ЮГОРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ
Наш собеседник — ректор Югорского государственного университета профессор доктор технических наук Юрий РЕУТОВ.
— Юрий Ильич, как родилась идея создания Югорского государственного университета?
— Университет и вообще образование — категории вечные, это то, что остается после нас, в истории. Но, конечно, историю делают современные люди, которые работают на этой территории. Поэтому идея создания университета сама по себе красивая. С другой стороны, округ нуждается в кадрах для нашей бурно развивающейся промышленности, экономики, культуры. Известно, что Югра занимает первое место в России по объемам промышленного производства, второе — по налоговым отчислениям, третье — по демографическому развитию, и этот ряд можно еще продолжать. Такие показатели говорят о том, что округу нужны молодые, энергичные, образованные кадры, подчеркну, собственные. Идея создания университета принадлежит губернатору автономного округа Александру Филипенко, он долго вынашивал ее и сделал все, чтобы в 2001 году вышло распоряжение правительства, а затем приказ Министерства образования и науки, был построен Югорский государственный университет.
— Как влился университет в систему образования автономного округа?
— Сегодня в округе действуют четыре государственных высших учебных заведения, которые относятся к группе региональных вузов (то есть финансируются за счет окружного бюджета). Наш университет представляет некое новое начало в системе регионального образования. С одной стороны, мы федеральный университет и подчинены Министерству образования и науки РФ, финансируемся из Москвы. В то же время нас значительно больше финансово поддерживает окружная власть. Поэтому округ может влиять на решения о количестве подготавливаемых специалистов и их профессиональной ориентации. Конечно, если окружные власти хотят, чтобы университет был на высоком уровне по всем параметрам, то должны быть и соответствующие финансовые затраты. Состав преподавателей ЮГУ практически полностью сформирован на базе вузов Сибири (Тобольск, Томск, Омск, Новосибирск, Барнаул).
— Первые шаги были удачные?
— Реально мы работаем два года, нынче набрали студентов в третий раз. Подготовка ведется по 22 специальностям. Мы очень динамично развиваемся и по последнему рейтингу, проведенному соответствующими службами Министерства образования и науки, заняли 30-е место. Это очень высокий результат, показывающий, что мы на правильном пути. Коллеги, ректоры других университетов, укоряют меня, мол, конечно, вы богатые, за счет денег получили такое высокое место. Я отвечаю, что нужно просто интенсивнее работать. Естественно, в рейтинге учитываются и вкладываемые деньги в развитие университета, но основные показатели касаются той лабораторной базы, которая используется в учебном процессе. Если это самое современное оборудование, то, конечно же, рейтинг такого университета должен быть выше, чем того, где лабораторные работы делают «на колене». Мы тщательно следим за кадровым составом, есть такой показатель, как доля преподавателей с учеными степенями, возраст преподавателей. Мы не имеем тех традиции, которые имеют другие вузы, то есть у нас нет большой истории. Но традиции можно условно распределить на две группы: положительные и те, которые мешают развиваться. Так вот, вторых традиций мы не имеем, и это, наверное, хорошо. У нас достаточно молодой преподавательский коллектив, мы настроены создать в Ханты-Мансийске такой государственный университет, который был бы похож на классический западноевропейский.
— Ощущаете поддержку в этом?
— У нас коллектив единомышленников. Прежде всего — правительство автономного округа. Вопросы образования курируют заместитель председателя правительства Наталья Западнова, департамент образования и науки (директор Лидия Паукова), руководители вузов, у нас есть совет ректоров. Мы разработали концепцию, когда образовательное пространство строится на базе трех образовательных округов, в каждом из которых есть ведущий вуз, отвечающий за уровень высшего образования в своем регионе. Мы относимся к западному округу и у нас восемь городов, которые являются сферой нашей деятельности. Перед нами была поставлена задача по открытию филиалов в этих городах и тех, которые обращаются к нам с просьбой об организации подготовки и обучения специалистов.
Сейчас в округе действует свыше пятидесяти филиалов различных институтов со всей российской территории, в которых учатся около 40 тысяч студентов, из них 12 тысяч по очной форме. Сегодня термин «филиал» становится неким ругательным словом. Дело в том, что они, за редким исключением, пришли на нашу территорию, чтобы заработать деньги, мало заботясь о качестве образования. Сейчас Министерство образования и науки ужесточило требования к таким филиалам. К ним предъявляются требования, которые позволят многие филиалы закрыть. К примеру, при приеме абитуриентов должно выделяться не менее десяти процентов бюджетных мест. А есть вузы, у которых очень много филиалов, и они этот критерий не смогут выдержать. Есть ряд других: ужесточение требований по лабораторной базе, оборудованию, кадровому составу. Актуальной темой для нас сейчас является система непрерывного регионального образования, которая бы исключала открытие новых филиалов.
— Это будет что-то новое в системе образования?
— Последние годы в России идут масштабные реформы высшего образования. И мы в Ханты-Мансийске стремимся участвовать в этом процессе. Достаточно сказать, что ЮГУ с 2003 года участвует в эксперименте по единому государственному экзамену. Россия стремится интегрироваться в международное образовательное пространство, в связи с чем ЮГУ начал переходить на двухступенчатые образовательные траектории и т.д. Образование — вещь достаточно консервативная. Я не сторонник тех частых, формально не нужных реорганизаций, которые у нас происходят. Получается так, что с каждым новым преобразованием в нашем министерстве в системе образования страны начинаются новые реформы. К примеру, постоянно происходят объединение и разъединение высшего и среднего специального образования. А ведь это достаточно сложное хозяйство: множество школ, колледжей, институтов, университетов. Нужно менять уставы, печати и многое другое. Еще болезненней изменение финансово-экономических условий работы. То есть нет устоявшейся модели, которая способствовала бы динамичному
продвижению вперед, а ведь надо один раз договориться и двигаться избранным курсом. Мне не хотелось, чтобы чиновники, отвечающие за образование, отчитывались реформами, которые бы повторялись с периодичностью в пять лет.
С другой стороны, все, в том числе и образование, не стоит на месте и развивается. Развиваются и территории. Наш автономный округ отличается от остальных регионов, и это мнение не лично мое. И, наверное, для такого округа нужна какая-то особая модель. Мы сейчас как раз и нащупываем те связи, которые помогли бы нам сформулировать концепцию регионального непрерывного образования. Целью этого проекта является предоставление возможности получения образования «по вертикальным траекториям», обеспечение социальной защиты молодежи путем выдачи дипломов после каждого уровня образования, а также повышение качества выпускаемых специалистов за счет отбора, планирования карьеры и индивидуализации обучения на каждом уровне образования. Отличием нашей идеи от начавшейся в последние годы структурной интеграции колледжей и вузов в России является интеграция образовательных программ на системном уровне. В основу ляжет анализ соотношения регионального и федерального компонентов управления, региональный вместо отраслевого принципа отбора образовательных программ и т.д.
— Югорский университет чем-то еще отличается от других вузов?
— Если говорить об отличительных особенностях Югорского государственного университета, то, во-первых, на первом этапе он имел достаточно случайный набор специальностей. ЮГУ был образован на базе пяти филиалов: Московской налоговой академии, Сибирской автодорожной академии, Томского университета систем управления радиоэлектроники, Нижневартовского пединститута и Тюменской сельхозакадемии. Казалось бы, действительно, достаточно случайный набор. Но он определил некий современный подход к образованию. Сегодня весьма условным становится разделение вузов по категориям. Классические университеты часто открывают и лицензируют те специальности, которые были свойственны только техническим вузам, а технические вузы начинают серьезно заниматься гуманитарной подготовкой. С таким набором специальностей мы имеем охват практически всех областей деятельности, можем осуществлять подготовку для различных отраслей промышленности. Хотя тем не менее наш вуз, еще раз повторюсь, относится к категории классических университетов, и мы это тщательно выдерживаем. У нас большой набор классических специальностей: бухгалтерский учет, анализ и аудит, финансы и кредит, налоги и налогообложение, юриспруденция, государственное муниципальное управление, филология. Кроме того, мы готовим специалистов на факультетах искусств, информатики и прикладной математики, гуманитарном факультете, физической культуры и спорта. Есть у нас инженерный факультет, что является достаточно новым явлением для подобных вузов. Он ведет подготовку специалистов в области промышленного и гражданского строительства, экономики на предприятиях строительства. Мы развиваем специальности, связанные с сервисом автомобилей и транспорта. В планах — организация подготовки специалистов по деревообработке, потребность в которых в Югре большая, и таких специалистов в округе не готовят.
Еще одной отличительной особенностью нашего университета является наличие факультета природопользования. Мы живем в крае, где ощущается большая техногенная нагрузка, связанная с деятельностью человека (добыча нефти и газа, прокладка трубопроводов), и основное направление этого факультета — рациональное природопользование. В этом году мы начали готовить геологов, поскольку известно, что разведка новых месторождений значительно отстает от уровня добычи. Важная задача и в подготовке специалистов в области возобновляемых биоресурсов.
И третья наша отличительная особенность в том, что мы живем на территории древней Югры и нужно учитывать интересы местного населения. Мы год назад создали факультет обско-угорской филологии. Это решение было поддержано и правительством, и местной общественностью. Первоначально мы планировали создать институт на базе этого факультета, но на последнем заседании ученого совета приняли решение о создании института языков, истории и культуры народов Югры, что несколько шире. Наша задача — готовить кадры из числа коренных малочисленных народов Севера, готовить интеллигенцию, которая сама бы определяла развитие своих народов и являлась некой направляющей силой в этом. Надо сказать, что вопросы языкознания очень популярны и актуальны в мире. Языки ханты и манси относятся к финно-угорской группе, а это, если говорить шире, языки уральской группы, всего севера России'. Ведь здесь было сформировано очень много народов, которые впоследствии перекочевали: венгры, финны, эстонцы. И сегодня практически каждый большой университет Европы, Северной Америки имеет у себя структуры, которые занимаются изучением этих языков.
— Юрий Ильич, студенты к вам охотно идут?
— С каждым годом конкурс у нас возрастает, и в этом году средний показатель по университету составил около пяти человек на место. Чем он подкрепляется? В этом году в округе 18,5 тысячи человек окончили среднюю школу. Как правило, половина из них поступают или активно пытаются поступить в высшие учебные заведения. А по плану в этом году во все вузы округа надо было принять порядка трех тысяч человек. Кроме того, есть еще и приезжие абитуриенты. Очевидно, они наслышаны, что у нас хорошее оборудование, хорошие преподаватели, хорошее расположение нашего города. У нас отличная природа, а слияние Оби и Иртыша дает особую энергетику. Конечно, на отдельные специальности конкурс был и выше. Это объясняется и модой в области образования, возможными высокими заработками после получения специальности. Но следует отметить, что наряду с традиционно популярными специальностями (бухгалтерский учет, анализ и аудит, государственное и муниципальное управление, юриспруденция) возрос конкурс на технические специальности: промышленное и гражданское строительство, экономика и управление на предприятиях строительства — и это радует.
— Бесплатное образование можно получить?
— В этом году мы получили государственный заказ на подготовку 416 студентов за счет федерального бюджета и 200 студентов за счет бюджета округа. Всего из 900 принятых нынче студентов на коммерческой основе учится третья часть. Если говорить об оплате обучения, то это от 30 до 40 тысяч рублей в зависимости от избранной специальности.
— Не учебой единой жив студент...
— У нас пять корпусов общежитий по улице Студенческой. Они рассчитаны на полторы тысячи студентов. Там прекрасные комнаты со всеми удобствами, кухни с современной бытовой техникой. Возле общежитий есть корт для занятий спортом. Пока, правда, нет настоящего спортивного комплекса, но мы над этим работаем, потому как потребность в нем очень большая. Хорошо организован досуг студентов. Проводится много конкурсов, встреч, фестивалей. Наши студенты уже завоевали много призов на различных окружных, российских мероприятиях. Есть студенческий центр, являющийся штабом по организации такой работы. Иногда даже приходится их немного ограничивать и напоминать, что основная задача студентов — учеба. У нас в университете издаются две газеты. Словом, стараемся, чтобы университет был местом и учебы, и отдыха, и вторым домом для наших студентов.
— Спасибо, Юрий Ильич, и успехов Югорскому университету.
Справка «ТИ»
Югорский государственный университет расположен в новых современных корпусах площадью более 50тыс. кв. м. Имеет современную материально-техническую базу учебных и научных лабораторий. 6 учебном процессе используется более 700 компьютеров. Сегодня в вузе обучается 2500 студентов на очном отделении и 1200 на заочном.
Владимир СТРАШНОВ