131-Й СКОРЫЙ ИДЕТ НЕ СПЕША
Начался 2006 год. Приступили к работе главы вновь образованных муниципальных образований Советского района. Из 30 первоначально запланированных полномочий (с учётом Федерального закона № 199 от 31.12.05)им были переданы 11. Неслучайно этот период, до 2009 года, назван переходным — время, чтобы думать, обсуждать, что-то пробовать и принимать верные решения. Каковы же первые впечатления, выводы?
Т.Ю. Поминова, глава городского поселения Агириш: «Говорить о полной реализации всех переданных полномочий пока рановато. Сейчас идёт организационная работа по формированию администрации посёлка, обсуждение генерального плана, который в феврале будет приниматься на совете депутатов. Фактически мы также решаем вопросы совместно с ЖКХ, культурой, спортом. К весне начнётся работа по благоустройству. В общем, теперь нам надо учиться самостоятельности. И поэтому я бы пока поостереглась говорить о полной передаче полномочий. Впереди ещё целый год, время покажет, с чем мы сами можем справиться, а где по объективным причинам без помощи района нам не обойтись».
Г.П. Наумов, глава городского поселения Пионерский: «Законодатели в округе подошли к вопросам разграничения полномочий с большой осторожностью, на мой взгляд, даже перестраховались. Организацией досуга населения, вопросами спорта, ЖКХ мы могли бы сами заниматься, поднимая и поддерживая частное предпринимательство. Давайте посмотрим на самую сложную сферу сегодня — жилищно-коммунальное хозяйство. Юридически это полномочия района, но фактически многие вопросы решаются на местах — ремонт теплотрасс, вывозка мусора... Хотя не буду отрицать, что проблемы с нашими убыточными деревянными котельными помог решить именно район. Также думаю, что в администрации района не нужен целый аппарат управления ЖКХ — происходит дублирование полномочий. Мы готовы отвечать, например, за своё коммунальное хозяйство перед куратором ЖКХ от района.
Что касается вопросов строительства дорог, обеспечения населения жильём, я, как глава поселения, не взял бы на себя ответственность за их решение. У нас для этого нет ни помещений, ни подрядчиков, ни дорог, ни газовых сетей... Даже когда закончится переходный период, мы, скорее всего, попытаемся заключить соглашение с районом, передав ему выделенные на это средства и полномочия.
Вообще в данных вопросах я уповаю на глубокий анализ ситуации, мудрость руководителей района, округа. Здесь не должно быть спешки. Уважая интересы друг друга, мы найдём верное решение».
Н.К. Михеичев, глава сельского поселения Алябьевс-кий: «Экономическая ситуация в стране не та, чтобы можно было работать по 131 закону. Самостоятельности на местах нет, потому что нет всех полномочий. Брать их дополнительно к существующим я не могу — нет денег, специалистов... Сейчас наша администрация старается справиться с тем, что мы уже имеем. Однако и здесь есть свои трудности. Нам необходимо создать условия для обеспечения населения услугами бытового обслуживания — к примеру, наладить работу бани. Как это сделать самим, если она нерентабельна: билет стоит 8 рублей, а по фактическим затратам цена должна повыситься до 150? Разве семья пенсионеров сможет отдавать 300 рублей в неделю или 1200 в месяц?! Выход один — просить средства у района.
Думаю, окружные программы по жилью будут работать слабо — у населения нет денег, люди не смогут найти средства даже на первый взнос. А социального жилья ждать долго.
Заработать человеку негде. У нас основная деятельность — всё, что связано с лесом. Здесь тяжёлая ситуация с «Советсклеспромом». На сегодня 121 человек — это безработные. Малый бизнес в лесной отрасли встаёт на ноги очень медленно — в нашем посёлке этим намерены заняться всего 2 человека, пока оформляют документы.
Сейчас мы также решаем вопросы по культуре, спорту, социальные проблемы населения, думаем о реконструкции освещения улиц... То есть чем мы занимались до 2006 года, то и осталось. Больше полномочий пока не готовы выполнять. Надежда только на то, что богатый округ не даст пропасть. В общем, эйфории по поводу закона нет: самим себя нам не прокормить».
Л.Ф. Котикова, председатель совета депутатов г. п. Советский: «На мой взгляд, для реализации 131-ФЗ не до конца отработаны вопросы нормативного и финансового плана. Поэтому сейчас возникает много вопросов. Например, ранее в округе действовал закон о статусе депутатов, его отменили в прошлом году. Сегодня мы живём в неведении. А население это мало волнует: избрали тебя депутатом — будь добр, помогай людям, исполняй свои предвыборные обещания. Для этого нужны ещё и чёткие понятия о полномочиях, прописанные в законе ХМАО-Югры.
Институт общественного самоуправления был разрушен, сейчас создаётся вновь. Работы предстоит очень много, немало мы уже сделали: подготовили устав городского поселения, который 12 декабря 2005 года был зарегистрирован, разработали временный регламент работы совета депутатов... Начиная с октября, городской совет депутатов провёл уже 5 заседаний.
Будем ли брать на себя дополнительные полномочия? По закону, если городское поселение имеет возможность, они ему могут быть переданы. Возьмём, к примеру, ЖКХ. Населению не интересно, что и кому принадлежит, что придумала Государственная Дума и чего хотели её депутаты. Людям важно, что происходит здесь и сейчас. А кто лучше городской власти знает все беды города?! Почему городскими проблемами должен заниматься район? На мой взгляд, передача полномочий по ЖКХ необходима. Что касается «Коммунальщика», то здесь нельзя спешить. Это большая структура, она требует немалых затрат и вложений. Да ещё зимой затевать её передачу — необдуманный, безответственный шаг. Со временем, возможно, «Коммунальщик» будет подчиняться городской власти, потому что эта служба работает для города.
Много сейчас говорят о ситуации с бюджетом: формирует его район, а утверждает город, который имеет возможность распределять только то, что получил свыше. Всё вполне объяснимо. Когда утверждался бюджет района? До начала этого года. А закон вступил в силу с 1 января. Что район получил, то и распределил. Как это будет на следующий год, не знаю.
Что касается жилья, то, по-моему, его строительство должно быть в одних руках. В районе уже есть всё необходимое для этого — управление, люди, деньги, специалисты... Зачем нам изобретать велосипед? Однако какое-то участие города в строительстве возможно, потому что с жилищными проблемами люди идут к городской власти.
В общем, к каждому вопросу надо подходить обдуманно. Сегодня передача полномочий в полном объёме нереальна».
Это мнения людей, наделённых властью на местах. Читателям, наверняка, интересна оценка деятельности в новых условиях муниципальных образований в целом, взгляд, скажем, «сверху». Поэтому на вопросы корреспондента отвечает начальник отдела по работе с поселениями администрации района В.Я.Маковский.
— Вадим Яковлевич, как началась реализация 131 закона на местах? С какими сложностями столкнулись?
— По плану совместных действий Управления по местному самоуправлению ХМАО-Югры мы практически всё выполнили. Осталось зарегистрировать как юридические лица в налоговой инспекции советы поселении и, самое важное, утвердить бюджеты ещё нескольких муниципалитетов.
Работа по организации новых условий жизни поселений шла тяжело. В связи с ликвидацией администраций пришлось уволиться людям. Большинство из них, как опытных специалистов, конечно, мы попытались сохранить — переводили на другое место работы, но потерь не избежали.
— Среди населения бытует мнение, что в новых условиях, наоборот, необоснованно увеличились штаты сотрудников...
— Такое впечатление создаётся из-за того, что на местах появились советы поселений. Количество сотрудников администрации сократилось. К примеру, в г. Советском их число с 57 уменьшилось до 42.
— Уже сейчас раздаются голоса некоторых депутатов, что в МО могли бы передать больше полномочий. Как вы смотрите на такую перспективу?
— Ещё не завершена передача определённых законом 11 полномочий. Есть процедура, её все обязаны соблюдать. Это происходит путём заключения соглашений, которые должна одобрить Дума района, советы депутатов, потом только подписывают главы. И только после этого бюджетные ассигнования передаются на уровень поселений.
Основная задача района — передать полномочия по предоставлению социального жилья. Ведение очерёдности, предоставление квартир, заключение договоров социального найма — всё будет осуществляться на местах. Плюс в г. Советский перейдут полномочия по обслуживанию дорог в черте города, «Служба заказчика», МУП «ЖКХ г. Советский». На примере города посмотрим, как муниципалитеты справятся со всеми делами. Соглашения заключаются на 1 год, потом они будут корректироваться. Остальные полномочия, думаю, будут также переданы, но постепенно.
— Самостоятельность предполагает финансовую независимость. Есть ли она хотя бы на уровне 11 полномочий?
— Финансовая самостоятельность предполагает превышение доходной части бюджета муниципального образования. Нужно учитывать, что наш район является дотационной территорией, а в поселениях практически нет источников пополнения доходной части бюджета. В настоящее время все доходы поселений начнут поступать в районный бюджет, где и будет происходить выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений путём предоставления дотаций в порядке, определённом Бюджетным кодексом РФ. Для осуществления 11 полномочий, переданных вновь образованным муниципальным образованиям по закону автономного округа, бюджетные ассигнования доведены в полном объёме.
— Самое большое число обращений граждан и на местах, и в районе — это жилищные вопросы. Как в свете 131 закона они будут решаться?
— В администрации района создаётся отдел по жилищной политике, который займётся реализацией жилищной программы на 2005-2015 гг., состоящей из 8 подпрограмм. Даже через год ещё рано думать о передаче на места полномочий по строительству жилья. Возможно, город будет готов возводить дома в запланированные сроки и качественно, в посёлках для этого нет условий. Одна из основных причин — нехватка квалифицированных кадров.
Главную цель 131 закона — дать больше самостоятельности вновь образованным муниципалитетам и тем самым приблизить власть к народу — пока многие из опрашиваемых, как мне показалось, считают призрачной. Реально оценивают свои возможности, потому и нет уверенности в собственной самостоятельности. Главная надежда — богатый округ, его финансовая помощь, опыт и развитая управленческая структура района. Одно радует в этой ситуации — нет «перетягивания одеяла на себя», «делёжки» оставшихся полномочий. Главы МО и депутаты подходят к этому вопросу очень осторожно, обдумывая каждый шаг, стремясь оценить опыт друг друга. Да, времени с начала вступления в силу закона прошло совсем немного, переходный период только начался. И любой механизм требует отладки и проверки на прочность. Возможно, со временем всё же удастся жёсткую вертикаль власти уравновесить горизонталью демократии, и тогда появится «свет в конце тоннеля», идея пусть не полной, хотя бы относительной самостоятельности власти на местах станет реальнее, а её участие в жизни народа ощутимее.
Г. Тропина.