РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ЧТО НАС ЖДЕТ?
ВМЕСТО ГОРОДА И ПОСЁЛКОВ - ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
1 января 2006 года вступит в действие ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который предполагает наделение всех поселений (в том числе Советского района) статусом самостоятельных муниципальных образований со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Уже сделан первый шаг по пути реформирования местного самоуправления — принят закон о статусе и границах муниципальных образований, в округе их будет насчитываться 105, в том числе 83 новообразованных (ранее предполагалось, что всего образуется 113 муниципалитетов).
В нашем районе создаётся семь городских (Агириш, Зеленоборск, Коммунистический, Малиновский, Пионерский, Советский, Таёжный) и одно сельское (Алябьевский) поселение дополнительно к существующему МО Советский район. До конца нынешнего года намечено привести в соответствие с федеральным законодательством Уставы существующих МО, подготовить проекты соглашений между органами местного самоуправления муниципального района и поселений.
ЧИСЛО УПРАВЛЕНЦЕВ ВЫРАСТЕТ
Следующим шагом должны стать выборы местного самоуправления: во вновь образованных 83 муниципалитетах — до 1 ноября 2005 года, в ныне существующих 22 — по мере истечения срока полномочий, которые в ряде городов заканчиваются в марте-апреле текущего года; срок полномочий депутатов городских и районных дум всех 22 МО истечёт в январе 2006 года, потом наступит время для принятия бюджетов.
Согласно новому закону, каждый представительный орган нового муниципалитета будет состоять как минимум из семи человек. Напомню, что в Совет депутатов городского поселения Советский (как и в Думу Советского района) будет входить 15, в Совет депутатов остальных поселений —10 человек, из них один председатель — на освобождённой (платной) основе. Число управленцев значительно вырастет, причём каждый руководитель финансового органа, другие муниципальные служащие должны будут иметь соответствующее образование, опыт работы, знания. Специалисты уже выезжали в округ на курсы повышения квалификации, где учёбу проводят преподаватели Уральской академии госслужбы.
МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ
Я попыталась узнать у глав территорий, которым на практике предстоит заниматься реализацией закона, в чём они видят проблемы работы в новых условиях, как представляют саму реформу. Все руководители уже немало думали, рассуждали, пытаясь примерить положения закона на свою территорию. Во многом схожи их мысли, волнения, предполагаемые пути реализации закона. Архиважным моментом в данном процессе для всех новых МО является финансирование. Вновь созданные муниципалитеты в большинстве своём, как и ныне существующие, вряд ли смогут обеспечить экономическую самостоятельность. Основными источниками пополнения местных бюджетов (как гласит закон) станут налоги на землю, на имущество организаций и (для поселений) 10% налога на доходы физических лиц. Это весьма скромные суммы. В случаях финансового голода законом предусмотрено введение в действие механизма бюджетного выравнивания за счёт фондов финансовой поддержки (на уровне районов — для МО поселенческого типа, на уровне субъектов РФ — для поддержки бюджетов городов и районов). И всё же каждому МО придётся искать самим постоянные и стабильные источники пополнения казны.
ГРУЗ ФИНАНСОВЫХ ЗАБОТ
Как отметила заместитель главы администрации района, начальник ФЭУ М.Д. Бородулина, цель реформы — приблизить власть к каждому жителю. Но при этом тяжесть финансового голода особенно скажется на посёлках, и им придётся самим искать пути к своей самодостаточности, избавляться от иждивенческих на иждивенческих настроений, больше вовлекать население в малый бизнес, думать о стратегии и прогнозировании, разумно использовать муниципальную собственность. Это понимают и главы территорий, где даже мелкие вопросы могут вылиться в трудно решаемые проблемы. Неизбежны затраты, связанные с увеличением штатной численности управления, расширением его исполнительно-распорядительных функций, подготовкой и содержанием специалистов культуры, спорта, градостроительства, земельных отношений, обеспечением связью, коммунальными услугами и т.д. Как развивать экономику, к примеру, в небольшом посёлке, где один крупный работодатель — леспромхоз, и тот ещё некрепко стоит на ногах?
ОБРАТНОГО ХОДА НЕТ
По мнению главы администрации посёлка Алябьевского Н.К. Михеичева, в принципе, в регионе сложилась вполне работоспособная модель местного самоуправления. Все объекты функционируют, развиваются практически все отрасли народного хозяйства, действуют все окружные и районные программы. «Сожалею, — заметил Николай Константинович, — что ломается тот механизм, который нормально, слаженно работает и доказал на многолетней практике свою жизнеспособность. Как дело пойдёт дальше — неясно. Многие функции, которые сегодня выполняются в районе, просто раздробятся по посёлкам. Многое упирается в солидные инвестиции, рынки сбыта, наличие профессионалов. Но закон принят, и задача глав — не обсуждать, а исполнять его, обратного хода нет».
НЕ УХУДШИТЬ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава администрации посёлка Агириша Т.Ю. Поминова считает: говорить о том, что реформа приблизит власть к народу и повысит её ответственность перед народом, по отношению к округу можно лишь условно: «У нас любое обращение гражданина имеет вес и результат, создан нормальный социальный институт приёма граждан, действует приёмная губернатора округа, постоянно приезжают в посёлки представители окружных структур. Волнует другое. Задел времени до вступления ФЗ №131 совсем не большой, а мы ещё не знаем, какой приблизительно будет бюджет МО, как будет помогать фонд финансовой поддержки. Предстоящая самостоятельность пока что пугает. Важно также, чтобы у председателя представительного органа и главы исполнительно-распорядительной ветви власти в посёлке сложились нормальные деловые отношения, чтобы руководители не ставили во главу угла какие-то собственные амбиции. Распределение полномочий между муниципальным районом и вновь созданным поселением должно быть обязательно подкреплено финансовыми средствами. Самое главное при реализации данного закона — не ухудшить положения жителей, удержаться хотя бы на сегодняшнем уровне благосостояния и стабильности посёлка».
РАСХОДЫ БУДУТ. А ДОХОДЫ?
В более пессимистичных тонах видится предстоящая реформа местного самоуправления главе администрации посёлка Коммунистического Л.Г. Дутову. Закон, по его убеждению, сырой и совершенно не продуман авторами: «Откуда у нас возьмутся налоги, бюджет? Я, как глава, оказываюсь между молотом и наковальней. Ко мне пойдёт народ, а я что смогу сделать, если нет средств, которыми могу распоряжаться?»
Много вопросов и у главы администрации посёлка Зеленоборска Н.Ф. Сомовой — и тоже главным образом по формированию бюджета поселения: «Наличие средств определит, как и чем будем жить, как развиваться. Управленцы и специалисты выучатся, это не проблема. Но уже сегодня ясно, что доходов, нужных для покрытия расходов, у нас не будет. Одна надежда — на помощь округа, района, на фонд бюджетного выравнивания. По нашим подсчётам, налоговых поступлений останется примерно 15% от сегодняшнего объёма».
ПИОНЕРСКИЙ - ЗНАЧИТ ПЕРВЫЙ
Конечно, каждый глава территории уже познакомился с массой документов, касающихся реализации Ф3№131,и занят поиском наиболее перспективных источников доходов. Способствовать появлению новых предприятий малого бизнеса в Пионерском, по словам главы администрации и Г.П. Наумова, может, например, удобное географическое положение посёлка, наличие узловой железнодорожной станции, историческое прошлое, уже созданный бренд — «Пионерский куст», в основе которого лежит значение «первый, передовой, лучший». Это может стать притягательным моментом для организации ярмарок, расширения сферы бытовых услуг, а в целом должно создавать привлекательность крупного центрального поселения с уже развитой сетью коммуникаций, торговых предприятий для людей, желающих вкладывать деньги в разноплановую экономику, строить дома в более оживлённом месте. Наумов не исключает, что при распределении полномочий обязанности содержать лагерь отдыха «Мечта» вместе с финансированием могут отойти в администрацию посёлка Пионерского (как это было раньше), так как по ФЗ № 131 летний отдых детей является прерогативой муниципального района.
НЕ ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ СВЕРХУ
«Важно, — поделился глава администрации города Советского В.А. Григорьев, — чтобы у муниципалитета осталось то имущество, которое даст возможность нормально исполнять властные полномочия, чтобы нашла полное понимание населения «Служба заказчика». Насчёт квалифицированных кадров не паникуем. У нас есть толковые, грамотные специалисты. Впереди лето, значит, есть ещё время для детальной проработки закона. Финансового голода, думаю, не стоит бояться. Надо обязательно содействовать предпринимательству. Заниматься больше экономией средств. Округ будет оказывать поддержку, да и самим не следует ждать от него милостей. Конечно, очень тяжело городу без градообразующего предприятия. Надеемся, что в перспективе будет восстановлен ЛДК, возродится мебельное производство, нам надо идти курсом на глубокую переработку древесины».
И НА УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКОВ НУЖНЫ ДЕНЬГИ
Начальник юридического отдела администрации района В.И. Яремаченко видит немалую проблему в том, что существующие администрации посёлков и города Советского к 1 января 2006 г. должны быть ликвидированы как структурно-территориальные подразделения администрации МО Советский район и как юридические лица. Потребуются средства на увольнение работников — на выплату компенсации за неиспользованный отпуск (при переводе и увольнении по собственному желанию) или денег, предусмотренных при процедуре ликвидации организации (сокращении штатов). При этом вновь избранные главы администраций МО фактически приступят к своим обязанностям 11 января следующего года, когда (и не ранее) смогут оформлять отношения на перевод работников из администраций посёлков. Кроме того, для ликвидации 8 структурных подразделений нужно будет создать 8 ликвидационных комиссий, сформировать 8 ликвидационных балансов, ввести 8 и.о. глав администраций и 8 и.о. главных бухгалтеров, которые и будут их ликвидировать. А кто будет управлять, пока формируются штаты новых администраций? Муниципальный район к тому времени уже лишится права решать вопросы местного значения поселений.
Словом, реформа местного самоуправления должна радикально изменить уклад муниципальной жизни. Руководителям территорий придётся учиться наполнять и экономно расходовать бюджет МО, управлять им разумно и грамотно. Конечная цель любой социальной реформы, в идеале, — улучшение качества жизни людей. На практике же опыт преобразований в нашей стране в последние 15 лет заставляет нас вспоминать народную мудрость: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Правда, вторая её часть звучит более оптимистично: «И не дай вам Бог не воспользоваться возможностями, которые даёт только эпоха перемен». И если уж они в очередной раз неизбежны, надо, чтобы они реализовывались с минимальными потерями для муниципальных образований, а в конечном счёте были во благо проживающему там населению.
О. Крюкова.