ЭСТОНСКИЙ УЗЕЛ — Портал "2 ГОРОДА"

USD 96.42
EUR 104.86

ЭСТОНСКИЙ УЗЕЛ

ЭСТОНСКИЙ УЗЕЛ

Братская могила, вокруг которой разгорелись страсти, появилась в результате торжественного перезахоронения тринадцати гробов с останками советских солдат и офицеров в марте 1945 года. Памятник с бронзовой фигурой советского солдата появился у братской могилы в 1947 году, а в 2007 году он стал причиной открытого политического противостояния между Россией и Эстонией. К сожалению, это противостояние вылилось на улицы обеих столиц, один человек погиб, сотни были ранены…

Решение о переносе «Бронзового солдата» из центра Таллина и эксгумации останков советских солдат было воспринято русскоязычным населением Эстонии, да и самой Россией, как святотатство по отношению к памяти погибших в борьбе с фашизмом. А сам акт переноса памятника был назван в Москве «политическим нацизмом». Эстонские власти в свою очередь откровенно называют «Бронзового солдата» не символом  борьбы с фашизмом, а символом советской оккупации Эстонии. Война священная, война народная давно отгремела, началась война символов и  военных историков.

Материал, который последует ниже, не претендует на серьезный исторический труд, но тем не менее для того, чтобы его дочитать до конца, необходимо обладать заинтересованностью в данной области. Тем же, кто не имеет заинтересованности, советуем перелистнуть страницу и почитать объявления. 

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ – СОВЕТСКАЯ

По версии советских и российских историков, события в Эстонии в годы Великой Отечественной войны развивались следующим образом: немецко-фашистские войска вторглись в Эстонию в начале июля 1941. После упорных боев 28 августа враг овладел Таллином. Временно оккупированная Эстония была включена в состав Восточного края («Остланда»). Управлял Эстонией «Генеральный Комиссариат». Было создано Эстонское самоуправление из числа гитлеровских прислужников, установлен режим террора, создано более 20 концлагерей, убито свыше 61 тыс. мирных жителей и 64 тыс. военнопленных. Эстонские граждане насильно мобилизовывались в немецко-фашистскую армию, многие были вывезены на принудительные работы в Германию. Население Эстонии оказывало сопротивление оккупантам. В августе 1942 создан штаб партизанского движения Эстонии (действовало около 80 партизанских отрядов и групп). Они разгромили 10 вражеских гарнизонов, взорвали 34 моста, сожгли 19 военных складов, уничтожили около 3,4 тыс. гитлеровцев и их пособников. За героизм и отвагу около 500 партизан Эстонии были награждены орденами и медалями.

В 1942 в советском тылу сформирован 8-й Эстонский стрелковый корпус Советской Армии (с 1945 — гвардейский), который участвовал в боях за г. Великие Луки (1942-43), в освобождении Эстонии. 22 сентября 1944 Советская Армия освободила Таллин, 24 ноября 1944 — всю Эстонию. Свыше 20 тыс. воинов Эстонского корпуса награждены орденами и медалями, звания Героя Советского Союза удостоены 12 эстонских солдат и офицеров. Материальный ущерб, причиненный немецко-фашистскими оккупантами народному хозяйству, составил более 16 млрд. руб., было разрушено 45% промышленных предприятий, уничтожена большая часть скота, около половины жилых домов в городах Эстонии.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ - ЭСТОНСКАЯ

Ниже представлена официальная версия эстонских историков о событиях Второй мировой войны, поэтому мы предлагаем ее читателям без рецензии, комментариев и прочих авторских отступлений:

«Советская и немецкая оккупации в Эстонии

Советский Союз оккупировал Эстонию 17 июня 1940 г., аннексировав ее 6 августа того же года. Летом 1941 г. советским режимом в Эстонии были проведены массовые репрессии. В июне 1941 г. более 10 000 граждан страны, в том числе русские и евреи, были депортированы в отдаленные районы Советского Союза. Демократические государства мира никогда не признавали советской оккупации. Когда началась война между Советским Союзом и Германией, советская власть мобилизовала около 50 000 эстонцев в призывном возрасте. Части из них удалось уклониться от призыва, а примерно 32 000 человек были отправлены в «трудовые» лагеря, где их держали насильно до конца 1942 г. Тысячи мобилизованных погибли в этих лагерях от голода, непосильной работы и эпидемий. В 1942 г. из эстонцев, вывезенных в Советский Союз или живших там до войны, был сформирован 8-й стрелковый корпус Красной армии.

Летом 1941 г. тысячи эстонцев ушли в леса, спасаясь от депортации и принудительной мобилизации. Тысячи мужчин также бежали в Финляндию, где они вступали в финскую армию. Перед самым отступлением органами НКВД было убито 2 000 человек. За советской оккупацией в июле 1941 г. последовала немецкая. Она продолжалась до 1944 г. За эти 3 года было убито около 8 000 жителей Эстонии. Более 20 000 граждан других стран Европы, в том числе множество евреев, а также советских военнопленных, погибло в нацистских лагерях на эстонской земле. В августе 1942 германским руководством было санкционировано формирование Эстонского легиона в составе «Ваффен-СС». В нарушение международного военного права началась мобилизация эстонцев. Нашлись и добровольцы, которые пошли на сотрудничество с немецкими оккупантами.

В январе 1944 г. началось наступление Красной армии в направлении Эстонии с востока. В конце января началась активная мобилизация эстонцев в немецкую армию. 7 февраля 1944 г. последний премьер-министр Эстонской Республики Юри Улуотс призвал эстонцев участвовать в мобилизации. Улуотс, как и другие эстонские политики, видел в борьбе с Красной армией возможность предотвратить новую советскую оккупацию и восстановить после окончания войны независимость Эстонии.

К весне 1944 г. примерно 32 000 человек были мобилизованы в немецкую армию. Были сформированы 7 так называемых пограничных полков и Эстонская 20-я дивизия, состоявшая из 15 000 человек, призванные для военных действий на фронте. Всего в немецкую армию в 1944 г. было мобилизовано примерно 38 000 человек.

Бои на восточном фронте

2 февраля 1944 Красная армия перешла реку Нарва и создала несколько плацдармов для подготовки последующего наступления. Полностью разрушить Нарву удалось 26 июля 1944. Еще 8 марта Советская авиация разбомбила Старый Таллин. После падения Нарвы германские войска отступили к холмистой местности Синимяэе. Почти 3 недели там продолжались ожесточенные сражения. Оба противника понесли крупные потери и множество эстонцев, воевавших по обе стороны огневой линии, погибло в этих боях. Красной армии не удалось прорвать немецкую линию защиты. В середине августа Красная армия начала новое наступление на юго-востоке Эстонии и заняла города Выру и Тарту. Временно германским войскам удалось приостановить Красную армию на реке Эмайыги. Однако, в сентябре советское командование бросило на фронт свежие силы, включая 8-ой Эстонский стрелковый корпус. Гитлер дал приказ об эвакуации из Эстонии 16 сентября 1944. На следующий день, 17 сентября, Красная армия начала очередное наступление. С 17 по 22 сентября эстонские подразделения в составе двух вражеских армий не раз сталкивались в братоубийственных боях.

Попытка восстановления независимости

В марте 1944 г. был создан общеэстонский координационный центр - Национальный Комитет Эстонской Республики. Национальный Комитет был поддержан множеством политических движений Эстонии, включая представителей как проправительственного, так и оппозиционного крыла политической элиты второй половины 1930-х годов, которым удалось избежать советских и нацистских репрессий. Целью комитета было восстановление независимости Эстонии на основании принципа правопреемственности Эстонской Республики, а также Атлантической Хартии, которая предусматривала восстановление независимости всех государств, потерявших ее в результате Второй мировой войны. 1 августа 1944 г. Национальный Комитет провозгласил себя носителем высшей государственной власти в Эстонии. 18 августа временный президент Юри Улуотс назначил новое правительство во главе с Отто Тифом. В ситуации общей неразберихи предполагалось воспользоваться перерывом между отступлением немцев и приходом советских войск. Правительство издало правовые акты Эстонии, а также декларировало по радио (на английском языке) о своем нейтралитете в настоящей войне. На башне Длинный Германн был поднят государственный флаг Эстонской Республики.

Правительство покинуло Таллин до прихода советских войск. Большинство членов правительства было вскоре арестованы советскими органами безопасности и отправлено в сибирские лагеря. Тяжелобольному Юри Улуотсу удалось бежать в Швецию, где он вскоре скончался.

Вторая советская оккупация

22 сентября 1944 г. Красная армия заняла Таллин. С башни Длинный Германн был сорван национальный триколор Эстонии и поднят красный флаг. Кровавые бои на Моонзундских островах длились до конца ноября. 24 ноября 1944 г. была захвачена южная точка острова Сааремаа, и тем самым оккупация Эстонии Советским Союзом была завершена.

Советский аппарат власти прибыл в Таллин 25 сентября 1944 г. Его целью было полное уничтожение эстонской государственности и национальной элиты. В 1944-53 гг. десятки тысяч эстонцев были отправлены в лагеря ГУЛАГа или депортированы. Примерно 70 000 эстонцев были вынуждены покинуть свою родину. Они бежали в Швецию и в Германию, где оказались в лагерях перемещенных лиц. Тысячи погибли в волнах штормового Балтийского моря: корабли и лодки беженцев бомбили советские самолеты. Несмотря на оккупацию Эстонии Советским Союзом, демократические государства продолжали признавать Эстонскую Республику и ее иностранные представительства в Соединенных Штатах и Великобритании.

В 1991 г. независимость Эстонии была восстановлена, и многие страны, включая США, Великобританию и Канаду, возобновили дипломатические отношения с Эстонской Республикой. 1991 год - это год окончания Второй мировой войны для Эстонии. Последние оккупационные войска были выведены из страны 31 августа 1994 г. Эстония потеряла во Второй мировой войне около 200 000 человек, т. е. 20 процентов своего населения».

ТРЕТЬЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Любое государство - это, прежде всего, люди со своими слабостями и своими заблуждениями. Но так уж повелось, что политику того или иного государства определяют не все его населяющие граждане, а  те, кто в данный момент стоит у руля. И нет большего испытания для народа, если к власти приходит тиран.

В 39-ом году министры иностранных дел Германии и СССР подписали международное соглашение, названное позднее  пактом Молотова-Риббентропа, по которому несколько стран цинично и тайно были поделены на так называемые сферы влияния. Польша отошла к Германии, а Прибалтика - к СССР.  Придя в Прибалтику, сталинский режим и там, через ссылки в лагеря и репрессии, продолжил уже отработанную практику построения светлого коммунистического завтра. Простые советские граждане, населявшие СССР, вряд ли желали  эстонцам колючей проволоки по периметру, лагерной баланды и смерти близких. Нужно иметь буйную и больную фантазию, чтобы так думать. Также, наверняка, не правы и те, кто называет советских солдат, вошедших в Эстонию в годы ВОВ с автоматом в руках, оккупантами, ведь они были полностью уверены, что оберегают свою большую Родину от нашествия коричневой чумы. Они действительно сражались и погибали, борясь не с латышами, литовцами и эстонцами, а с фашистами. Ну а как назвать тех, кто взял в руки оружие и боролся на стороне СССР? Тоже оккупантами своей страны? Нет, они также боролись за свободу своей родины. Нельзя назвать поголовно предателями всех тех, кто выступил на стороне фашистской Германии. Большинство из этих людей, потерявших в сталинских лагерях своих близких и прекрасно понимавших, что им несет Гитлер и фашистская Германия, воевали против тирании и деспотизма одного режима, надеясь потом дать отпор другому. Вот именно в этом, скорее всего, весь трагизм. И те, и другие, и третьи боролись за счастье своего народа.

Сегодня пришедшие к власти в прибалтийских странах люди ведут борьбу за историческую справедливость, призывают одних покаяться перед другими. С высоких политических трибун звучат ультиматумы о том, что «оккупирующая» сторона теперь должна не только покаяться в содеянном, но и выплатить миллиарды долларов за  нанесенный ущерб. Сталинский и гитлеровский режимы исковеркали судьбы миллионов людей, поэтому, может быть, обеим сторонам проще признать, что та трагедия, которую пережили все народы бывшего СССР, одна на всех, и все перед ней равны, что лучше всего склонить голову в память о всех замученных, погибших в те страшные годы.

 ВМЕСТО ВЫВОДА:

Департамент информации и печати МИД России в связи с высказываниями ряда европейских политиков относительно оккупации стран Балтии Советским Союзом и необходимости осуждения этого со стороны России, 2005 год:

«Российская позиция по данному вопросу неоднократно излагалась и остается неизменной. И ввод дополнительных частей Красной армии, и присоединение прибалтийских государств к Советскому Союзу не вступали в противоречие с нормами действовавшего в то время международного права.

Так, в соответствии с международно-правовой доктриной середины XX века под "оккупацией" понималось приобретение государством никем не заселенной территории, которая ранее не принадлежала какому-либо государству, путем установления над ней эффективного контроля с намерением распространить на нее свой суверенитет. Кроме того, этот термин означал временное занятие в ходе вооруженного конфликта армией одного из воюющих государств территории (или части территории) другого государства.

Для правовой оценки ситуации, сложившейся в Прибалтике в конце 30-х годов прошлого века, термин "оккупация" не может быть использован, поскольку между СССР и прибалтийскими государствами не было состояния войны и вообще не велось военных действий. Ввод войск осуществлялся на договорной основе и с ясно выраженного согласия существовавших в этих республиках тогдашних властей – как бы к ним не относиться. Кроме того, в Латвии, Литве и Эстонии на протяжении всего периода их пребывания в составе Советского Союза, за исключением времени оккупации Германией этой части территории СССР в годы Великой Отечественной войны, действовали национальные органы власти. И, как известно, именно эти власти – опять же, независимо от того, как их расценивать сегодня - в лице Верховных Советов соответствующих республик приняли в 1990 г. решения, приведшие к их выходу из состава СССР. Так что, если подвергать сомнению легитимность органов власти советского периода, возникает вопрос и о легитимности провозглашения республиками Прибалтики своей независимости.

Соответственно и любые претензии, включая требования о материальной компенсации за якобы имевший место ущерб, который, как кое-кто считает, стал результатом произошедшего в 1940 году, лишены оснований.

Попытки же поставить политику Союза ССР в тот период в один ряд с действиями гитлеровской Германии, которая вела в Европе агрессивную войну с целью порабощения или уничтожения целых народов, абсурдны в силу одного того очевидного факта, что благодаря в первую очередь усилиям СССР были обеспечены разгром гитлеровской Германии и избавление Европы от нацизма. Особенно кощунственно подобные инсинуации звучат в преддверии 60-й годовщины Великой Победы.

Что же касается оценки репрессивных действий существовавшего в СССР в 30-50-х годах прошлого века режима, то она неоднократно давалась как в Советском Союзе, так и в России. И в Москве не видят ни малейшего смысла в очередной раз возвращаться к этому вопросу. Если же кто-то пытается превратить его сегодня в реальную политику, то это попытка спекулировать памятью в угоду конъюнктуре».

                                                                    Материал подготовил В. ТИХОМИРОВ


Нет комментариев. Ваш будет первым!