ПИАР КОСТЕЙ НЕ ЛОМИТ
Мода на профессии случается внезапно, как летняя гроза. Еще недавно быть журналистом было не то, чтобы почетно, но страшно модно. Позднее появились брокеры — загадочные и притягательные существа. Их сменили менеджеры и прочие супервайзеры. Сегодня получить свою (и немалую) долю уважения и даже зависти можно, называясь «пиарщиком».
Пиар — транскрипция английской аббревиатуры PR, или public relations, что в приблизительном переводе означает «общественные связи». Иногда работников PR называют специалистами по связями с общественностью. Это, конечно, ближе к русскому языку, но звучит длинно и не полностью выражает суть профессии. Конечно, для рядового обывателя пиар и реклама — это практически одно и тоже, но наш сегодняшний собеседник, несколько лет проработавший в пиар-агентствах Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, не понаслышке знаком с пиар-технологиями и разбирается во всех тонкостях «науки создания благоприятного имиджа компании». Знакомьтесь, Воронин Алексей — специалист в области пиар-технологий.
Корр.: У нас в глубинке еще только-только начинают понимать, что такое пиар и то на примитивном уровне. С профессиональной точки зрения, что это такое?
Алексей: Конечно, сложно однозначно сказать, что это такое. Вообще существует около 150 определений этого слова, каждый пиарщик понимает под этим что-то свое. А в провинции объяснить это еще сложнее, потому что наши люди в основном «знакомы» с черным пиаром, который буквально льется с экранов телевизоров. В широком смысле этого слова, пиар — создание благоприятного образа (имиджа) фирмы.
Корр.: Это миссия такая у пиара?
Алексей: Да, если глобально его рассматривать.
Корр.: А реально?
Алексей: А реально, ты занимаешься составлением всевозможных планов, программ, концепций, т.е. бумагомарательством.
Корр.: Получается, что пиарщики не работают?
Алексей: Ну почему… В Петербурге, например, работают. Там уже столько вузов, которые выпускают этих специалистов… Такое ощущение, что пиарщиков готовят даже строительные академии. А все потому, что это одна из самых популярных сейчас профессий.
Корр.: Но многие работодатели не знают, для чего нужны такие специалисты…
Алексей: В маленьких городках не знают. В Советском и Югорске большинство коммерческих организаций только приходят к пониманию того, что для развития фирмы необходима реклама. А уж как работать с аудиторией, какой должна быть реклама, как ее делать — это для них темный лес. Поэтому в лучшем случае, хозяин какого-нибудь магазина поручит своим подчиненным состряпать рекламку в газету. Хотя это работа профессионала рекламщика. Рекламщика, не пиарщика! Пиар — не только создание рекламы, это возможность предложить что-то новое, интересное, креативное, продвинуть компанию на новый уровень.
Корр.: А чем конкретно занимается пиарщик в свой рабочий день?
Алексей: Сложно сказать… Вообще, рабочий день у пиарщика начинается опять-таки с написания плана. Сначала ты планируешь, что хочешь провести, затем утверждаешь свой план с руководством, а потом начинается процесс реализации. Например, фирма решила продавать новый сорт кофе. Первый этап работы пиарщика — донести эту информацию до целевой аудитории, то бишь потребителей. А значит, это реклама в газетах, на радио и ТВ. Затем в ход пойдут пиаровские вещи — интервью с директором фирмы, пром-акция (организация рекламной акций по продвижению бренда фирмы), какой-нибудь розыгрыш призов, а еще лучше, фестиваль кофе. Конечно, все свои действия и эти мероприятия необходимо планировать, чтобы в нужный момент что-то подправить, изменить. Последний этап — проведение мониторинга, составление доклада и отчет перед заказчиком.
Корр.: Получается, что суть работы пиарщика — это получение максимальной прибыли для заказчика?
Алексей: Да, конечно, это основная функция. Хотя и это еще не все. Например, для некоммерческих организаций — главное зарекомендовать себя перед администрацией города. Провели какую-нибудь выставку, пригласили для освещения этого события СМИ, написали красивый отчет, а если к тому же удалось пригласить на это действо представителя администрации — все, считай, что деньги для этого музея или библиотеки точно выделят, потому как подобные мероприятия очень повышают рейтинг.
Корр.: Пиарщику много перепадает от всех этих мероприятий?
Алексей: Смотря в какой сфере он трудится. Политика — самое прибыльное поле деятельности. Но я в этой сфере никогда не работал, и работать не собираюсь.
Корр.: Почему?
Алексей: Потому что в политике применяют в основном черный (грязный) пиар. Например, сливают в СМИ заведомо ложную информацию, подкупают людей противника, «подсаживают утку», чтобы все знать о планах конкурента и т.д.
Корр.: Реально ли победить на выборах, используя только положительный пиар, т.е. превознося своего кандидата, не выливая грязь на других?
Алексей: Да, это возможно. Яркий пример тому — выборы Путина. Его пиар-компания была выстроена так, что никого грязью и не поливали, но зато самого Владимира Владимировича так представили и превознесли, что огромное количество людей проголосовало за него. Думаю, что и уход Ельцина — это тоже пиаровский ход.
Корр.: А в торговле используется черный пиар?
Алексей: Конечно, используется, но в этой сфере все проще. В основном используются какие-то некорректные вещи в рекламе. Например, реклама моющего средства «АOS». Но сейчас люди уже стали в этом разбираться, их это раздражает, что не на руку фирме.
Корр.: Сколько зарабатывают пиарщики в Москве и Петербурге?
Алексей: Понятно, что зарплата московского пиарщика будет отличаться от зарплаты питерского. В Петербурге начинающий пиарщик, у которого нет еще опыта работы, хороших связей, получит за свой труд тысяч шесть в месяц. А профессионал своего дела может и до 500 тысяч заработать.
Корр.: Где находят работу пиарщики-выпускники?
Алексей: Да где угодно. Конечно, самый лучший вариант — устроиться в пиар-агенство. Там ты будешь заниматься, прежде всего, тем, чему тебя учили в вузе. На втором месте — коммерческие фирмы, лучше всего торговые. Ну и еще госучреждения… Но там скучно, монотонно, зарплаты небольшие.
Корр.: Расскажи о своей первой пром-акции.
Алексей: Первая моя акция состоялась на практике. Когда шла подготовка, очень переживал, волновался. Это была акция «Нетерпимости к чиновникам». Считается, что в Петербурге самые «жуткие» чиновники. Суть нашей акции состояла в следующем: был выбран день, когда все желающие могли прийти к нам в офис и по телефону задать свой каверзный вопрос любому чиновнику. Наша акция произвела фурор. От желающих отбоя не было. Это событие освещали 12 газет, 6 телекомпаний. Если бы акция была коммерческой, то мы бы заработали кучу денег. Я был в шоке, первый раз — и такой успех…
Корр.: А чем это было обусловлено?
Алексей: Просто на фоне скучных однообразных мероприятий, наша акция выглядела как ноу-хау. Самый креативный пиар — это некоммерческий. Денег нет, а значит надо что-то придумывать, чтоб их найти. Помню, была у нас как-то пивная акция, продвигали новый сорт пива. Зазывали людей, предлагали попробовать… Если пиво кому-то не нравилось, можно было вылить его на нас. Пошловато, конечно, но действенно — людям такие развлечения нравятся.
Корр.: В Санкт-Петербурге такие акции, разного рода шоу — обычное дело?
Алексей: В Питере — да, особенно популярны там рок-фестивали — тоже своего рода пром-акции.
Корр.: Почему?
Алексей: Это же раскрутка альбомов, исполнителей.
Корр.: Слышала как-то разговор двух наших предпринимателей об эффективности рекламы. Один из них очень удивлялся тому, что, оказывается, реклама в газетах реально работает. Ему было не понятно, как все это происходит. Получается, что до пром-акций нам еще далеко?
Алексей: Мне кажется, да. Вообще это особенность маленьких городов. Для чего вообще проводятся пром-акции? Для того чтобы привлечь внимание людей. Житель мегаполиса каждый день сталкивается с таким потоком информации и объемом рекламы, что для него все это уже стало обыденностью, завлечь его — дело непростое. А в маленьком городе численность населения небольшая, поэтому дал информацию в газету или на радио, обклеил афиши — все, народ знает.
Корр.: Получается, что в наших городах таких акций не будет? Проводить их не имеет смысла?
Алексей: Ну почему не будет? Если директор какой-нибудь фирмы решит, что ему это надо, то будет.
Корр.: Чем отличаются советчане и югорчане, от питерцев например, по восприятию таких ноу-хау?
Алексей: В большом городе в этом смысле с людьми возникают проблемы — их ничем не удивить. Наши же люди всему новому радуются.
Корр.: А пиаровские клиенты здесь и там отличаются?
Алексей: Конечно, здесь встретить руководителя, который бы понимал всю ценность работы пиар-службы, практически невозможно. Многие и слова-то такого не знают. В такой ситуации выделяют две разновидности заказчиков — серьезные, которые приглашают тебя с определенной целью и ждут конкретного результата, и те заказчики, которые знают, что им что-то надо, но не знают, что именно. С этими труднее всего. Поэтому, если ты хочешь устроиться в фирму, где начальник, мягко говоря, ничего в этом не смыслит, то необходимо, прежде всего, получить максимум информации об этом предприятии, выявить минусы и составить список способов их устранения. И только потом уже идти к руководителю с предложением взять тебя на работу. Он ведь не понимает, кто ты и что ты умеешь делать. Необходимо показать, что ты реально можешь «принести» фирме деньги, а иначе, зачем ты нужен? А вообще в наших городах назрела необходимость в создании пиар-агентства. У нас ведь как рекламу разрабатывают? Сидит на обеде девочка секретарь какой-нибудь фирмы и пытается сочинить слоган или логотип, а потом свое «произведение» с гордостью в газету несет. Ладно, если все-таки мозги есть, то пригласят дизайнера рекламу разработать. Хотя, у нас тут есть газеты (даже как-то и называть их так неудобно), которые не лучше этого секретаря рекламу подготовят. Смотришь на все эти потуги, и смех берет — ну неужели не видят, как непрофессионально все это сделано.
Корр.: Знаю, что ты занимался организацией концертов российских и зарубежных «звезд». Почему в Советский не приезжают артисты?
Алексей: К нам невыгодно ездить. У популярного артиста концерты через день, все расписано на год-полгода вперед. Поэтому нет смысла ехать к нам, чтобы дать лишь один концерт, потому как второй у нас народ просто не потянет. А для тех, кто организовывает у нас такие разовые концерты — это всегда не выгодно, работа в убыток. Если делать концерт рентабельным, то билеты должны стоить не меньше 800 рублей.
Корр.: А в центральных городах России сколько в среднем билеты на концерт стоят?
Алексей: Билеты на концерт «Верки Сердючки» сейчас очень дорогие. В Екатеринбурге, например, они стоят от 700 до 5000 рублей. А самые дешевые билеты — 150 рублей — на концерты рок-групп.
Корр.: Значит можно приглашать хотя бы рок-группы?
Алексей: А куда? В ДК «Сибирь» что ли? Рок-исполнители чаще всего делают сборные концерты, т.е. выступает несколько групп сразу. Как им обеспечить питание, проживание, охрану соответствующего уровня и т.д.? Самые дорогие и претенциозные в этом плане Пугачева, Киркоров, «Сердючка». Чуть попроще — Агутин, Газманов, Лолита. Ну и «дешевые» — «Стрелки», «Руки вверх» и им подобные мальчики и девочки.
Корр.: Сколько артист получает за концерт?
Алексей: Среднего уровня звезда тысяч 8 долларов за час двадцать – час сорок.
Корр.: За такие деньги с ними, наверное, легко работать. Они покладисты, пунктуальны?
Алексей: Нет, конечно. Считается нормальным, заставлять зал ждать целый час. Помню, концерт Агутина должен был начаться в семь часов, вот уже зал полный, все свистят, кричат, время восемь доходит, а его нет. Пошел в гримерку, а мне говорят, что раньше он никогда и не начинает, хотя давно уже собрался, подготовился.
Корр.: А с кем в этом плане легко работать?
Алексей: С теми, кто уже долгое время на сцене. Буйнов, например, хороший мужик, не привередливый. А у всякой шушеры, которая сейчас на экраны полезла, панты одни.
Корр.: Многие звезды под фонограмму поют?
Алексей: По-всякому бывает. Допустим, Жасмин старается только под фонограмму выступать, группа «Модерн Токинг» — тоже самое. И причем это же слышно на концерте.
Корр.: А есть те, кто принципиально не поет под фонограмму?
Алексей: Рок-музыканты, Газманов всегда вживую работает, Лолита, если только у нее нет проблем со здоровьем.
Корр.: А как артисты относятся к вам, к организаторам их концертов?
Алексей: Тоже по-разному бывает. Например, девушки из группы «ВИАгра» жутко высокомерные и капризные. «Что это нам на завтрак подали? Мы не будем это есть!» — и все в таком духе.
Корр.: А на закрытых вечеринках, свадьбах, юбилеях артисты с охотой выступают?
Алексей: Деньги ведь — везде деньги. Особенно для артиста, который уже не находится на пике славы. Тем более что гонорар они такой же получат, как если бы выступали на открытой площадке.
Корр.: На чьи выступления сейчас люди идут охотнее всего?
Алексей: У нашего агентства самыми удачными были концерты Агутина, Варум, Витаса. Сколько раз их приглашали в Екатеринбург, столько раз был полный аншлаг. Люди даже в проходах концертных залов стояли. А вообще все зависит от того, какого артиста в данный момент привезешь. Если певец на пике славы, то будет полный порядок.
Корр.: Как раскручивают российских звезд?
Алексей: Смотрели фильм «Ландыш серебристый»? Вот так все и происходит. Берут какую-нибудь Катю Булкину или Лену Яндрикову, записывают с ней пару песен и начинают раскручивать — на радио, в прессе. Пошли на нее заказы — начинают «стричь бабки», нет — «отправляют в тираж».
Корр.: У тех, кто уже «вышел в тираж», есть еще возможности заработать?
Алексей: Конечно, Влад Сташевский постоянно колесит по провинции. И ведь до сих пор на его концерты ходят.
Корр.: Тебе нравится то, чем занимаешься, не разочаровался еще в этой профессии?
Алексей: Нет. Я нашел то, что мне нужно, это мое дело.
Корр.: Чтобы ты посоветовал тем юношам и девушкам, которые хотят стать пиарщиками?
Алексей: Хорошо подумайте, прежде чем сделать свой выбор. Чтобы стать профессионалом в этой сфере, одного желания мало, нужно иметь определенный склад характера. Если вы не любите публику, знакомства с новыми людьми — выберете другую профессию. Если вы хотите стать профессиональным пиарщиком, то нужно учиться быть и циником, потому как все связи, которые вы приобретете, в конечном счете, будут нужны в этой профессии. Так что, удачи вам, будущие пиарщики.
Беседовала Светлова Мария.