ПИАР КОСТЕЙ НЕ ЛОМИТ — Портал "2 ГОРОДА"

USD 92.41
EUR 103.19

ПИАР КОСТЕЙ НЕ ЛОМИТ

ПИАР КОСТЕЙ НЕ ЛОМИТ

Мода на профессии случается внезапно, как летняя гроза. Еще недавно быть журналистом было не то, чтобы почетно, но страшно модно. Позднее появились брокеры — загадочные и притягательные существа. Их сменили менеджеры и прочие супервайзеры. Сегодня получить свою (и немалую) долю уважения и даже зависти можно, называясь «пиарщиком».

Пиар — транскрипция английской аббревиатуры PR, или public relations, что в приблизительном переводе означает «общественные связи». Иногда работников PR называют специалистами по связями с общественностью. Это, конечно, ближе к русскому языку, но звучит длинно и не полностью выражает суть профессии. Конечно, для рядового обывателя пиар и реклама — это практически  одно и тоже, но наш сегодняшний собеседник, несколько лет проработавший в  пиар-агентствах Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, не понаслышке знаком с пиар-технологиями и разбирается во всех тонкостях «науки создания благоприятного имиджа компании». Знакомьтесь, Воронин Алексей — специалист в области пиар-технологий.

 Корр.: У нас в глубинке еще только-только начинают понимать, что такое пиар и то на примитивном уровне. С профессиональной точки зрения, что это такое?

Алексей: Конечно, сложно однозначно сказать, что это такое. Вообще существует около 150 определений этого слова, каждый пиарщик понимает под этим что-то свое. А в провинции объяснить это еще сложнее, потому что наши люди в основном «знакомы» с черным пиаром, который буквально льется с экранов телевизоров. В широком смысле этого слова, пиар — создание благоприятного образа (имиджа) фирмы.

Корр.: Это миссия такая у пиара?

Алексей: Да, если глобально его рассматривать.

Корр.: А реально?

Алексей: А реально, ты занимаешься составлением всевозможных планов, программ, концепций, т.е. бумагомарательством.

Корр.: Получается, что пиарщики не работают?

Алексей: Ну почему… В Петербурге, например, работают. Там уже столько вузов, которые выпускают этих специалистов… Такое ощущение, что пиарщиков готовят даже строительные академии. А все потому, что это одна из самых популярных сейчас профессий.

Корр.: Но многие работодатели не знают, для чего нужны такие специалисты…

Алексей: В маленьких городках не знают. В Советском и Югорске большинство коммерческих организаций только приходят к пониманию того, что для развития фирмы необходима реклама. А уж как работать с аудиторией, какой должна быть реклама, как ее делать —  это для них темный лес. Поэтому в лучшем случае, хозяин какого-нибудь магазина поручит своим подчиненным состряпать рекламку в газету. Хотя это работа профессионала рекламщика. Рекламщика, не пиарщика! Пиар — не только создание рекламы, это возможность предложить что-то новое, интересное, креативное, продвинуть компанию на новый уровень.

Корр.: А чем конкретно занимается пиарщик в свой рабочий день?

Алексей: Сложно сказать… Вообще, рабочий день у пиарщика начинается опять-таки с написания плана. Сначала ты планируешь, что хочешь провести, затем утверждаешь свой план с руководством, а потом начинается процесс реализации. Например, фирма решила продавать новый сорт кофе. Первый этап работы пиарщика — донести эту информацию до целевой аудитории, то бишь потребителей. А значит, это реклама в газетах, на радио и ТВ. Затем в ход пойдут пиаровские вещи — интервью с директором фирмы, пром-акция (организация рекламной акций по продвижению бренда фирмы), какой-нибудь розыгрыш призов, а еще лучше, фестиваль кофе. Конечно, все свои действия и эти мероприятия необходимо планировать, чтобы в нужный момент что-то подправить, изменить. Последний этап — проведение мониторинга, составление доклада и отчет перед заказчиком.

Корр.: Получается, что суть работы пиарщика — это получение максимальной прибыли для заказчика?

Алексей: Да, конечно, это основная функция. Хотя и это еще не все. Например, для некоммерческих организаций — главное зарекомендовать себя перед администрацией города. Провели какую-нибудь выставку, пригласили для освещения этого события СМИ, написали красивый отчет, а если к тому же удалось пригласить на это действо представителя администрации — все, считай, что деньги для этого музея или библиотеки точно выделят, потому как подобные мероприятия очень повышают рейтинг.

Корр.: Пиарщику много перепадает от всех этих мероприятий?

Алексей: Смотря в какой сфере он трудится. Политика — самое прибыльное поле деятельности. Но я в этой сфере никогда не работал, и работать не собираюсь.

Корр.: Почему?

Алексей: Потому что в политике применяют в основном черный (грязный) пиар. Например, сливают в СМИ заведомо ложную информацию, подкупают людей противника, «подсаживают утку», чтобы все знать о планах конкурента и т.д.

Корр.: Реально ли победить на выборах, используя только положительный пиар, т.е. превознося своего кандидата, не выливая грязь на других?

Алексей: Да, это возможно. Яркий пример тому — выборы Путина. Его пиар-компания была выстроена так, что никого грязью и не поливали, но зато самого Владимира Владимировича так представили и превознесли, что огромное количество людей проголосовало за него. Думаю, что и уход Ельцина — это тоже пиаровский ход.

Корр.: А в торговле используется черный пиар?

Алексей: Конечно, используется, но в этой сфере все проще. В основном используются какие-то некорректные вещи в рекламе. Например, реклама  моющего средства «АOS». Но сейчас люди уже стали в этом разбираться, их это раздражает, что не на руку фирме.

Корр.: Сколько зарабатывают пиарщики в Москве и Петербурге?

Алексей: Понятно, что зарплата  московского пиарщика будет отличаться от зарплаты питерского. В Петербурге начинающий пиарщик, у которого нет еще опыта работы, хороших связей, получит за свой труд тысяч шесть в месяц. А профессионал своего дела может и до 500 тысяч заработать.

Корр.: Где находят работу пиарщики-выпускники?

Алексей: Да где угодно. Конечно, самый лучший вариант — устроиться в пиар-агенство. Там ты будешь заниматься, прежде всего, тем, чему тебя учили в вузе. На втором месте — коммерческие фирмы, лучше всего торговые. Ну и еще госучреждения… Но там скучно, монотонно, зарплаты небольшие.

Корр.: Расскажи о своей первой пром-акции.

Алексей: Первая моя акция состоялась на практике. Когда шла подготовка, очень переживал, волновался. Это была акция «Нетерпимости к чиновникам». Считается, что в Петербурге самые «жуткие» чиновники. Суть нашей акции состояла в следующем: был выбран день, когда все желающие могли прийти к нам в офис и по телефону задать свой каверзный вопрос любому чиновнику. Наша акция произвела фурор. От желающих отбоя не было. Это событие освещали 12 газет, 6 телекомпаний. Если бы акция была коммерческой, то мы бы заработали кучу денег. Я был в шоке, первый раз — и такой успех…

Корр.: А чем это было обусловлено?

Алексей: Просто на фоне скучных однообразных мероприятий, наша акция выглядела как ноу-хау. Самый креативный пиар — это некоммерческий. Денег нет, а значит надо что-то придумывать, чтоб их найти. Помню, была у нас как-то пивная акция, продвигали новый сорт пива. Зазывали людей, предлагали попробовать… Если пиво кому-то не нравилось, можно было вылить его на нас. Пошловато, конечно, но действенно — людям такие развлечения нравятся.

Корр.: В Санкт-Петербурге такие акции, разного рода шоу — обычное дело?

Алексей: В Питере — да, особенно популярны там рок-фестивали — тоже своего рода пром-акции.

Корр.: Почему?

Алексей: Это же раскрутка альбомов, исполнителей.

Корр.: Слышала как-то разговор двух наших предпринимателей об эффективности рекламы. Один из них очень удивлялся тому, что, оказывается, реклама в газетах реально работает. Ему было не понятно, как все это происходит. Получается, что до пром-акций нам еще далеко?

Алексей: Мне кажется, да. Вообще это особенность маленьких городов. Для чего вообще проводятся пром-акции? Для того чтобы привлечь внимание людей. Житель мегаполиса каждый день сталкивается с таким потоком информации и объемом рекламы, что для него все это уже стало обыденностью, завлечь его — дело непростое. А в маленьком городе численность населения небольшая, поэтому дал информацию в газету или на радио, обклеил афиши — все, народ знает.

Корр.: Получается, что в наших городах таких акций не будет? Проводить их не имеет смысла?

Алексей: Ну почему не будет? Если директор какой-нибудь фирмы решит, что ему это надо, то будет.

Корр.: Чем отличаются советчане и югорчане, от питерцев например, по восприятию таких ноу-хау?

Алексей: В большом городе в этом смысле с людьми возникают проблемы — их ничем не удивить. Наши же люди всему новому радуются.

Корр.: А пиаровские клиенты здесь и там отличаются?

Алексей: Конечно, здесь встретить руководителя, который бы понимал всю ценность работы пиар-службы, практически невозможно. Многие и слова-то такого не знают. В такой ситуации выделяют две разновидности заказчиков — серьезные, которые приглашают тебя с определенной целью и ждут конкретного результата, и те заказчики, которые знают, что им что-то надо, но не знают, что именно. С этими труднее всего. Поэтому, если ты хочешь устроиться в фирму, где начальник, мягко говоря, ничего в этом не смыслит, то необходимо, прежде всего, получить максимум информации об этом предприятии, выявить минусы и составить список способов их устранения. И только потом уже идти к руководителю с предложением взять тебя на работу. Он ведь не понимает, кто ты и что ты умеешь делать. Необходимо показать, что ты реально можешь «принести» фирме деньги, а иначе, зачем ты нужен? А вообще в наших городах назрела необходимость в создании пиар-агентства. У нас ведь как рекламу разрабатывают? Сидит на обеде девочка секретарь какой-нибудь фирмы и пытается сочинить слоган или логотип, а потом свое «произведение» с гордостью в газету несет. Ладно, если все-таки мозги есть, то пригласят дизайнера рекламу разработать. Хотя, у нас тут есть газеты (даже как-то и называть их так неудобно), которые  не лучше этого секретаря рекламу подготовят. Смотришь на все эти потуги, и смех берет — ну неужели не видят, как непрофессионально все это сделано.

Корр.: Знаю, что ты занимался организацией концертов российских и зарубежных «звезд». Почему в Советский не приезжают артисты?

Алексей: К нам невыгодно ездить. У популярного артиста концерты через день, все расписано на год-полгода вперед. Поэтому нет смысла ехать к нам, чтобы дать лишь один концерт, потому  как второй у нас народ просто не потянет. А для тех, кто организовывает у нас такие разовые концерты — это всегда не выгодно, работа в убыток. Если делать концерт рентабельным, то билеты должны стоить не меньше 800 рублей.

Корр.: А в центральных городах России сколько в среднем билеты на концерт стоят?

Алексей: Билеты на концерт «Верки Сердючки» сейчас очень дорогие. В Екатеринбурге, например, они стоят от 700 до 5000 рублей. А самые дешевые билеты — 150 рублей — на концерты рок-групп.

Корр.: Значит можно приглашать хотя бы рок-группы?

Алексей: А куда? В ДК «Сибирь» что ли? Рок-исполнители чаще всего делают сборные концерты, т.е. выступает несколько групп сразу. Как им обеспечить питание, проживание, охрану соответствующего уровня и т.д.?  Самые дорогие и претенциозные в этом плане Пугачева, Киркоров, «Сердючка». Чуть попроще — Агутин, Газманов, Лолита. Ну и «дешевые» — «Стрелки», «Руки вверх» и им подобные мальчики и девочки.

Корр.: Сколько артист получает за концерт?

Алексей: Среднего уровня звезда тысяч 8 долларов за час двадцать – час сорок.

Корр.: За такие деньги  с ними, наверное, легко работать. Они покладисты, пунктуальны?

Алексей: Нет, конечно. Считается нормальным, заставлять зал ждать целый час. Помню, концерт Агутина должен был начаться в семь часов, вот уже зал полный, все свистят, кричат, время восемь доходит, а его нет. Пошел в гримерку, а мне говорят, что раньше он никогда и не начинает, хотя давно уже собрался, подготовился.

Корр.:  А с кем в этом плане легко работать?

Алексей: С теми, кто уже долгое время на сцене. Буйнов, например, хороший мужик, не привередливый. А у всякой шушеры, которая сейчас на экраны полезла, панты одни.

Корр.: Многие звезды под фонограмму поют?

Алексей: По-всякому бывает. Допустим, Жасмин старается только под фонограмму выступать, группа «Модерн Токинг» — тоже самое. И причем это же слышно на концерте.

Корр.: А есть те, кто принципиально не поет под фонограмму?

Алексей: Рок-музыканты, Газманов всегда вживую работает, Лолита, если только у нее нет проблем со здоровьем.

Корр.: А как артисты относятся к вам, к организаторам их концертов?

Алексей: Тоже по-разному бывает. Например,  девушки из группы «ВИАгра» жутко высокомерные и капризные. «Что это нам на завтрак подали? Мы не будем это есть!» — и все в таком духе.

Корр.: А на закрытых вечеринках, свадьбах, юбилеях артисты с охотой выступают?

Алексей: Деньги ведь — везде деньги. Особенно для артиста, который уже не находится на пике славы. Тем более что гонорар они такой же получат, как если бы выступали на открытой площадке.

Корр.: На чьи выступления сейчас люди идут охотнее всего?

Алексей: У нашего агентства самыми удачными были концерты Агутина, Варум, Витаса. Сколько раз их приглашали в Екатеринбург, столько раз был полный аншлаг. Люди даже  в проходах концертных залов стояли. А вообще все зависит от того, какого артиста в данный момент привезешь. Если певец на пике славы, то будет полный порядок.

Корр.: Как раскручивают российских звезд?

Алексей: Смотрели фильм «Ландыш серебристый»? Вот так все и происходит. Берут какую-нибудь Катю Булкину или Лену Яндрикову, записывают с ней пару песен и начинают раскручивать — на радио, в прессе. Пошли на нее заказы — начинают «стричь бабки», нет — «отправляют в тираж».

Корр.: У тех, кто уже «вышел в тираж», есть еще возможности заработать?

Алексей: Конечно, Влад Сташевский постоянно колесит по провинции. И ведь до сих пор на его концерты ходят.

Корр.: Тебе нравится то, чем занимаешься, не разочаровался еще в этой профессии?

Алексей: Нет. Я нашел то, что мне нужно, это мое дело.

Корр.: Чтобы ты посоветовал тем юношам и девушкам, которые хотят стать пиарщиками?

Алексей: Хорошо подумайте, прежде чем сделать свой выбор. Чтобы стать профессионалом в этой сфере, одного желания мало, нужно иметь определенный склад характера. Если вы не любите публику, знакомства с новыми людьми — выберете другую профессию. Если вы хотите стать профессиональным пиарщиком, то нужно учиться быть и циником, потому как все связи, которые вы приобретете, в конечном счете, будут нужны в этой профессии. Так что, удачи вам, будущие пиарщики.

 

             Беседовала Светлова Мария.


Нет комментариев. Ваш будет первым!