ПОВЕСТКА ДНЯ. Юрий Лихушин. В Советском районе все хорошо, но пора валить? — Портал "2 ГОРОДА"

USD 92.71
EUR 103.47

ПОВЕСТКА ДНЯ. Юрий Лихушин. В Советском районе все хорошо, но пора валить?

ПОВЕСТКА ДНЯ. Юрий Лихушин. В Советском районе все хорошо, но пора валить?

Да, именно такой вопрос возник в ходе обсуждения с нашим собеседником ситуации, происходящей в Советском районе. А как этот вопрос возник, и каков на него окончательный ответ, читайте в интервью с депутатом Думы Советского района Юрием Юрьевичем Лихушиным.

 - Юрий Юрьевич, исполнилось три года с момента избрания главы Советского района Игоря Набатова. Достаточный повод, чтобы обсудить его. Какие оценки можно поставить власти? Позитивом ли дышит район?

 - Район в любом случае дышит позитивом. Жизнь продолжается. Не было бы позитива у людей, у власти, тогда можно черные шторы вешать и прощаться. Что касается работы главы и власти района в целом, каким бы долгим ни был процесс стабилизации, я считаю, что сегодня глава и руководимая им команда вышла на определенный уровень осознанного, равномерного, обдуманного принятия и исполнения каких-либо решений. Я вижу, что стабилизировалась позиция по реформе, реконструкции и улучшению ЖКХ. С моей точки зрения, достигнут уровень понимания: что было, что нужно сделать и в каком русле двигаться. Я не даю глубокой оценки, хорошо это или плохо, я вижу стабилизацию мнений, решения и понимания. Сейчас идет такой период, выдвигаются осмысленные доводы для того, чтобы работать.

 - То есть система управления настроена?

- Я считаю, да. Долго или коротко это было, но время прошло, мы подводим некий итог. Определенную стабильность я вижу в сфере деятельности вообще всего промышленного комплекса. Были периоды пиковых точек, когда во всех отраслях кипело: строители сдавали по 50 тысяч квадратных метров, лесозаготовители косили лес косой, штабеля которого закрывали солнце. Но надо понимать, что после каждого подъема бывает спад. Лишь бы спад не уходил ниже уровня дна. На сегодняшний день я вижу, что это не дно. Пусть это не тот уровень, который мог бы устраивать территорию в целом, но два раза в одну реку не войдешь. И лесной комплекс в нашем районе по заготовке деловой древесины может возродиться в полном объеме не раньше, чем через 100 лет, это надо понимать. Я говорю о том, что возможности, которые мы имеем на сегодняшний день, на мой взгляд, реализуются, отрабатываются. И это не только о работе администрации, но и о том, что предпринимательское сообщество, холдинги проявили определенную гибкость и преодолели момент стояния и регресса. Вышли на хороший уровень «Лесопильные заводы Югры». Это интересно рабочими местами, стабильными показателями по собираемости налогов, зарплате. Сегодня в тех условиях, в которых мы живем, большего сделать нельзя.

 - А как вы относитесь к мнению, что, например, ЖКХ у нас находится в ужасном состоянии по той причине, что два главных предприятия на грани? «Водоканал» в состоянии банкротства, «Генерация» погрязла в долгах. Как это рифмуется с той стабильностью, о которой говорите вы?

 - Давайте смотреть предшествующий период, ближайшие 15 лет. Когда-то по-другому было? Вы можете сказать, что в 2003 году с ЖКХ было все хорошо? Тогда было то же самое, хотя был другой экономический момент в целом в стране. Москва далеко, но трансформируется над Советским она напрямую. Посредством всех коммуникаций общее состояние в стране отражается на конкретной территории в течение суток. Есть понимание того, что в целом жилищно-коммунальный комплекс страны находится не в лучшем состоянии. Констатируем факты, которые выкладывает статистика: 64 % сетей по всей стране требует немедленной замены, они находятся в состоянии, близком к ветхому. По статистике Советского района, эта цифра — от 55 до 65 %. Вот он, коридор, в котором у нас ситуация не хуже, чем в Смоленской или в Читинской области, в данном историческом моменте мы находимся на таком уровне. Это касается строительства, ЖКХ, дорог, уровня зарплаты — абсолютно всего. Мы — часть страны, мы живем в ее контексте. Все относительно, и все надо смотреть в контексте. Может, это приходит с возрастом, но я стал менее радикальным в плане критики.

 - Можно узнать, как давно?

 - Наверное, как 50 исполнилось, я стал понимать, что все можно загнать в ситуацию «плохо». Но и перехваливать тоже нельзя. Я ежедневно без удовлетворения смотрю утренние новости по местному телевидению. Все, что там показывают, достойно критики.

 - Наверняка смотрят не все. Расскажите, что там такого показывают?

 - Во-первых, сама подача. Наше телевидение захлебывается в победных реляциях. Создается впечатление, что семичасовые новости — это повод, чтобы над всей страной взошло солнце. На самом деле это не так. Для меня не хватает объективности, не хватает остроты в их комментариях. Больше всего меня нервирует то, что там высказывается только одна позиция, которая настраивается, формируется и, я бы даже сказал, фабрикуется. Таким образом, к восьми часам утра определенная категория нашего населения уже эмоционально нагрета. В новостях говорят, что проблем нет, просто благодать, а житель района идет вечером домой и видит бардак. Сплошная необъективность порождает негативное восприятие. Человек, посмотрев такие новости, утром пришел на работу и уже раздражен.

- Но вы же депутаты, вы же дума, вы же имеете механизмы влиять таким образом, чтобы СМИ не были просто марионеткой исполнительной власти.

- Отдельная тема для разговора — полномочия думы и то, что может нынешний депутат, а чего он не может. Трансформация полномочий муниципальных депутатов началась не сегодня и достигла такого уровня, что мне депутатская деятельность становится все менее интересной. Федеральные законы, которые не мы рождаем, говорят о том, что нужен депутатский корпус, чтобы иметь коммуникацию с населением. Но если ты имеешь коммуникацию с населением, то ты — первая инстанция, которая слышит вопрос: когда вы исправите эту позицию? Если брать полномочия депутата 10-15 лет назад, то он, даже не имя собственного фонда, мог продвинуть вопрос, допустим, благоустройства в отдельно взятом дворе. Сегодня существует свод наказов, который обсуждается, по нему проходят доклады, но все это пустое, порождающее только разговоры. Надо отчитаться за исполнение депутатских наказов — отчитываются.

Дело в том, что в основе всех изменений лежат финансовые возможности. На сегодня депутат думы, кроме того что утвердить бюджет, в котором заведомо нет развития, не может ничего. Он вынужден проголосовать за, потому что иначе не будет возможности выплачивать зарплату муниципальным работникам. Можно категорично отнестись и, как в свое время делали коллеги из города, не принимать бюджет. Они не принимали его один, второй месяц. В результате в подвешенном состоянии оказался вопрос выдачи зарплаты, но при этом ничего дельного достигнуто не было. Поскандалили и разошлись.

Сегодня муниципальный депутат посредством целого ряда законов и дополнений к ним фактически является сторонним наблюдателем. Как бы мне в моем возрасте ни печально было осознавать, но я фактически ничем не управляю. У меня есть выбор: либо взорваться, бросить шапку на пол со словами «да зачем мне это все надо?», либо осознать вторую сторону своей роли. Все-таки консультативно я могу вмешиваться в эти процессы. Я не могу управлять ими напрямую, но могу высказывать свое мнение, могу рекомендовать, могу подсказывать вектор движения, опираясь на опыт, на здравый смысл, на определенную степень своей образованности. Сегодня я это делаю. Думаю, что депутатство — не бесполезная затея, но надо понимать, что уровень влияния депутатского корпуса достаточно невелик.

 - Возвращаемся к изначальному тезису. Районная власть достигла определенного уровня настройки управления. То есть сейчас в их действиях есть нечто похожее на командную работу?

 - На командную работу с определенным направлением движения. То есть понятны приоритеты, эта команда исполняет ранее принятые свои или какие-то наши решения и движется уже по прямой, без зигзагов и провалов.

- Это уже как-то повлияло на уровень жизни населения в районе?

 - Уровень жизни зависит от экономики, занятости населения и качества жизни территории. Хорошо, если территория работает, если у нее есть момент для приложения рабочей силы, чтобы зарабатывать нужное количество средств для того, чтобы хватало на все. В основе всего лежит экономика. Я иногда называю Советский район районом, который может претендовать на государственную пенсию в очень хорошем размере. Потому что в свое время он отработал и отдал все. Исторически по временному отрезку получилось так, что если бы конец 90-х пришелся на период 70-х годов, можно было бы говорить о Советском районе то же, что говорят, например, о Сургутском районе сейчас. Леса здесь было много, нефти было много, но, к сожалению, эти 40 лет минули, и получилось так, что ни того, ни этого практически нет. А другого не создали не потому, что не хотели или не умели, а потому, что не стояло такой задачи. Поэтому раз уж есть заслуженные пенсионеры и почетные пенсионеры, то можно такую градацию ввести и для районов. Ели бы была такая градация, Советский район мог бы претендовать на очень достойную пенсию.

 - Если пользоваться терминологией чиновников, Советский район сейчас живет в возрасте дожития?

 - Наверное, да. И это надо четко понимать. Точно так же, как рыбы, птицы, люди, умирают территории. Умерла Римская империя. В истории нет ничего вечного. Вот мы упомянули Сургутский район, но все понимают, что через 25-30 лет, по словам наших геологов, и там станет пусто.

 - Исходя из ваших слов, у меня созрел вариант заголовка: «В Советском районе все хорошо, но пора валить?» Да?

 - Нет, я к этому никого не призываю. Я перед собой такой вопрос ставил и думал. Есть у меня историческая родина — Курская область. Мои родители приехали сюда в 65 году, где я и родился. Но я часто ездил туда к родственникам. Однако хорошо понимаю, что даже самый любимый родственник перестает быть желанным уже на третий день, если не сильно вредный. А если такой, как я, то уже к концу второго надоест. Поэтому даже позиция примкнуть к родне отпадает. Такая же история в профессиональной сфере, какую ни возьми. Надо понимать, что нас никто и нигде не ждет, наше место тут.

- Так я не могу понять, дальше будет только хуже или?..

 - Почему вы говорите о том, что будет только хуже?

 - Потому что вы сами подвели к дожитию района.

 - Но тут еще надо понимать, кто как себя ощущает. Я, допустим, относительно района не хочу этот термин применять. Давайте вспомним 95-97-е. Разве тогда не было энтузиастов, которые говорили, что району кирдык, и пора валить?

 - Кстати, можно вспомнить Нягань или Урай в 90-х.

– Очень хороший пример. Давайте вспомним времена, когда за телевизор с плоским экраном можно было выменять 2-3-комнатную квартиру, которая стоит в первой линии на берегу реки Конды. Разве тогда не пора было валить из Урая? И были люди, которые уехали, и дай Бог, чтобы они хорошо устроились.

 - То есть шанс на реинкарнацию есть?

 - Историческая спираль хоть и абстрактна, но даже за свой период жизни я вижу, что все возвращается на круги своя. И что положительно, все возвращается на более высоком уровне развития. Я категорически против того, чтобы вы из моих уст восприняли это, как призыв куда-то валить. Нет, где родился, там и пригодился. Надо искать все возможности здесь. Где-то набраться терпения или переучиться и набраться разума, чтобы изменить точки применения своей энергии.

- Мы, кажется, только начали разговор, а уже изрядно наговорили. Предлагаю оставшиеся вопросы обсудить в формате блиц — одной строкой. Первый вопрос — ситуация с платой за школьное питание.

 - Тема надутая, притянутая коммунистами за уши. На входе всегда есть определенный недостаток финансирования, который после обозначения ситуации в любом случае выравнивается. Тема распиаренная.

 - Следующий вопрос — ситуация с «мусорной» реформой.

- Эта тема настолько животрепещущая и касается каждого. Давайте не будем кидаться во все тяжкие, говорить за и против. Сейчас я четко вижу, что эту реформу вбросили в том виде, в котором ее кто-то хотел бы видеть, и получили негативную реакцию населения. На сегодня эта реакция сработала, начались реверсивные процессы, стали отзываться какие-то документы, начался процесс пересмотра. Я вообще предлагаю населению платить пока 50 %, не переставать заниматься самоконтролем, с любовью относиться к тому месту, где живем, не мусорить, находить все возможности пристроить мусор и делать это не в лесополосе и не у соседа под забором.

 - Идем дальше. Ситуация с попыткой ликвидировать городскую администрацию под видом реформы органов местного самоуправления.

 - Я уже высказывал свое мнение, что на столь относительно небольшой территории хозяин должен быть один — это первое. Второе — методы, которыми мы рано или поздно придем к этому единству, могут быть разные. Тот метод, который сегодня существует, не по мне, потому что он позволяет и одной и другой стороне опускаться в разборки, дрязги. От этого никто никогда не выигрывал, просто все нижнее белье, вся грязь всплывает наружу, накаляет отношения и опять делит наше общество.

 - Но вы согласны с тем, что прежде чем делать такие серьезные шаги, надо было тщательно продумать механизм и рассмотреть все возможные варианты?

 - Конечно!

- Теперь о ситуации с реконструкцией больницы. Принято решение передать строительство родильного отделения в округ.

 - Я вижу, что эта ситуация состоит из двух частей. До определенного периода администрация района имела позицию о самостоятельном завершении этого строительства. Мое мнение тоже спрашивали. Понимая, что деньги там, административный ресурс там, возможности скорейшего завершения стройки тоже там,  то есть в окружном УКСе, я уже на первом этапе высказывался за то, что надо отдать. В сложившейся ситуации не вижу ничего плохого в передаче этих полномочий.

 - Я правильно понимаю, что эту ситуацию с роддомом тоже нельзя записывать в показатель некачественной работы администрации района?

 - Нет, в данном случае как раз имеет место некачественная работа администрации. Когда новый глава еще только пришел, я говорил, что он должен под всеми непонятными вопросами этой стройки подвести жесткую черту. Администрация этого не сделала. Теперь это выглядит так, что это их недоработка. Большой минус в том, что много времени ушло на формирование этого момента.

 - Юрий Юрьевич, какое решение за этот период было самым трудным?

 - Трудных решений не было. Если правильно готовиться к принятию решения, оно созреет само. В этом плане мой хороший помощник — контрольно-счетная палата думы. Если я чего-то не понимаю, обращаюсь к ним.

 - Что наиболее радует в нынешнем состоянии Советского района, а что наиболее тревожит?

 - Тревожит, прежде всего, долгий период формирования какого-либо решения и каких-либо алгоритмов. Вернемся к ЖКХ. «Водоканал» и «Генерация» не вчера родились в виде проблемных предприятий, а вследствие  вялотекущих процессов. Я сторонник более быстрых решений, может даже каких-то «хирургических» вмешательств. Этот термин «дожитие», о котором мы говорили, мне тоже несколько непонятен. Дожитие — это вялотекущий процесс, а здесь надо кардинально что-то решать, пусть это будет даже ошибочный момент.

- А что радует?

 - Радует то, что однозначно задышат строители. Они начинают дышать по всей стране, поскольку планы по программе ветхого жилья и другим программам доведены. Благодаря этому, вокруг может заклубиться, зародиться новая жизнь, которая подтянет к себе те кадровые ресурсы, которые смотрят на Запад и Восток, желая, как вы выразились, свалить. Если это даст какой-то период стабильности, то людей это остановит.

Радует то, что есть определенные подвижки с городской средой. Городская среда, о формировании которой мы говорим, на мой взгляд, приобретает какие-то четкие черты. Я понимаю, что не будет Лос-Анджелеса, но некоторые фрагменты уже приятны глазу. Есть программа по дворам — дай бог, чтобы мы ее все вместе смогли реализовать.

 - Учитывая, что это интервью у нас оказалось достаточно позитивным по отношению к главе района, вопрос: а готов ли Юрий Юрьевич Лихушин рекомендовать Набатова на следующий срок?

 - Нет, не готов. Сегодня еще рано об этом говорить. Мы привыкли из руководителей сотворить себе кумира, а потом оказывается, что он не кумир совсем. У меня не только относительно районной команды позитив. Мне также нравится, как работает глава города Александр Жуков. В итоге нужно помнить главное — жизнь продолжается! И если иметь желание видеть вокруг не только плохое, но и хорошее, будет больше поводов для радости.  

- Спасибо, Юрий Юрьевич, что нашли время в своем плотном графике на этот разговор. Всегда рады вас видеть!

 

В.Турин

ИА "2 ГОРОДА"


Нет комментариев. Ваш будет первым!