ВЫХОД В ГОРОД. Олег Насактынов. Почему январский снег дороже, чем мартовский?
Наступило время для очередной «прогулки» по Советскому с представителем мэрии города. Учитывая время года, прогулка будет не самой легкой и приятной, но тем не менее наш собеседник охотно на нее согласился, за что ему отдельное спасибо. А им сегодня будет заместитель главы г.п. Советский Олег Евгеньевич Насактынов. На этот раз мы в основном будем говорить на тему, которая актуальна вот уже несколько месяцев для всех, кто ходит или ездит по улицам, — снег и все, что с ним связано.
- Олег Евгеньевич, в прошлый раз мы с вами встречались в середине осени, сейчас уже дело идет к середине весны. Давайте поговорим о том, как город пережил зиму.
- Большая часть средств бюджета города в зимний период направляется именно на содержание дорог. Но этих средств объективно в бюджете недостаточно. Ни один из предпринимателей не будет работать себе в убыток, поэтому содержание дорог сегодня — это не вычистить город до блеска, а максимально эффективно использовать те средства, которые утверждены в бюджете. Если выполнять все работы, которые прописаны в гостах содержания дорог, то их сметная стоимость составляет около 300 миллионов рублей. Мы же имеем возможность выделить из бюджета порядка 65 миллионов рублей. Соответственно, отталкиваемся от того, что имеем.
- Много желающих участвовать в конкурсе?
- Как вы знаете, Советский условно поделен на две части: центральная часть и микрорайоны Картопья и Западный. Соответственно, мы разыгрывали два аукциона. Аукцион — это торги, в которых могут участвовать несколько претендентов, понижая цену для того, чтобы выиграть. У нас на оба лота было по одному участнику. Это говорит о том, что предприниматели не видят в обслуживании наших дорог особой прибыли. Напротив, зачастую приходится уговаривать подрядчиков поучаствовать. Мы даже обещаем им, что всеми имеющимися свободными средствами будем помогать им с вывозкой снега. На Картопье вывозка снега вообще не предусмотрена. Подрядчик расталкивает снег по обочинам дороги, при этом у него есть задание: не засыпать калитки и выезды из гаражей.
Но есть такие улицы, на которых даже толкать снег некуда, поэтому подрядчик вынужден его вывозить, причем себе в убыток. В центральной части города вывозка снега в микрорайонах с грунтовыми дорогами запланирована, но только с перекрестков, где из-за сугробов нарушаются углы обзора, а также с подтопляемых территорий, чтобы весной они меньше «тонули».
По итогам года часто происходит перевыполнение доходной части бюджета, в этом случае мы стараемся направлять появившиеся средства на вывозку снега с улиц города. В этом году разыграли дополнительные конкурсы на 7 млн рублей.
Возмущенные горожане в соцсетях задают вопрос: «Почему вы вывозите снег только весной?». Это объясняется так: снег в январе весит в три раза меньше, чем мартовский, который подтаял и слежался. Соответственно, объем тонны январского снега в три раза больше, чем в марте. По грубым подсчетам, на вывозку мы затратили 17 миллионов рублей (порядка 10 миллионов в контракте и 7 миллионов дополнительно выделенных средств), а так получились бы все 50, если бы не экономили таким образом. Возили бы рыхлый снег, то есть наполовину воздух. Дополнительные 30-35 миллионов для дополнительной вывозки — это неподъемная сумма для городского бюджета.
Также мы сталкиваемся с проблемой так называемых «подснежников». Когда в марте начинается массовая вывозка снега с подтопляемых территорий, мы у каждого второго дома на этих улицах сталкиваемся либо с засыпанной снегом машиной, либо со складированием стройматериалов. В связи с этим полностью очистить улицы от снега не получается. Следующей осенью будем проводить соответствующую работу по привлечению к административной ответственности. Самая большая подтопляемая территория в городе — это ул. Молодежная в границах улиц Советской и Ленина. Там рельеф особый, а ливневых канализаций нет, только водонакопители. Мы сначала пытаемся вывезти снег, а потом откачиваем воду с помощью пожарных рукавов. Вторая по критичности и сложности рельефа улица — Коммунистическая в границах улиц от Советской до Ленина и от Строительной до Островского. Десятки лет назад жители построили свои дома в низинах, и их теперь ежегодно приходится спасать от затопления.
- Как в целом подрядчики отработали в зимний период?
- На Картопье жалоб стало значительно меньше. В центральной части города у подрядчика были упущения в декабре из-за проблемы с кадрами, в частности не было водителей грейдера. Какое-то время подрядчик пытался справиться увеличением количества погрузчиков, но без тяжелого грейдера дороги содержать невозможно. Так получилось, что было потрачено время на поиски новых водителей, пришлось искать в соседних районах и даже областях. Подрядчик был вынужден нанимать грейдер на стороне.
- По личным наблюдениям пешехода хочу сказать, что в этом году даже на центральных улицах тротуары чистились отвратительно. С точки зрения оперативности удовлетворительно, но с точки зрения качества — нет. Это было сделано зачастую с уклоном, криво, косо. Много раз наблюдал, как по такой полосе препятствий передвигаются бабушки и мамочки с колясками. Порой приходилось «брать на прицеп». Отмечу, что в марте эта ситуация сильно изменилась в лучшую сторону. Возможно, был волшебный «пинок» подрядчику. Правда, при этом обнаружилось, что заборы местами помяты, деревья повреждены, газоны кое-где «перепаханы».
- Соглашусь с вами, с тротуарами у нас проблема. Старый водитель МКСМ ушел на пенсию, а новый только нарабатывает опыт. Есть и другие моменты. Например, ул. Гагарина в границах Советской и Ленина у подрядчика не получается почистить из-за того, что там постоянно находятся машины: днем — покупателей, а ночью — жителей. За всю зиму управляющие компании не смогли подготовить стоянки для очистки (за исключением дома № 10 по улице Гагарина). Управляющим компаниям необходимо работать в тесном контакте с подрядчиками.
- Вы сказали, что у нас бюджет маленький по сравнению с бюджетом наших более обеспеченных соседей. А как он формируется в части средств, выделяемых на содержание дорог? Администрация предлагает, какую сумму нужно потратить на то или другое, а депутаты соглашаются или не соглашаются?
- В дорожный фонд города поступают 4% средств от транспортного налога, который в большей части зачисляется в бюджет округа, а также часть акцизов, поступающих от продажи топлива. Но этих средств недостаточно, и мы вынуждены добавлять и средства бюджета города. Депутаты вносят свои предложения. Например, говорят, что нужно убрать часть средств с тех же дорог и поставить на благоустройство или, наоборот, убрать с благоустройства и поставить на дороги. Кроме того, мы рассчитываем, какая минимальная сумма необходима на вывоз мусора и несанкционированных свалок, на покраску бордюров, на озеленение, на исполнение решения суда по строительству 2-3 тротуаров в год. Есть решения суда, которые мы вообще исполнить не можем из-за нехватки средств. За это мы платим штрафы. Все зависит от общего бюджета города. Если он маленький, как у нас, то и приходится его постоянно перетягивать с одного на другое, как одеяло.
- Олег Евгеньевич, каждую зиму, как на частном уровне, так и на уровне ответственных лиц приходится слышать, что в текущем году снега много как никогда. И правда, смотришь и видишь, что по ощущениям нынче снега очень много. Неужели правда, что его с каждым годом все больше и больше?
- Есть среднестатистический уровень снега, который выпадает в нашем районе. Я работаю четвертый год, и за это время три зимы были с превышением нормы осадков как минимум в два раза. Единственная зима, в которую снега выпало даже меньше нормы, была в 22-23 году. Глава города в одном из интервью 2021 года уже говорил, что анализ мировой погоды свидетельствует о том, что климат однозначно меняется, и снега будет больше, особенно в Советском и Березовском районах.
- Какие-то объективные показатели есть?
- Такие наблюдения ведутся в гидрометеорологической службе. Они же могут выдать вам справку за любой период.
- А как обстоят дела с полигоном для снега? Помнится, в былые годы были серьезные сложности.
- У нас как такового полигона нет и никогда не было, есть площадка для складирования снега. На сегодняшний день есть решение суда, которое обязывает в течение двух лет в Советском сделать его. Должно пройти изучение почвы, грунтовых вод и т. д. Сейчас с площадки складирования снега мы каждое лето сдаем грунт в санэпидемстанцию, которая проводит анализы. Несмотря на то, что анализы подтверждают отсутствие вредного воздействия на почву, в соответствие с законом в Советском должен быть правильно оборудованный полигон.
- Что такое правильно оборудованный полигон?
- Он должен соответствовать всем гостам, огражден, обеспечен отдельными въездом и выездом, освещением и т.п.; также необходимо его обустройство специальной пленкой, чтобы вода не протекала в грунтовые воды. Есть и другие обязательные условия, в среднем строительство полигона обойдется ориентировочно в 80 млн рублей. Само собой, нам никогда его не построить собственными силами.
- Но если после таяния снега вода не будет проникать в грунт, на месте полигона будет большое озеро? Куда ей деваться?
- Она должна выпариваться. Снег будет таять, а потом испаряться. Полигон заставляют обустраивать вне зависимости от того, посыпаешь ты дороги химией или вообще ничего не сыпешь.
- Кстати, соль у нас в городе применяют?
- Да, посыпают.
- Долгое время было противостояние ГИБДД, администрации и депутатов по этой теме. Горожане не хотели, чтобы у нас, как в крупных городах, была слякоть и грязь. К тому же соль наносит ущерб обуви, транспорту. Но тихой сапой соль все-таки стали применять?
- Вообще соль в Советском сыпалась всегда, просто это делалось не в таких больших количествах, как в последнее время. Любые химреагенты, в том числе и соль — это лишние расходы подрядчиков, но ГИБДД заставляет применять реагенты.
- А кто и как контролирует количество вывозимого снега? Возле каждого самосвала стоит представитель администрации и считает?
- Нет, на полигоне установлены две видеокамеры. С одной камеры сотрудники ГЦУ считают количество завезенного самосвалами снега, вторую установил район с ЕДДС. Сегодня идет двойной контроль. Вечером сотрудниками производится подсчет. Один самосвал — 20 кубометров. По номерам машин видно, кто завозил.
- И смотрят на глазок, полный или неполный самосвал приехал?
- Неполный самосвал вообще никому не выгодно возить.
- Недавно довелось посмотреть, как устроена уборка снега в различных странах. Например, в некоторых городках Канады снег сваливают прямо в речку. У них что, экологические требования мягче наших?
- Может быть, они там используют другие реагенты. Какие-то реагенты наносят больший вред, какие-то меньший. Вполне возможно, что они используют вторые, но такие реагенты стоят в десять раз дороже. В России и других странах природоохранное законодательство с каждым годом становится все жестче.
- Год от года появляется все больше парков, скверов, дорог, тротуаров. Объем обслуживаемых территорий увеличивается?
- Да, появляются новые тротуары, которые мы строим и которых раньше не было в контрактах по уборке. Появляются стоянки, как, например, на ул. Киевской, и площади по уборке увеличиваются.
- У нас в ближайшее время планируется реконструкция улиц Чапаева-Багаева, протяженность которых около пяти километров. Наверняка там и тротуары должны будут появиться. Когда она будет сделана, это ляжет большим бременем на бюджет, ведь пять километров — немалый объем в масштабах Советского?
- Не думаю, что от этого что-то сильно изменится. Эта дорога и без того всегда обслуживается. Конечно, нужны будут дополнительные средства на разметку. Также там будет тротуар, и снег на обочину уже нельзя будет столкнуть. Думаю, сложности, если и будут, то не очень критичные.
- Кстати, Олег Евгеньевич, давайте продолжим тему дороги Чапаева-Багаева. Отмашка по ее реконструкции уже вроде как дана, все ждут команду к действию. Когда начнется?
- По этой дороге осталось решить два вопроса. Первый — недостает 160 млн для того, чтобы объявить конкурс. Выделенных средств не хватает.
- Там была заложена сумма, которую утвердили изначально несколько лет назад, но произошли удорожания и теперь денег не хватает?
- Да, там была утверждена сумма в расценках 2022 года, до отправки его на Госэкспертизу. Сейчас 2025-й, а время строительства — 2025–27-е годы, значит, сумма еще будет расти. Второй момент. Существует нормативно-правовой акт, в соответствии с которым нужно полностью согласовать и текст договора, и техзадание с окружными структурами. Мы выслали всю документацию в округ. Думаю, в ближайшее время нам разрешат объявить конкурс.
- Вы сказали, что денег не хватает. Но ведь начинать строительство с имеющимися средствами уже можно?
- Мы сейчас оголили все статьи, кроме зарплаты. Полностью убираем благоустройство 26-27 года, чтобы объявить конкурс и начать работу. И продолжаем работу с тем, чтобы эти средства нам возместили из округа. Глава города заручился поддержкой окружных структур, и, если что-то пойдет не по плану, в 2026-2027 годах в городе не будет вообще никаких работ по благоустройству: ни ямочного ремонта дорог, ни озеленения, ни ФКГС, ни инициативных проектов.
- А поэтапно, отдельными лотами нельзя это делать? Это должна быть единая сумма?
- Теоретически это возможно, но за ту сумму, которую нам выделяют, мы должны сдать объект. Можно разыграть три этапа, но тогда могут выиграть три разных подрядчика, что будет неправильно, потому что начнутся скандалы, нестыковки, поиски виноватых и т. д. Нам бы хотелось, чтобы был один подрядчик, который сделает дорогу от и до.
- Идем дальше. Здорово, что в Советском появляются парки, благоустраиваются какие-то территории (как правило, поодаль от центра). Но центральные улицы, особенно в части тротуаров, продолжают деградировать, разваливаться: торчит арматура, тротуары местами отремонтированы досками, перекошенные плиты рассыпаются и вот-вот готовы обвалиться. Не говорю уже о пресловутой безбарьерной среде. На этот счет какие-то размышления есть? Вообще кто-то озадачивается таким положением дел?
- Что касается безбарьерной среды, на ул. Гастелло понемногу делаются пандусы. На Гастелло и Киевской уже появилось пять штук. Работа будет продолжена.
- В данном случае под пандусами подразумеваются элементы тротуара — как правило, на перекрестках.
- Все верно. А в отношении тротуаров я согласен, что тротуар по ул. Гастелло у нас медленно деградирует. Но это и не тротуар в буквальном понимании, а дорожные плиты, являющиеся крышкой кирпичного лотка протяженностью более 300 метров, в котором находятся коммунальные сети. И этот лоток постепенно разваливается. Мы в прошлом году решили выровнять две начавшие проваливаться плиты в районе домов 37 и 39. При их поднятии лоток весь рассыпался. Ну а если мы сломали «СТВК» их коммунальный лоток, то нам его и пришлось восстанавливать, на что было потрачено около 600 тысяч рублей. Поэтому выровнять все плиты возможно, только если «СТВК» начнет ремонт своих коммунальных сетей и отремонтирует лоток.
При этом хоть мы и пытаемся растянуть наше коротенькое «одеяло», все равно — то ноги замерзнут, то голова. Зато на ул. Киевской появился тротуар от «Рубина» до «Гранда». В этом году будет построен тротуар на ул. Защитников Отечества (от Гранда до АЗС «Лукойл»), он будет проходить через лес, вдали от дороги, с освещением. Сделаны тротуары по улицам: Советская, Молодежная, Наладчиков, Промышленная. На следующий год планируется построить тротуар по ул. Железнодорожной (от железнодорожного переезда). У нас есть решение суда о 28 тротуарах. Каждый год мы делаем какую-то часть.
- Невольно задумаешься, что есть же города, которые намного беднее Советского, но законы, требования, ГОСТы распространяются на всех в равной степени. Суды, надзорные органы выдают предписания, принимают решения о штрафах, забирая остатки денег на это. Как же они выживают? Кстати, недавно у вас была история об установке точек сборки для люминесцентных ламп. Их, по нормативам, нужно было поставить какое-то огромное количество.
- Да, это так. Мы установили в городе четыре таких контейнера. Их, по нашему мнению, достаточно, но существует окружной норматив, по которому у нас их должно быть 43 штуки, а средняя стоимость одного контейнера с доставкой и установкой — порядка 100 тысяч рублей.
В связи с тем, что сегодня все учреждения отказались от люминесцентных ламп в пользу светодиодных, их практически не используют и выпускают с каждым годом все меньше и меньше. При этом, по решению суда, мы обязаны вкладывать средства в их установку и дальнейшее обслуживание. То есть норматив устарел. Мы написали об этом в окружной Департамент ЖКХ, вопрос с изменением норматива решается, но медленно. Пока мы платим за это по 50-100 тысяч штрафов в год.
- То есть это нормальная ситуация? С вас требуют, вы это сделать не в состоянии и платите штрафы?
- Везде по-разному. К примеру, в некоторых городах есть консенсус между администрациями и надзорными органами. Там применяют штрафы по необходимости, понимая сложившуюся ситуацию. В других муниципалитетах происходит бесконечная череда взысканий. Это человеческий фактор. Все зависит от конкретных людей на местах.
- И много таких ситуаций, которые выливаются в постоянные штрафы?
- Много. В районе это свалки. Каждая свалка стоит по 250-300 млн рублей. А у нас это противопожарные гидранты в безводных районах Картопьи. Там сделали мертвый водовод. Принимают закон о том, что необходимо предоставить льготным категориям земельные участки, а для этого надо подвести водовод. Проводят нитку водовода, и на нем предусматривают пожарные гидранты. Для их работы надо, чтобы по водоводу постоянно шла вода. Участки дали, но на них никто не строится. Если запустить воду, она замерзнет в водоводе. Это должна быть либо круговая система (а это еще миллионов 200), либо должен быть постоянный разбор воды. Ни то, ни другое сделать невозможно. Из-за этого у нас штрафы. Картопья-2 не обеспечена противопожарными гидрантами. Каждый год за это штраф — 100 тысяч. Но выполнить это решение суда мы не можем.
- На дворе весна, нельзя еще чуть шире коснуться темы подтоплений. Вы готовы к этому во всеоружии? Людям не стоит беспокоиться?
- Жалобы будут, как и всегда. В этом году мы беспрецедентно много выделили средств на снег. Всегда добавляли не более 4 млн, а в этом году добавили 7 млн на вывозку снега с подтопляемых территорий. Для нас это достаточно большие деньги. Чтобы вы понимали, тротуар от «Рубина» до пожарной части обошелся нам в 2,5 миллиона рублей из бюджета города, на которые мы привлекли еще 7 миллионов окружных средств. А этой весной у нас на площадке для складирования снега растают и уйдут в песок как минимум 25 миллионов рублей. А ведь на эти деньги можно сделать много полезного, построить новые объекты, так необходимые городу, и отремонтировать старые. А если использовать эти деньги на софинансирование, можно еще больше выиграть. Тротуар стоит 2,5 млн и может использоваться многие годы , и столько же стоит вывозка снега с подтопляемых территорий только в одном микрорайоне. Через месяц этот снег растает, и о нем все забудут.
- Ну, пожалуй, в этот раз мы ограничимся только этими темами. Спасибо за общение! Всегда рады вас видеть.
В. Турин
фото: пресс-служба г.п. Советский
Сократить администрацию города Советский и передать все полномочия в район!!! Отправить варягу-буренкова в отставку и провести осенью прямые выборы главы Советского района!!! Сэкономленные денежные ресурсы направить на социально-экономическое развитие нашего района включая райцентра!!!!
Как то мне не нравится эта фраза «мы разыгрывали два аукциона». Сразу ассоциация — либо карты, либо приз.
«Если выполнять все работы, которые прописаны в гостах содержания дорог, то их сметная стоимость составляет около 300 миллионов рублей». Нужно понять чиновникам, что содержание дорог это не только удобство для жителей, это так же сохранность объектов. Или они так же меняют масло в своих машинах через 20-25тыс.км из-за подорожания расходников?
дак у них в городе весь годовой бюджет чуть больше 300 миллионов, потому и выделяют на дороги только порядка 65 миллионов, ничего удивительного, как еще получается содержать на такие суммы?
«Возмущенные горожане в соцсетях задают вопрос: «Почему вы вывозите снег только весной?». Это объясняется так: снег в январе весит в три раза меньше, чем мартовский, который подтаял и слежался. Соответственно, объем тонны январского снега в три раза больше, чем в марте.» Вот это ответ истинного чиновника! Складывается впечатление что на ходу придумал. Или Вы оплачиваете подрядчикам за вывоз снега по весу? Весы установлены на полигоне (если конечно есть сам полигон, а не только его название)? Думаю что производят оплату за вывезенный объем.
Оплачивают за кубы математик. Просто снег уплотняется и садится(уменьшается) в объеме, при этом количество воды там остается такое же. Забей в яндексе умник.
«К примеру, в некоторых городах есть консенсус между администрациями и надзорными органами. Там применяют штрафы по необходимости, понимая сложившуюся ситуацию. В других муниципалитетах происходит бесконечная череда взысканий. Это человеческий фактор. Все зависит от конкретных людей на местах.» Вононо как! Думал чиновники работают по законам, а оказывается по человеческому фактору.
По законам не работают нигде в мире, потому что это просто невозможно. Можно только говорить, что это не так, но это так и это все знают.
ну не получается у вас работать в администрации, освободите места другим специалистам. Все у вас кто то виноват. Засели ЕР и не сдвинуть. ну что с вами происходит? и опять кто сейчас идет на выборы? Писатель Волковец)-смешно очень, библиотекарь Бикташева-мы от вас и ваших фото устали.