БЛИЖЕ К НАРОДУ. Михаил Бодак: «Прирост населения есть, значит, наш город Югорск живет и развивается» — Портал "2 ГОРОДА"

USD 96.95
EUR 106.42

БЛИЖЕ К НАРОДУ. Михаил Бодак: «Прирост населения есть, значит, наш город Югорск живет и развивается»

БЛИЖЕ К НАРОДУ. Михаил Бодак: «Прирост населения есть, значит, наш город Югорск живет и развивается»

О городе между Советским и Югорском, о беспризорных собаках и заводе пластиковых труб, о демографии и помощи предпринимателям. Вот неполный список тем, которых мы коснулись в разговоре с нашим очередным собеседником. Итак, предлагаем на суд читателей интервью с заместителем председателя Думы города Югорска Михаилом Ивановичем Бодаком.

 - Михаил Иванович, для начала давайте попробуем коротенько подвести итоги минувшего года и набросать контуры года наступившего.

 - Если говорить о прошлом годе, можно выразить все словами из песни С. Слепакова: «Это был тяжелый год». В первую очередь, как и весь мир, мы столкнулись с коронавирусом, нам пришлось работать в условиях пандемии. Все было в новинку, пришлось привыкать, вырабатывать методы. Благо что у нас в уставных документах и регламенте Думы города Югорска есть методы работы, предусмотренные для того режима, в котором сейчас мы работаем. В начале года мы попробовали поработать в заочной форме, но это оказалось не очень удобно — требовалось время для того, чтобы на вопрос пришел ответ. Эффективность была мала. Потом пришли к мнению, что необходимо работать в режиме онлайн, что разрешалось штабом по борьбе с коронавирусом. Мы пытались работать так по компьютерной программе, закупленной в свое время администрацией. Но произошел сбой. В конце концов, мы пришли к программному приложению Zoom, в котором сейчас и работаем. Все запланированные заседания мы провели. Рассмотрели все 62 плановых вопроса, а также 50 внеплановых. В принципе, поработали продуктивно. Задачу, которая оговорена в Уставе города, мы выполнили. Считаю, что год отработали неплохо.

 - Самое необычное, что было в прошлом году, было связано с пандемией?

 - Да. В остальном работа была для нас привычной. Больше половины депутатов — со стажем, они знают, чем надо заниматься. Хотя в начале работы этого созыва обучение проводилось, была целая программа. Из-за того что 2020-й год был необычным, ряд вопросов в повестке был связан с обстоятельствами, в которые попал мир, страна и город. В текущем году мы работать будем, но у нас он получается короткий, потому что в сентябре состоятся выборы седьмого созыва. План думы города на этот год мы утвердили с учетом тех месяцев, когда будет работать новая дума. Есть вопросы, которые повторяются из года в год, а есть новые вопросы. Подготовка к зиме, к учебному году, его итоги, летний отдых и т.д. — это дежурные вопросы, которые повторяются ежегодно. В этом году мы сразу запланировали вопрос по пандемии. В феврале мы заслушаем докладчиков из нашей городской больницы и роспотребнадзора по вопросу проведения вакцинации от коронавируса. В прошлом году мы этот вопрос активно будировали по разным направлениям. Мы постарались держать руку на пульсе и быть в курсе всех корректив, которые внесла в жизнь города пандемия.

 - То есть если в прошлом году пандемия была неожиданностью, то теперь она уже вписана в повестку дня?

 - Да, мы все это отслеживаем. Люди знают, что надо будет перед депутатами отвечать, готовятся, работают. Плюс ко всему мы будем заниматься вопросами о проведении выборов. Остальные вопросы связаны, в основном, с жизнедеятельностью города.

 - Как это отражается на городском кошельке?

 - Этот вопрос у нас возник сразу, когда были приняты решения штаба в части закрытия деятельности некоторых направлений экономики. Мы стали думать, как это повлияет на бюджет Югорска. В июне по этому вопросу отчитывался начальник нашей налоговой инспекции. Он нас заверил, что пополнение кошелька идет в плановом порядке, большого урона бюджету города коронавирус не нанес. Это было ожидаемо, но червячок сомнения всегда остается. Однако он привел цифры и оказался прав, поэтому по итогам года план поступления в бюджет мы выполнили.

 - В целом динамика бюджета год от года сохраняется?

 - Исполнение бюджета на одном уровне примерно уже лет семь.

 - А инфляция?

 -Уровень бюджета, которым мы заканчиваем год, «подъедает» инфляция на 4-4,5 %. Но, учитывая рост цены внутри, говорить о том, что есть какой-то большой прогресс, нельзя. Я могу сказать, слава богу, что в этих параметрах бюджет мы удерживаем. Обычно плановый бюджет, который мы утверждаем в начале года, тоже практически не меняется — 3,1-3,4 млрд рублей. Заканчиваем год +900 млн, иногда миллиард или немного больше. Надо сказать, что привлечение дополнительных средств в бюджет города присутствует, но чаще всего это субсидии и субвенции из окружного бюджета. Небольшая доля — 10-12 % — это  сборы по налогам. Но основная часть идет из округа. И это напрямую зависит от того, как администрация работает с аппаратом губернатора, департаментами. Нам удается на протяжении последних лет привлекать дополнительные ресурсы.

 - Какие наиболее сложные, выдающиеся вопросы и проблемы вы можете обозначить в городе?

 - Глобальные вопросы для всех муниципалитетов в округе за небольшим исключением — это жилье, ЖКХ и дороги. И Югорск — не исключение. Эти вопросы меняются по рангу в течение времени. Лет десять назад у нас на первом месте было жилье — в городе было порядка 300 тыс. кв. м непригодного жилья. На сегодня эта цифра уменьшилась до 70-и. Проблема жилья у нас стоит сейчас на третьем месте. На первое место выходит проблема дорог. Югорск, по сравнению с другими городами Югры, достаточно растянут по площади, у нас много частного сектора, площадь — порядка 20 тысяч гектаров. А при численности населения 37 тысяч это очень большая площадь. У нас «американский» принцип: центр — многоэтажный, периферия — малоэтажная. В этом есть большой минус — протяженная инженерия и дороги. Если вопросы с газом, электричеством более-менее двигаются, а с водой в большинстве районов вообще вопросов нет, то с дорогами вопрос застопорился. Поэтому люди эту тему обозначают как одну из самых основных в Югорске. Учитывая то, что большая часть времени у нас зима, все ездят на шипах, которые укорачивают жизнь дорожного полотна в половину. Новые дороги не строятся. Работавшая раньше схема, при которой из округа выделялись деньги на строительство дорог, сегодня не работает. Деньги, которые каждый автомобилист платит в казну, и акцизы с топлива к нам возвращаются — это порядка 30 млн в год. Но у нас только летнее и зимнее содержание стоит около 100 млн. Так что 30 млн — капля в море, и что-то построить на них невозможно. Но мы выкручиваемся. Когда появляется какая-то дополнительная копейка, мы пускаем ее на дороги. Но, на мой взгляд, без определенной дорожной программы в округе самим не прорваться.

- Вы выделили три больных вопроса. На первом месте — дороги, на втором — ЖКХ, на третьем — строительство жилья.

- Если по первому и третьему я сказал, то ЖКХ — это вечная тема. Здесь, опять же, слава богу, что мы в свое время, когда программы хорошо работали в округе, успели построить современные КОСы и ВОСы, и у нас вопрос с чистой водой не стоит. Стоит у нас вопрос по части тепла. Югорск, как многие северные города, в свое время формировался из прибывших на эту территорию организаций. Каждый приезжал, строил свои улицы, свои вагон-городки и, соответственно, свои котельные. Когда все это перешло в ведение городской власти, лет 20 назад, мы получили поселок Комсомольский с кучей абсолютно архаичных котельных, сетей. За это время мы смогли привести в порядок, и сейчас в Югорске довольно надежное теплоснабжение. Но у нас сегодня генерирующей мощности в два раза больше, чем плановой. Другими словами, котельных должно быть вполовину меньше. Это отражается на стоимости гигакалории. Ее мы утверждаем в РСТ, они нам ее пересчитывают на плановое и количество тепла. А фактические затраты намного выше, чем плановые. Наших коммунальщиков ругают за то, что они постоянно должны за газ. Так вот одна низ причин этого — несбалансированные тарифы. Балансировать их можно только за счет населения, но на это никто не пойдет, и пока не будет выделено целевое финансирование, вопрос будет «вечным»

- В минувшем году город перешел с «кольцевой» системы сбора твердых коммунальных отходов на контейнерный. Ну, и как полет к настоящему времени? Нормальный?  

- Согласно закона, у нас не было другого выхода. Хотя по опросам, процентов 70 населения устраивала та система, которая у нас существовала. Мы были вынуждены все изменить, потому что закон не предусматривал такой системы. Мы искали варианты, изучали вопрос, были дебаты в думе. На заседании думы отчитывался М.Э. Медведев — энергетик, у которого в управлении находится окружной оператор «Юграэкология». Надо отдать должное, он сам изъявил желание участвовать в заседании думы города. Многие вещи рассказал. Мы задавали ему много вопросов и высказывали предложения, часть из которых он обещал взять на вооружение. Мы — один из муниципалитетов, который стоит на пороге того, чтобы внедрить раздельный сбор мусора. Было высказано предложение — стимулировать людей к этому. Каждая мусорная площадка привязана к определенному количеству жителей, это можно отработать. Я думаю, свет в конце тоннеля в этом вопросе скоро забрезжит. Что касается той системы, которая сейчас работает, люди уже привыкли. Система, скажем так, прижилась. Большинство граждан все устраивает. Есть недовольство небольшой части населения. Так, при низких температурах реже убираются контейнеры. Есть предложения по увеличению количества площадок, изменения мест дислокации, освещения.

 - По логике, эта система, наоборот, должна работать лучше при сбоях из-за низких температур. Потому что сейчас есть конкретные площадки, куда можно складывать мусор, а раньше людям приходилось его кидать, куда попало.

 - Я согласен, что в этом есть плюс. Но от системной недоработки мы все равно не ушли. Хотя система эта самоокупаемая, мы сами платим за это. И не факт, что, выразив свое возмущение и предложив оператору приобретать арктическую технику, масла, и т.д., нам это не аукнется ростом тарифов. У нас в Югорске и Советском проблема была, и эти трудности были по округу — все города с этим столкнулись. Насколько я знаю, губернатор распорядилась изучить вопрос, чтобы этого больше не повторялось.

 - Михаил Иванович, беспризорные собаки. Этот вопрос повсюду стоит остро. А в Югорске как с ним обстоит дело?

 - Этот вопрос был в повестке думы. Закон поменялся, мы очень серьезно его рассматривали, был выработан ряд решений и предложений. Ситуация в Югорске сегодня следующая. Обычно в 2019 и ранние годы у нас отлавливалось примерно 700-1000 собак в год. Схема была понятная: отловили, подержали, покормили, если хозяин не нашелся — убирали, конечно, не гуманно, и сейчас закон этого не позволяет. На мой взгляд, закон этот абсолютно не проработан. Собака не появляется из ниоткуда, чаще всего человек заводит собаку, потом что-то не складывается, и ее выбрасывают на улицу. Если говорить про наши северные территории, особенно про поселки, собака у нас вообще как часть ландшафта. Они всегда жили, бегали свободно в лесных поселках, никто на это особого внимания не обращал. Не может ситуация от принятия закона поменяться одномоментно. Прежде чем принимать закон, надо было провести определенную подготовку в части обращения с животными. У нас любой гражданин, имеющий автомобиль, несет за него ответственность: регистрирует, проводит ТО, платит страховку. Я думаю, если ты завел собаку, за нее тоже нужно нести определенную ответственность: у нее должен быть номер, примерно как у автомобиля, должен вестись учет, вакцинация, уход, присмотр. Если собственник собаки нарушает данные пункты, государство должно его наказать и научить делать правильно. То есть, прежде чем бороться с беспризорными собаками, надо привить культуру сосуществования с братьями нашими меньшими.

 - То есть каким-то образом прекратить бесконечный поток поставки беспризорных собак на улицы. Иначе никаких питомников не хватит.

 - Да, это точно. Второй вопрос. Если уж договорились, что собак умерщвлять нельзя, а надо содержать, по семьям раздавать и т.д., для этого тоже должно быть все сделано. Мы изучали опыт других муниципалитетов, и нам понравился опыт Челябинской области. Там на территории области планируется построить три межмуниципальных питомника. В питомнике будет и содержание, и лечение, и раздача собак в добрые руки. Этим делом занялся субъект федерации, озаботился, выделил деньги. Я думаю, это нужно было сделать везде, перед тем как принять закон. Справедливости ради нужно сказать, что инициатором этой идеи у нас выступил депутат Бурматов из Челябинска. Буквально на днях я смотрел новость из Улан-Удэ, где мальчика искусали собаки, и в Москве борются за его жизнь. Недавно не лучшее дело было в Башкирии и на Востоке, то есть пошла определенная волна. Но крайними почему-то остаются муниципалитеты. Депутаты Государственной думы приняли не совсем правильный закон. Субъект федерации, на который возложены полномочия, нам пока ничего доброго в этом направлении не сделал, и теперь муниципалитет крайний. Надо найти деньги, чтобы построить приют, который должен соответствовать определенным требованиям. Например, в Салехарде строят приют на 15 собак за 30 млн. Изучив все это, мы обратились к губернатору за помощью. Предложили вариант, как в Челябинской области, чтобы были окружные межмуниципальные приюты. На них затрат будет меньше. И мы получили ответ за подписью замгубернатора об отказе. Там прозвучала одна хорошая интонация в том, что Минприроды обозначено исполнителем этого закона, и сейчас они прорабатывают какие-то подзаконные акты, чтобы поправить это дело. В округ, кроме нас, обращался еще Лангепас. Мы всю переписку и наше письмо отправили Э.В. Исакову, нашему сенатору, чтобы он поторопил это дело. Сейчас в европейской части России, может быть, не так остро дело обстоит, но северные города и особенно поселки с этой темой задыхаются.

 - В настоящий момент как обстоят дела в городе с этим вопросом?

 - В прошлом году мы отловили 212 собак, каждая из которых обошлась в 9,9 тыс. рублей — в четыре раза больше, чем в 2019 году. Собак ловили, содержали, стерилизовали, выпускали неагрессивных обратно на улицу, то есть как-то закон выполняли. В этом году на конкурс никто не заявился, хотя объявляли его два раза. Насколько я знаю, на территории округа специализированной организации, способной решить эту проблему, нет. Раз никто не заявился на конкурс, главой принято решение поручить эту тему кому-то из муниципальных предприятий, раз бизнес этим не хочет заниматься.

 - В Советском вроде бы обозначились желающие выйти на эту тропу — организовать приют и заняться организацией приюта. Вы заинтересованы в сотрудничестве с ними?

 - Да, мы заинтересованы. Насколько я знаю, наш глава эту тему обсуждал с руководством Советского.

- Вы сомневаетесь, что у них что-то получится?

 - Да. Там надо, чтобы собаки содержались в определенных условиях. Я уже привел в пример сумму, которую на это тратят в Салехарде. Может, у нас она будет не такая высокая, но все равно определенная сумма нужна, чтобы построить приют. К тому же есть санитарные нормы размещения подобных объектов. Никто не захочет жить по соседству с приютом, в котором собаки будут без конца лаять. Ветеринарное обслуживание тоже приличных денег стоит. С кондачка, без подготовки, этот вопрос не решится. Поэтому мы решили искать деньги, делать все, как положено, по закону. Параллельно собаками будем заниматься, как сможем, будем их ловить. Этот вопрос на контроле думы и он будет рассматриваться в марте на комиссии. Я надеюсь, что или в законе что-то изменится, или выделят денег столько, сколько положено. С другой стороны, все мы понимаем, что после того как отловленную собаку привели в порядок и выпустили на улицу, есть она не перестала хотеть, поэтому они даже стерилизованные будут в стаи сбиваться, и мало не покажется.

 - Прейдем к другой теме. Недавно была изменена система избирательных округов в городе.

 - На декабрьском заседании думы мы вынесли решение и утвердили одномандатную нарезку округов.

 - Теперь все округа одномандатные? Зачем? Они и так были всего лишь двухмандатные (в сравнении с городом Советским, где они пятимандатные).

 - Я думаю, что для избирателя это будет лучше. Вот пришел избиратель на участок. Раньше он был двухмандатный: из множества кандидатов надо было выбрать двух, а из них еще одного. В том случае, когда у избирателя будет возможность выбрать только одного кандидата, а не двух, то избирателю будет проще разобраться.

 - Технология будет проще.

 - Да. Количество избирателей на избирательном участке ополовинилось. За этот срок своих избирателей, а их порядка 1200 человек, кандидат может знать в лицо, повстречаться с каждым. Тема улучшения жизни на этой территории будет решаться проще, ведь чем меньше участок, тем больше возможности решать вопросы, особенно мелкие, связанные с тротуарами, цветниками, заборами и т.д. Мы посчитали, что плюсов от одномандатных округов намного больше. Тема эта звучала давно, причем и от избирателей и от депутатов. Избирателю будет проще оценивать деятельность депутата. Опять же, если есть два депутата, один может работать, а второй — нет.

 - Но зато, если один уехал, заболел или умер (такое тоже бывает), останется второй.

 - Я бы не сказал, что это минус, а сказал бы, что это полплюса, потому что в этом случае пустоты не будет, так как сразу будут довыборы.

- Михаил Иванович, когда-то мы с вами обсуждали два перспективных проекта: пятикупольный храм и проект «Ворота в Югру». Что с ними сегодня?

 - Эти вопросы не забыты. Вопрос о «Воротах в Югру» находится на контроле у депутатов. Я был инициатором этого дела, мы неоднократно заслушивали администрацию. Сегодня наш муниципалитет едва ли не единственный в России, который из Гослесфонда с учетом водоохранки в госреестре получил себе территорию в границы города. Мы имеем право на этой территории делать все, что разрешено законом: проектировать, строить. Буквально это случилось в прошлом году,  в  Росреестре зарегистрировано, что этот земельный участок городской. До этого он был в Гослесфонде, честно говоря, на нем была не совсем законная деятельность. В любой момент могли прийти лесники и попросить нас со своей территории. Сегодня она наша, и мы переходим ко второй фазе. У нас был эскизный проект, сейчас мы будем переходить к основному проектированию. У проекта «Ворота в Югру» два направления: первое — ознакомительный — это музейная часть, второе — развлекательный — отдых. Музейная часть, понятное дело, останется за муниципалитетом, а развлекательная — за бизнесом. Сейчас мы уже запланировали деньги на проектирование сетей. Земля у нас есть, и мы можем участвовать во всех грантах, которых великое множество.

Фото: МБУ «Музей истории и этнографии»

 - А с храмом что?

 - Храм строится, как положено, всем миром. Епархия наша и кирпичики продавала и применяла другие формы привлечения средств. Сегодня можно говорить, что проектная документация на выходе. Его стоимость — около шести миллионов. Как только эта фаза закончится, можно приступать к строительству. Способы разные, сметная стоимость этого объекта порядка 560 млн. Если по методу кирпичиков идти, то сроки строительства растянутся, чего бы не хотелось. Стучаться в высокие кабинеты нужно с готовым проектом. С Владыкой мы контакт держим, он уже провел предварительные переговоры с «Лукойлом», но все-таки большие надежды мы таим на Газпром. Все-таки Югорск — газовая столица Югры.

- Вопрос, который недавно тоже получил некий новый импульс, по крайней мере, в медийной сфере, свалился неизвестно откуда — агломерация. Можете сказать, что к чему? Вообще на данный момент есть какие-то интеграционные процессы?

 - На моей памяти эта тема возникает раз пятый-шестой. Я помню, Александр Васильевич Филипенко нас приглашал и говорил, что, мол, давайте, ребята, будем объединять Югорск и Советский район и т.д. Мы сделали вид, что не хотим. Он спросил, что надо для того, чтобы мы захотели. Договорились на том, что мы все наши желания отразим. По тем деньгам мы насчитали почти шесть миллиардов. Хотели построить новый город между Югорском и Советским на такую сумму. Александр Васильевич крякнул в ответ на наши запросы, и вопрос подвис. Потом еще были многократные попытки. Я думаю, что рано или поздно это дело все равно случится.

 - Вы говорите об объединении, а агломерация — это же немного другое.

 - Да, агломерация — это, скорее, первый этап объединения. И это уже есть в документах в Правительстве Югры. Раз тема всколыхнулась, она, наверное, пойдет. Думаю, рано или поздно это случится. Дай бог, чтобы после этого всем стало лучше.

 - Еще вопрос о дружбе и сотрудничестве, которая у вас случилась несколько лет назад с городом-побратимом в Белоруссии Шкловом?

 - Были поездки. Контакты и сегодня поддерживаются на уровне поздравлений по праздникам. Мы друг друга не теряем.

 - А экономические связи?

 - Экономические связи с Белоруссией сложно поддерживать, потому что логистика очень тяжелая. Единственный проект, который у нас получился в свое время, когда предприниматель А.Н. Соколов начал работать с Шкловским районом в части поставки продовольствия. У него в магазине был отдел белорусских товаров. Но из-за того что логистика тяжелая, в ценовой политике он проигрывал. Однако все же определенная категория населения в Югорске к этому товару привыкла и покупала.

  - Получается, что эти взаимоотношения больше символические?

 - Скорее, да. Там еще руководство поменялось. Но в принципе контакты остались. Я думаю, в 2022 году, на юбилей города, мы их пригласим, и делегация от них приедет.

- Еще раз об экономике. Эта тема является одной из главных в любом городе, в любом поселении. Каково состояние экономики в городе на данный момент? Каковы перспективы и какие есть идеи по развитию экономики? Как она переживает пандемию? Насколько предприниматели удовлетворены помощью, которую получили от власти?

 - Если говорить о предпринимательском сообществе, мы сразу, как только началась пандемия, этой темой озаботились. Н.В. Тимченко ближе к предпринимательской теме, он приходил ко мне, мы все это дело анализировали. Там же уровень поддержки был федеральный, окружной и муниципальный. Была переписка с округом. На тот момент был еще определенный испуг: а соберем ли мы деньги вообще в бюджет, чтобы была возможность помогать? И мы настояли на том, что надо разработать дополнительные меры поддержки в администрации. Это носило заявительный характер, и нужно было собрать ряд документов. Все это дело пошло, но предприниматели откликнулись не очень активно.

 - А они знали?

 - Конечно.

 - По вашим словам, получается, что им эта помощь не особо-то и нужна была?

- Сложилось впечатление, что для части предпринимателей это не критично. Ну а другая часть предпринимателей воспользовалась поддержкой в полной мере. Если судить по факту, есть, конечно, определенная потеря в этом сообществе, но в целом, тьфу-тьфу, мы пока пережили.

 - А в целом экономика города?

 - А в целом экономика стабильна, потому что основной источник — это налог на доходы физических лиц, который у нас связан, в основном, с зарплатой градообразующего предприятия. Там ситуация стабильная, поэтому этот налог у нас всегда идет с перевыполнением. Плюс налоговая работает, и у нас тоже есть совместная комиссия. Я, честно говоря, боялся, что в этом году не будет выполнения плана. Но нет. Руководитель налоговой выступал и заверил, что все будет нормально. Этот год, я думаю, тоже не будет критичным. Зарплата будет выплачиваться, основной налог будет поступать.

 - Складывается впечатление, что у вас есть основной источник экономического благосостояния, и вы успокоились.

 - Нет. Говорить о том, что мы не заинтересованы в развитии экономики города, нельзя.

 - Идеи-то есть какие-то?

 - Есть, и различные. Есть идеи глобального масштаба, есть программа поддержки предпринимательства, куда можно прийти, защититься, получить стартовые деньги для организации своего бизнеса. Вопросов нет. Все эти программы работают, дают определенный эффект, но ждать, что будет какой-то большой прорыв, думаю, не стоит. Я уже давно живу и не верю, что можно шапками закидать. Раньше проектов было много. В одно время выносили на округ проект, что надо сделать здесь завод по производству битума. Здесь ведется строительство, логистика у нас хорошая, битум можно вывозить. Тяжелая нефть, составляющая битума, у нас рядом. В результате бумаги писали-писали, даже москвичи к нам приезжали. Начались переписки, фондовые дела и… шиш. Как говорится, захочешь угробить идею — надо обратиться к чиновникам выше рангом.

- Можно, мы эту фразу поставим в заголовок?

- (Смеется) Думаю, не стоит. Вторая хорошая идея, которую я озвучивал Наталье Владимировне — о кирпичном заводе. Пионерский кирпичный завод не может выдать нужные для строительства объемы. Мы — весь запад, Нягань, Советский, Октябрьский районы — сегодня везем кирпич из Свердловской области. Строить надо еще много. Следовательно, надо построить кирпичный завод здесь или в Югорске, или рядом с Агиришем есть залежи глины. Есть недорогие китайские заводы на 5 млн кирпичей в год. Этим можно было закрыть потребность. Тему эту мы пообсуждали, бумажку я написал, но ничего не сдвинулось. 

 - Это в прошлом. А на сегодня?

 - На сегодня есть у нас тема с бизнесом из Екатеринбурга по поводу производства синтетических труб высокого давления. Вялотекущий процесс идет. Понятно, что пандемия свои коррективы вносит. Бизнес готов, но просит, чтобы мы гарантировали сбыт. Объемы будут большие, надо, чтобы весь округ брал. Мы опять начали тропинку торить вокруг, чтобы подтвердили, что будут брать. Но все то же, как и с нефтью. Однако сказать, что администрация подняла руки, тоже нельзя. У нас каждый год стоит вопрос об инвестициях в экономику Югорска. Уже третий год мы, депутаты, их заставляем искать варианты, думать, отчитываться.

 - Вопрос по поводу городской демографии. Это тема, которая отражает то, насколько город здоров. В Югорске идет ежегодный прирост. Интересна, во-первых, структура этого прироста: рождаемость, миграционные процессы? И какова вероятность, что он сохранится?

 - У нас уже много лет, за исключением тех демографических ям, которые были в 90-х годах, ситуация довольно ровная. Последние лет семь у нас ежегодно рождается 400-600 ребятишек. Смертность примерно тоже одинаковая — 200-250 человек. Разница между этими цифрами — естественный прирост. И еще одна цифра — человек 100-200 — это миграция, люди приезжают. Небольшая часть уезжает. Где-то человек на 200-400 в год население в последние годы прибывает.

 - Ваш прогноз на ближайшее время: такая ситуация сохранится?

 - Наверное, да. Количество рабочих мест у нас вырастает человек на 200 в год. Понятно, что эти места не с самыми высокими заработками. Но, тем не менее, все равно люди приезжают. Город, на мой взгляд, комфортный по сравнению с другими. Каких-то особых препон мы не ставим. Люди живут, находят работу. Где-то вахтой, потому что отсюда проще попадать. Прирост населения есть, значит, наш город Югорск живет и развивается. Количество площадей жилья мы на 15-25 тысяч увеличиваем, непригодное для проживания сносим.  Я думаю, если активно округ будет помогать, администрация заточена на то, чтобы строить, строить и строить жилье. Застройщиков мы, слава богу, сохранили. Думаю, лет 5-7 Югорск с такой бедой как непригодное жилье справится.

    - Теперь подойдем к вопросу несколько другого свойства. На данный момент прошло уже 2,5 года, как новый глава Андрей Бородкин является главой города. Значит, можно судить о его работе без всяких скидок. Можете оценить ее критически?

  - Есть определенные небольшие ошибки на начальном этапе. Например, тема, которая была с вырубкой леса в Зеленой зоне. Считается, что это его ошибка, но я думаю, что это ошибка больше его помощников и заместителей. В целом по поводу него дума не ошиблась. Он работал заместителем у меня, у Раиса Закиевича, человек подготовленный. Он высококлассный юрист — я работал с ним, знаю. Понятно, что тема городского хозяйства была для него новой. Но сегодня по истечении времени можно сказать, что он во многих вопросах разбирается неплохо, легко обучаемый человек, коммуникабельный, может работать с населением. Он открыт для любого гражданина города. На прием к нему ходят, людям он помогает. На мой взгляд, авторитетом он пользуется. Необдуманных решений никогда не принимает. У него очень твердый характер. 

Есть люди, которые рубят сплеча, а он поспешных спонтанных решений не принимает. Я думаю, у него как у мэра есть хорошее будущее, потому что как руководитель он становится все больше и больше значимым в городе. С думой он работает очень тесно, принимает участие во всех заседаниях. Мы ввели такую форму как «парламентский час». Раз в месяц мы собираемся с главой, заместителями и все, что в течение месяца нагорело, какие-то вопросы, непонимания возникли, все это решается — дается протокольное поручение и дело двигается. На прошлом парламентском часе, например, мы заострили внимание главы города на уличном освещении. Часть работ уже выполнена, часть записали в проблематор. У нас такая темная улица как Торговая, когда к вертолету едешь, со стороны ж/д переезда, освещение плохое. Проект есть, а денег нет. Все это мы записали, и теперь оно не забудется. А частные мелкие вопросы, типа, где добавить фонарь — это уже часть дела. Январский парламентский час был посвящен зиме, снегу, тротуарам, дороге.

 - Оценка по пятибалльной шкале?

 - Четыре с плюсом точно.

- Спасибо вам, Михаил Иванович, за этот разговор! Всегда рады вас видеть!

В. Турин

ИА «2 ГОРОДА»


Нет комментариев. Ваш будет первым!