ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ. Алексей Метелев. Лес рубят — щепки летят! Что ждет Советский район в связи с нововведениями в лесной отрасли — Портал "2 ГОРОДА"

USD 94.87
EUR 104.74

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ. Алексей Метелев. Лес рубят — щепки летят! Что ждет Советский район в связи с нововведениями в лесной отрасли

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ. Алексей Метелев. Лес рубят — щепки летят! Что ждет Советский район в связи с нововведениями в лесной отрасли

Президент РФ поручил ввести полный запрет на вывоз из страны необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород с 1 января 2022 года. Судя по всему, это решение должно сильно повлиять на лесную отрасли в стране. Однако своя рубашка ближе к телу, и нас больше интересует, как это повлияет на экономику лесного Советского района. Мы решили узнать экспертное мнение по данной ситуации у Алексея Александровича Метелева, руководителя лесопромышленного комбината «Хольц».

 - Алексей Александрович, ваше мнение по этому поводу. Чего нам ждать? Сильно ли что-то изменится, или, как это часто бывает, будут найдены некие ухищрения, и все останется на своих местах?

 - На мой взгляд, этому быть, коли уж первое лицо заговорило об этой проблеме. Первым посылом от органов власти было заявление Матвиенко, после публикации расследований журналистов о том, что происходит в отрасли. Ее обращение, как мне кажется, было кем-то написано, а она его просто озвучила. Оно прозвучало довольно недальновидно, потому что она предлагала вообще запретить весь экспорт древесины, что странно.

 - Имеется в виду даже после глубокой переработки?

 - Да. Она говорила о прекращении экспорта с целью наведения порядка. Посыл вроде бы правильный, но освещаемые в СМИ проблемы не находили подтверждения, например, на территории ХМАО — Югры. Но эту тему подняли на самом высшем уровне. Теперь скажу о том, что касается непосредственно нашего округа и в частности Советского района. Это предложенное Путиным нововведение действительно серьезная проблема для тех лесопользователей, которые ориентировали свой бизнес на балансовой древесине. Балансовая древесина — это, грубо говоря, бревно, то есть тот самый необработанный кругляк, только маленького диаметра. Согласно таможенным правилам и ГОСТу, кругляк диаметром от 5 до 14 относится к балансовой древесине. Мы активно заготавливаем эту древесину, потому что сложилась парадоксальная ситуация на рынке Узбекистана и отчасти Казахстана. Средняя Азия увидела в балансовой древесине не сырье для дальнейшей переработки, а именно конечный продукт. Они используют его вместо пиломатериала для индивидуального жилищного строительства. Этот продукт для них дешевле, чем пиломатериал. А ценообразование сложилось так, что он стал дороже пиловочника. От этого и парадокс. Балансовую древесину, которая как низкосортная должна стоить значительно  дешевле, используют целлюлозно-бумажные комбинаты в качестве сырья. А на среднеазиатском рынке сложилось по-другому, поэтому спрос сформировал активность в Советском районе на заготовку балансовой древесины. На территории района этой древесины довольно много, поэтому лесопользователи активно оформляли договоры аренды под это дело и строили свою экономическую модель исходя из того, что они будут заготавливать «баланс» и продавать его.

С 1 января 2022 года мы не сможем отправлять эту древесину, соответственно, придется расторгать часть договоров аренды, которые были заключены предпринимателями. Как следствие, произойдет сокращение рабочих мест и уход части предпринимателей из этого бизнеса. Это негативная сторона происходящего. Дальний Восток поставляет мало «баланса», потому что они находятся дальше от этих рынков сбыта, им это не интересно. И в отличие от Дальнего Востока, у нас много именно небольшой в диаметре древесины. Поэтому модель с балансовой древесиной очень хорошо вписалась. А сейчас эта модель разрушится. Что придет взамен?

У нас основная цель — инвестировать средства в собственную переработку. Но история эта двоякая. Покупая оборудование для переработки тонкомерной древесины, мы не уверены, будет ли спрос на эту переработанную древесину в Узбекистане. Из этого тонкомера мы можем сделать так называемый «лафет» — необрезной материал, максимально приближенный к круглому виду. Но мы пока не знаем, как будет относиться к этому виду товара таможня: будет ли она считать его грубо обработанным или обработанным материалом. Либо нам нужно делать из тонкомера брусок, но тогда цена этого материала будет сопоставима с ценой пиломатериала. И тогда перед узбеками встанет выбор: купить брусок или обычный пиломатериал. Скорее всего, предпочтение будет отдано обычному пиломатериалу, потому что он выдерживает нагрузку больше, чем брусок.

 - Но ведь в каждом правиле бывают исключения. Можно ли добиться каких-либо поправок в это решение?

 - Я думаю, что нет. Это будет общее правило, потому что в общем объеме заготовки древесины в рамках страны объем нашего «баланса» невелик. Россия строила взаимоотношения на экспорте круглых лесоматериалов с Финляндией и в силу этого добивалась от нее лояльности во многих международных вопросах. Но даже этот момент не стал основополагающим для принятия закона. Я думаю, что на наши проблемы и подавно никто не будет смотреть.

 - Какую долю занимает продукция, о которой вы сейчас говорите, в общем объеме производства лесной отрасли?

 - Цифр у меня нет, и по наитию говорить неправильно, но на отправке на станции «Агириш» формируется больше именно круглой балансовой древесины. Для Агириша, Таежного, Зеленоборска это очень значительная часть продукции. Этот объем уйдет, но будет ли древесина востребована? Основной потребитель этой древесины на территории РФ — это бумажная промышленность. Но когда мы только начинали работать, у нас вставал вопрос, сжигать  балансовую древесину в лесу или куда-то отправлять. Мы стали сдавать ее в ЦБК. На тот момент стоимость этой продукции с трудом покрывала транспортные расходы. Поэтому я даже не предполагаю, что этот выпавший объем древесины выйдет на внутренний рынок. Внутреннего рынка на нашу древесину попросту нет, поэтому, скорее всего, эта древесина на территории Советского района как пласт умрет. Ее можно только раздробить, но, опять же, рынка щепы на территории Советского района нет. Если бы даже и был, стоимость щепы должна быть настолько высокой, чтобы покрыть все расходы, связанные с заготовкой балансовой древесины.

 - Почему вы говорите, что нет рынка щепы? У нас же работает «Югра-плит»?

 - Он большей частью покрывает своей заготовкой. Должно быть несколько «юграплитов», чтобы они перелопатили такой объем. И к тому же цена должна быть колоссальной. Цена «баланса» на сегодняшний день больше, чем пиловочника, это и толкает предпринимателей на то, чтобы заготавливать его. На мой взгляд, негативный момент — заготовка «баланса» прекратится. А положительный момент в том, что правительство ставит задачу углубить переработку на территории РФ и поставлять ее на внешние рынки.

 - Как это решение отрицательно повлияет на Советский район, мы уловили. А что-то позитивное для экономики района вы в этом видите?

 - Я наслышан, что некоторые предприниматели уже покупают оборудование для переработки. Это, на мой взгляд, полумера с точки зрения инициатив. Я не знаю, во что это выльется. Это должно подтолкнуть предпринимателей к покупке оборудования для просушки материалов. Появится такая цепочка необходимых мер для того, чтобы соответствовать требованиям законодательства. Вопрос: будут ли средства у предпринимателей? Наберусь смелости предположить, что нет. Далеко не все прибегают к услугам кредитования. Своих денег для того, чтобы одномоментно всем перестроиться, наверняка нет. Время покажет. Мой прогноз — значительная часть предпринимателей уйдут с рынка, будут потеряны рабочие места, снизятся налоговые поступления. С точки зрения государства все логично, а то, что будут сломаны судьбы части предпринимателей — ну что ж, это жизнь.

- Лес рубят — щепки летят. Выходит, так. Спасибо вам, Алексей Александрович, за то, что нашли время изложить свою точку зрения.

 

В. Турин

ИА «2 ГОРОДА»


Нет комментариев. Ваш будет первым!