставшую легендарной «дорогу жизни», — Чапаева–Багаева. Нам известно, что вся необходимая документация вами уже подготовлена, все сложено, упаковано, бантиком завязано и отправлено в Правительство. Так?
- Все верно. Проект и обращения с экономическим обоснованием были направлены Губернатору ХМАО-Югры, ее заместителям, в Департамент дорожного хозяйства и Думы ХМАО-Югры. Когда к нам приезжал Губернатор Югры (на тот момент еще врио) Руслан Кухарук, он согласился с нами, что эту дорогу нужно реконструировать, и поручил дорожному Департаменту заниматься этим вопросом. Уже было проведено совещание, мы предоставили все необходимые документы. Предполагаем, что первым этапом будет улица Багаева, на сегодняшний день этот участок стоит 175 миллионов рублей. Но, как я уже говорил, сметы не успевают за ростом цен, и стоимость, возможно, вырастет.
- В этом проекте основная часть — это улица Чапаева. Улица Багаева составляет около 1/4 общей стоимости?
- Да, Чапаева по протяженности больше в два раза, к тому же на ней находится самый сложный участок — болото. Там очень дорогие работы по переносу газовых и электрических сетей. Только болотный участок стоит 45 % от общей стоимости.
- Именно поэтому в Ханты-Мансийске у кого-то родилась идея убрать этот участок из проекта и закольцевать дорогу по ту сторону болота.
- Да. Есть предложение из дорожного Департамента закольцевать дорогу по улицам Речной или Светлой. Этот вопрос рассматривают. А пока наша первая цель — улица Багаева.
- Ну и какие у вас ожидания на этот счет?
- Я думаю, все покажет ближайшее время. Очень надеемся, что в 2026 году, а может, и в 2025-м улица Багаева появится в новом виде. Мы стремимся сделать ее в 2025 году.
- Олег Евгеньевич, какие еще свершения, устремления или даже мечты на дорожную тему у вас есть?
- Сделан тротуар от «Рубина» до пожарной части. Он делался долго, потому что на него нужна именно та бетонная смесь, которая идет на ямочный ремонт. Завод не выпускает ее, пока делает смесь для работ на федеральной трассе, поэтому строительство тротуара простаивало. Я читал множество возмущений в сетях по этому поводу. Мы сделали этот тротуар к первому сентября, чтобы дети пошли в школу уже по хорошему тротуару, а не по рассыпавшимся плитам, которым около 20 лет.
Также сделали небольшой тротуарчик на улице Защитников Отечества до автобусной остановки у СНТ «Гудок». Сейчас близятся к завершению работы на повороте возле судебных приставов на улицах Юности и Восточной. Там идет ремонт дороги со строительством участка тротуара.
Подрядчик также ждет, когда сможет забрать с федеральной трассы асфальтоукладчик и получить асфальт. По дорожной теме есть еще одна боль: дороги проседают из-за проведенных или, наоборот, не проведенных работ «Советским тепловодоканалом».
- Проседают — это еще мягко сказано.
- На сетях могут работать только сотрудники «СТВК», из-за этого ведутся споры. Получилось так, что когда, например, между домами 37 и 39 по ул. Гастелло нам пришлось срочно ремонтировать проезд, который начал неожиданно проваливаться, подняли плиты, кладка коммунального лотка осыпалась. Она могла повредить сети, причем сети там были разные: и газовые, и электрические, и «Ростелекома», и «СТВК». В таком случае они могли бы подать на нас в суд, потому что мы были бы виновниками аварии на сетях. В таких случаях мы всегда настаиваем, чтобы ремонт своих сетей, лотков и колодцев делал сам «СТВК». Но у них критическое положение: не хватает средств, поэтому мы идем навстречу и отремонтировали проезд на ул. Гастелло между домами 37 и 39.
Провалы появляются тут и там. Такая же ситуация у нас была на перекрестке улиц Советская–Юбилейная. В первом случае «СТВК» предоставил часть материалов, во втором — экскаватор, который снял асфальтированное покрытие. Нам пришлось полностью выполнять здесь работы. Каждый год мы латаем провал дорожных плит возле почты на ул. Советской. Приходится это делать, чтобы не страдали жители, хотя мы считаем, что это должен делать «СТВК».
- Это труд, завязанный в символ бесконечности. Сейчас наступает зима, а то состояние, в котором находятся наши коммунальные сети, позволяет предположить, что скоро опять начнут бить из-под земли гейзеры и фонтаны. Пойдут раскопки, и снова от них пострадают и без того «горемычные» наши дороги, тротуары, газоны и т.д. Летом это все придется приводиться в исходное состояние, и так по кругу?
- Я не исключаю, что так и будет. Но здесь вина не сегодняшних руководителей и сотрудников сферы ЖКХ. Было время, когда у нас в районе сети никто не ремонтировал в течение 10 лет, при этом строили водоводы в микрорайоны Картопья за 170 млн рублей, которые и тогда не нужны были, и сегодня не работают, или строили только на бумаге, как сети в Алябьевском около десяти лет назад. Сегодня мы наблюдаем последствия. А еще у «СТВК» много неэффективных старых гнилых сетей, когда на многие сотни метров подключены всего по несколько потребителей.
- Олег Евгеньевич, у меня еще один обывательский вопрос. Вы сказали что на Советский и Югорск есть только два асфальтовых завода, и по этой причине возникает много сложностей. А что, в Югорске такие же проблемы? Или они как-то умудряются обходить их?
- Да, насколько мне известно, там точно такие же проблемы. Причем у Советского района, кроме города, есть еще и несколько поселков, в которых тоже производятся работы, для которых нужен асфальт. Так что Советскому сложнее.
- И что, мужи двух городов и района не могут собраться, устроить мозговой штурм и что-то придумать?
- Если бы у нас не было в этом году федерального объекта — дороги Югорск–Таежный, то мощности заводов в нормальном режиме нам бы хватило.
- Тут «подъехал» еще один конкретный вопрос, про участок объездной дороги через нижний склад, около автозаправки. Он в ужасном состоянии.
- Да, я знаю об этом. Мы изыскали почти 6 млн рублей, объявили конкурс и хотели сделать 150 метров дороги у лукойловской заправки — это съезд с ул. Трассовиков на Северо-восточную объездную, и плюс к этому продолжить ремонт ул. Юбилейной. Нами был объявлен конкурс, все было правильно просчитано, произведены ценовые экспертизы. Но подрядчики не пришли все по той же причине, о который мы говорим сегодня: нет асфальта. Поэтому мы планируем отремонтировать эти два участка в следующем году.
- На что еще можно рассчитывать в ближайшей перспективе?
- У нас есть проект, который разделен на два этапа. Это ремонт улицы Кирова от ул. Зои Космодемьянской до Гагарина и от Гагарина до Юбилейной. В общем на 2025 год мы ставим в план строительство ул. Багаева и ремонт ул. Кирова. И еще в планах сплошной ремонт дорожного покрытия на ул. Гагарина. Кстати, на следующий год у нас есть большое желание сделать круговое движение возле «Гранда», там, где сходятся три улицы и выезд из «Гранда». Но для этого нужно успеть сделать проект и пройти экспертизу.
- Олег Евгеньевич, вы, наверное, помните, что относительно недавно, несколько лет назад, активно обсуждался вопрос о строительстве большой объездной дороги. В рамках нее рассматривался вопрос строительства большой дорожной развязки с переходом железной дороги в районе депо и т.д. В общем, обсуждение шло бурно, а потом, как многое, кануло в лету. Вы не в курсе, что с этим проектом?
- Большое количество средств из дорожного фонда округа сейчас идет на строительство моста через Обь в Сургуте. Поэтому сейчас каждый кусок вырванных средств дается потом и кровью. Был год, когда муниципалитетам вообще не дали никаких средств — и все по той же причине.
- То есть в принципе проект объездной дороги стоит, что называется, в очереди?
- Проекта как такового пока нет. Схема этой объездной дороги была предложена в 2016 году Александром Кулагиным, когда он работал в районной администрации заместителем главы района. По нему пока прекратились всякие обсуждения до окончания строительства моста.
- Когда закончится строительство?
- Насколько помню, окончание строительства перенесено на 2026 год.
- Есть еще что-то, что вы можете добавить по дорожной тематике?
- Да. Мы произвели укладку плит по улице Советской, от улицы Гагарина до улицы Матросова и части ул. Коммунистической в границах улиц Советская–Ленина.
- Советская — это, пожалуй, самая многострадальная улица-старожил. Одна из самых старых в городе, и ее все мучают и мучают: там фрагментик сделают, тут фрагментик.
- Эта улица старожил, ближе к мкр. Су-881 она состоит полностью из одноэтажных домов, автобусных маршрутов там нет. Но эта улица используется как объездная при ремонтных и снегоуборочных работах на Ленина, и потоки машин ее сильно разбивают, особенно в весенний период. А на участке Советской между Гагарина и Юбилейной появилось несколько многоэтажных домов и продолжают строиться еще дома, там теперь активное автомобильное движение. Поэтому мы решили выложить ее плитами.
В летний период реконструировали проезд и стояночную площадку на ул. Гастелло между домами 35 и 37, которая используется родителями детей первой школы, где более 10 лет было сложно проехать и припарковаться.
Сделали временную дополнительную стоянку из асфальтового гранулята у второй школы. А по окончании строительства многоэтажного дома на улице Макаренко застройщик пообещал нам сделать рядом для школы хорошую капитальную стоянку.
Расширили и благоустроили асфальтовым гранулятом стоянку у детского сада «Тополек», которую используют и родители детей четвертой школы.
Сделали вторую небольшую стоянку у детского сада «Дюймовочка» на улице Лесной. Там работы по благоустройству не окончены и будут продолжены после строительства многоэтажного дома.
Планируем в октябре успеть временно расширить плитами проезд к детскому саду «Родничок». Сделали освещение дороги по улице Чапаева по всей болотной части и тротуар по всей улице Наладчиков, а также отрихтовали по городу много просевших плит.
Сейчас у нас на повестке дня стоит вопрос подготовки техники к осенне-зимнему периоду. С 1 октября заходит новый подрядчик на микрорайоны Картопья и Западный. Он уже приобрел новый тяжелый грейдер. Легкий, который там ездил, не мог содержать дороги в рабочем состоянии. Будем надеяться, что в эту зиму проблем будет меньше. В центре у нас остался прежний подрядчик.
- Наконец-то Картопья будет удовлетворена, хотя бы с точки зрения наличия снегоуборочной техники. Кстати, у вас нет данных, может быть, просто наблюдений о самых довольных и недовольных микрорайонах?
- (смеется) У нас везде есть люди, которые жалуются постоянно. Даже на бровки высотой 5 сантиметров после прохода грейдера или автощеток.
- Ну и, пожалуй, стоит закругляться. Каково послевкусие от нынешнего ремонтно-строительного сезона у вас?
- Приятно, что было отремонтировано большое количество дорог сплошным способом. Плиты на Советской. Однако все портит ложка дегтя — это ямочный ремонт. Основные имиджевые потери администрации именно от этого. Мы все сделали вовремя, даже раньше, чем это было необходимо, но из-за недобросовестного предпринимателя работа специалистов администрации обесценилась. Остается объяснять и надеяться на понимание.
- Ну да, стоит признать, что терпение и понимание у нас в большом дефиците, остается только надеяться на них. Посмотрим, насколько оправдаются эти и другие ваши надежды. Спасибо за беседу! Всегда рады вас видеть!
В. Турин
Фото: пресс-служба администрации г.п. Советский
блу 10 дней назад #
Сделали все вовремя — но ничего! Почему в других районах округа все иначе? И асфальт есть где взять и подрядчики? И сети не в таком плачевном состоянии?!
Живу чуть дальше 10 дней назад #
Цитата: «Таким же способом отремонтировано примерно сто метров дороги по улице Юбилейной от улицы Радужной». закончились эти 100 метров ровно там, где Олег Евгеньевич сворачивает с основной дороги домой. А чуть дальше на дороге так и остались с весны 2 ямы (не маленькие). Перед одной из них так и стоит временный знак о том, что впереди яма. Я так понимаю они даже в ямочный ремонт не попали. Но туда видимо сотрудники администрации города не ездят.
Татьяна 9 дней назад #
А почему в приоритете улица Багаева, там начальников больше проживает?
Виктор 6 дней назад #
В том квартале проживает половина районной и городской администрации. Название улицы даже дали — Коллективная. А для главы отдельная улица — Маршала Жукова.
Борюсик 6 дней назад #
Молодцы! Много сделали! Город прям похорошел. Только вот эти волнистые тротуары лично мне не нравятся, очень неудобно по ним ходить, особенно когда темно, травмоопасные они и смотрятся не красиво, почему не делают прямые тротуары со съездами?