«ЧАЙНИК» НА КОЛЕСАХ — Портал "2 ГОРОДА"

USD 92.71
EUR 103.47

«ЧАЙНИК» НА КОЛЕСАХ

«ЧАЙНИК» НА КОЛЕСАХ

«Все проблемы на дорогах из-за «чайников»!», — эти слова хотя бы один раз в жизни произносят практически все опытные водители. Кто-то со злостью, кто-то с иронией, а кто-то с жалостью. Многие прибавляют парочку нелестных эпитетов в адрес начинающих водителей. А все только потому, что молодой водитель зачастую смотрится на дороге нелепо: едет медленнее других, резко тормозит и почти лежит на руле, думая, что так лучше чувствует дорогу. Это раздражает опытных автолюбителей, и они начинают винить несчастных «чайников» во всех смертных грехах. Но насколько эти обвинения обоснованны? Для того, чтобы прояснить ситуацию, я обратился за помощью к исполняющему обязанности начальника ГИБДД Советского ГРОВД Адаменко Игорю Николаевичу.

ТЫ ГДЕ ПРАВА КУПИЛ, «ЧАЙНИК»?

Этот вопрос наиболее часто задаётся начинающему водителю, более опытными конкурентами по дороге. Вопрос, по большому счёту, риторический, хотя и не бессмысленный. Итак, в рейтинге самых глупых  дорожно-транспортных происшествий в нашем районе первое место занимает наезд на стоящее транспортное средство. Их с начала года было четыре. Действительно, что может быть более нелепым, чем стукнуть припаркованное на обочине авто. Для того, чтобы избежать такого поворота событий, нужно как минимум выучить, какие педали в машине за что отвечают, чтобы не путать их и, конечно же, принципы работы рулевого колеса: повернул налево — поехал налево, повернул направо — поехал направо, повернул сильно — ух ты, развернулся.

Второе место следует присвоить такому виду ДТП, как наезд на препятствие (восемь с начала года). Типичная ситуация для «чайника», особенно для женщин при езде задним ходом. Спросите у женщины, для чего в машине зеркала заднего вида? Правильно — коротать время в пробках или на светофоре! К слову, говоря, недавно один мой приятель из Екатеринбурга рассказал интересную историю: он стал свидетелем того, как женщина за рулем в соседнем ряду на 80 км/ч одновременно красилась и причесывалась, глядя в зеркало заднего обзора. Согласитесь, для того, чтобы проделывать подобное за рулем, нужно обладать незаурядным водительским мастерством. 

На третьем месте — опрокидывание. Игорь Николаевич назвал ситуацию опрокидывания транспортного средства не иначе, как «бездумной». Ну что ж, давайте, подумаем вместе. Опрокидывание автомобиля чаще всего происходит при движении по загнутой траектории на значительной скорости. На самом деле всё очень просто: когда машина входит в поворот, на неё начинает действовать центробежная сила, которая стремится вытолкнуть ее на край. При этом,  чем шире радиус поворота и выше скорость автомобиля, тем сильнее действует центробежная сила. Так что учите физику, господа автолюбители!

На четвёртом месте — наезд на пешеходов. На данный момент зафиксировано двадцать четыре таких случая. Вообще, взаимоотношения  пешеходов и автолюбителей — отдельная тема. Кто кого из них больше боится и ненавидит? Это всё равно, что «Кто виноват»? и «Что делать»? Однако, если разбираться в ситуации, руководствуясь исключительно правилами дорожного движения, то получается примерно следующее: пешеход имеет право переходить дорожную часть в строго установленном месте. Имеется в виду подземные и наземные пешеходные переходы. А что касается водителя, то при подъезде к пешеходному переходу (например, не оборудованному светофором), водитель обязан остановиться и, в случае необходимости, жестом пригласить пешехода перейти проезжую часть. На деле же водители удостаивают своих бесколёсных братьев жестами совсем иного рода и значения.

На последнем, пятом месте, по степени бездумности находятся так называемые столкновения транспортных средств. В таких случаях, как правило, на исход дела, помимо мастерства водителя, влияют дополнительные факторы: «поведение» встречной машины, состояние дороги, условия вождения и т. п. Столкновения транспортных средств — это ДТП с наиболее тяжкими последствиями для участников дорожного движения. К примеру, при лобовом столкновении удар происходит с силой, равной наложению суммарных скоростей движущихся транспортных средств. Другими словами, если два автомобиля встретятся, двигаясь со скоростью 100 км в час, то столкновение произойдёт со скоростью 200 км для каждой из машин. С начала года убедиться во всём вышеизложенном имели возможность тридцать пять участников ДТП.

А ЕСЛИ СЕРЬЕЗНО…       

По мнению Игоря Адаменко, ситуация по ДТП в нашем районе характеризуется как «довольно тяжелая». Так за восемь месяцев 2005 года на территории Советского района произошло 108 ДТП с телесными повреждениями различной степени тяжести. Этот показатель превышает статистику аварий за аналогичный период прошлого года на 24%.  К примеру, в этом году на дороге уже погибло 11 человек, а в прошлом только 5, ранено 144 человека — в прошлом году 130.

По словам начальника автодорожного ведомства, каждое четвертое ДТП совершено водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Ситуацию не могут исправить даже «драконовские» методы нового административного кодекса, предусматривающие, в частности, лишение водительских прав.  Чтобы вокруг не говорили, как бы не дискутировали по поводу допустимого числа промилей  в крови, но закон непреклонен — ЗАРУЛЕМ ПИТЬ НЕЛЬЗЯ нисколько. Однако в нашем районе есть своего рода  рекордсмены по «пьяному» вождению, обладающие стажем лишения водительских прав 10-12 лет.

Несколько утешает статистика по детскому дорожному травматизму. В этом году в различных ситуациях пострадало 15 детей, что на пять меньше аналогичного показателя за прошлый год. Тем не менее, один ребенок все-таки погиб.

Основной причиной тотального роста числа ДТП, помимо пьянства за рулем, Игорь Адаменко считает катастрофическую нехватку дорожных инспекторов. К примеру, на линии ежедневно должны работать 87 инспекторов, а сейчас их всего 31 человек. Естественно, такого количества «ДПСников» не хватает для того, чтобы проинспектировать более чем восемнадцатитысячный автомобильный парк района. К тому же, в расчет следует принимать еще и транзитный транспорт из Югорска.

Еще одну причину повышения аварийности на дорогах главный инспектор ГИБДД района видит в «беззубом» законодательстве, которое предполагает незначительный штрафные санкции за серьезные нарушения правил дорожного движения. Так за проезд на запрещающий сигнал светофора или непредоставление права проезда — штраф 100 рублей. При этом многие правонарушители во время составления протокола называют фиктивные адреса, что позволяет им в конечном итоге вообще избежать всякого наказания. «С одной стороны, —  рассуждает Адаменко, приняли хорошую статью административного кодекса — «За уклонение от уплаты штрафа»,  предполагающую либо двойную штрафную санкцию, либо административный арест. Но дело в том, что любой гаишник не может воспользоваться этим полезным положением, это должен делать инспектор по административной практике, а у них у самих, как говориться, работы выше крыши. К примеру, на одного пьяного водителя составляется сейчас три протокола»…

В вопросе о «чайниках» Игорь Адаменко района был однозначен в своих рассуждениях. По его мнению, краткосрочные водительские курсы не в состоянии обеспечить качественную подготовку, которая смогла бы помочь водителю в реальных дорожных условиях. Одна из мер по улучшению ситуации, считает Адаменко, может заключаться в увеличении часов практического вождения. Также изменить ситуацию могут так называемые временные права, которые выдавались начинающим водителям когда-то на испытательный срок — два года, по ним разрешалось ездить только в светлое время суток, и только с определенной скоростью.  

Я БЫ В «ЧАЙНИКИ» ПОШЁЛ»…

Чайную тему я продолжил с представителями некоторых автошкол Советского района.  Мастера были единогласны: законодательством поставлены условия получения водительских прав — сдача теоретического и практического экзаменов. Поэтому наличие у автомобилиста водительского удостоверения свидетельствует о том, что он действительно прошел все испытания и готов самостоятельно управлять машиной. К тому же инструктаж по вождению на дороге проводится профессионалами. И вот вам несколько бесплатных советов от них.

Как выяснилось, получить права и уметь ездить по городу, как говорят в Одессе, — две большие разницы. Как быстрее перейти на  «ты» с улицами города, по которым сплошным потоком идет транспорт, где пешеходы стремятся выскочить из-за каждого столба вам под колеса, когда покрытие наших дорог еще не достигло идеального и при этом надо обращать внимание на знаки, светофоры и еще кучу вещей?

Если права у вас уже есть, выезжайте самостоятельно, в одиночку. Ни в коем случае не сажайте рядом с собой жен и мужей (пусть даже они давно и успешно ездят), друзей, которые водят сами, но не умеют учить других. И первые, и вторые будут вас больше нервировать, чем помогать, сбивать с толку, уводить от главного в частности.

Прежде всего, перед выездом нарисуйте на белом фоне внутри красного треугольника большой, заметный черный чайник и укрепите этот знак на заднем стекле: «Внимание! За рулем — «чайник»! Поверьте, это незазорно и вызывает у большинства водителей лишь добрую улыбку, терпимость к вам и желание помочь. Что вам и надо. Буква «У» в центре такого треугольника тоже мобилизует окружающих, только без юмора.

Выезжайте на улицу смелее. Сразу же выберите какой-нибудь тихоходный грузовик или автобус и следуйте за ним на безопасном расстоянии до тех пор, пока он идет в нужном вам направлении. Делайте все то же самое, что делает он: мигайте, поворачивайте, останавливайтесь — это даст вам возможность ослабить внимание к знакам, светофорам, разметке, ямам, сосредоточив его на всем остальном. Пусть на какое-то время грузовик станет вашим инструктором — анализируйте его действия, соображайте, почему он делает так, а не иначе, повернул туда, а не сюда, из этого ряда, а не из другого, притормозил, остановился. Если ваш «инструктор» оторвался от вас, цепляйтесь за другого, третьего. Но в случае, когда  вдруг вы запаниковали, растерялись или заглох двигатель — включайте «аварийку» и останавливайтесь. Желательно, конечно, остановиться у тротуара, но не беда, если это случится и посреди дороги. Успокойтесь, глубоко подышите, заведите двигатель и начните все сначала. Не реагируйте на раздраженные сигналы водителей сзади, не суетитесь, желая поскорее освободить им проезд: в данной ситуации все, что сзади, то — не ваше. Вполне возможно, что уже к концу второй-третьей поездки вы начнете отмечать про себя и знаки, и светофоры, и разметку, а об управлении автомобилем забудете.

ВОДИТЕЛЬСТВО — ЭТО РЕМЕСЛО
Есть люди, которые считают, что они никогда не научатся ездить, мол, «не дано». Это неверно. С полной ответственностью заявляю, что научиться ездить на автомобиле может каждый: нормально ездить, средне. Потому что «водительство» —  это такое же ремесло, как и любое другое. А вот достигнуть его высот, вершин —  здесь, конечно, нужен талант. И поэтому, если вам не снятся лавры победителя гонок «Париж-Дакар», а нужно всего-навсего ездить по делам, на работу и на дачу, не отчаивайтесь: садитесь за руль и помните, что даже самая длинная дорога начинается с первого метра. Имейте в виду, что переход количества в качество происходит в природе скачками. За рулем то же самое. Это значит, что иногда ваша поездка по улицам может показаться вам неудачнее предыдущей, с точки зрения уже приобретенных навыков. Не ожидайте обязательного прогресса в каждой новой поездке, он настанет через несколько таких поездок. И вот когда это произойдет, вы почувствуете это сразу и  испытаете восторг от самого себя и от езды на автомобиле. Скажете самому себе: «Да, я буду ездить!»  Примерно такой же восторг я испытал в детстве, когда впервые не упал с двухколёсного велосипеда.

Основная ошибка начинающих, по мнению большинства инструкторов, заключается в том, что они ездят только по необходимости и, как правило, с пассажирами, которые отвлекают их своим присутствием, даже если и молчат, а разве они молчат?!

Итак «чайник» — это не диагноз, а синоним умственной неполноценности. Это, если хотите, состояние души, стремящейся к непознанному. Статистика показывает, что наиболее серьёзные ДТП происходят по вине опытных водителей, которые переоценивают свои возможности, возможности своего транспортного средства, игнорируя правила дорожного движения.

Виктор Соболев


Нет комментариев. Ваш будет первым!