ВОЛЬНЫЕ КАМЕНЩИКИ — Портал "2 ГОРОДА"

USD 96.42
EUR 104.86

ВОЛЬНЫЕ КАМЕНЩИКИ

ВОЛЬНЫЕ КАМЕНЩИКИ

Пионерский кирпичный завод наряду с леспромхозом был когда-то градообразующим предприятием поселка Пионерский. Теперь о тех славных временах напоминают лишь заводской благоустроенный микрорайон да воспоминания старожилов. На протяжении долгих лет легендарное прошлое завода не давало покоя многим муниципальным умам Советского района, потому как печальное настоящее являло собой реальное воплощение бесхозяйственности и управленческого бессилия.

Основания для пессимизма у муниципальных мужей, действительно, были. Наверное, не один десяток килограммов казенных канцелярских чернил был израсходован в свое время  на написание  планов реорганизации многострадального предприятия, на составление смет необходимой модернизации, на новые кадровые решения. А кирпичный колосс на глиняных ногах, рухнувший во времена диких реформ, лежал в развалинах в безропотном ожидании банкротства.

Кирпичный завод был основан практически в одно время с поселком Пионерским. В семидесятые годы прошлого века предприятие уже стабильно работало, поставляя свою продукцию не только на территорию Урала и Сибири, но и в другие регионы страны. Завод функционировал в две линии, в несколько рабочих смен. На предприятии трудилось свыше трехсот человек. Рабочие первыми в поселке получали благоустроенные квартиры, у них был свой продуктовый магазин, детский сад, спортивный зал. Объемы производства продукции постоянно возрастали, превышая нормативы государственного плана. Так, в 1982 году  пионерцы отгрузили стране 17, 5 миллионов кирпичей. …А затем случилась горбачевская перестройка с бартером, хозрасчетом и кооперативами. Рабочие предприятия начали получать заработную плату продукцией, а потом не стало и ее. Развалился Советский Союз, вместе с ним система государственного планирования и поддержки. Казалось, что участие руководства Советского района в судьбе предприятия ограничивалось рокировками заводских директоров.

 

ПРОСТО КАК КИРПИЧ

Производство кирпича - трудоемкий технологический процесс, он, ко всему прочему, базируется на серьезных научных изысканиях. Например, научный принцип здесь применяется уже на стадии сырьевых разработок, когда проводится геологическая разведка залежей глины в будущем карьере. Для того чтобы проверить, подходит ли глина для производства кирпича, специалисты проводят специальный физико-химический анализ породы. Это делается, прежде всего, для того, чтобы выявить в составе глины наличие определенных солей, которые в дальнейшем могут привести к саморазрушению строительного материала. Именно по этой причине в основе любого кирпичного завода лежит хороший карьер. Отсюда все и начинается.  

Из карьера промышленное сырье доставляется в огромный бункер, который называется глинозапасник. Размер его может быть различным  в зависимости от производственных мощностей того или иного кирпичного завода. Например, кирпичный цех Югорского ЗСМ обладает внушительным глинозапасником на 50 тысяч тонн, на Пионерском кирпичном заводе бункер для хранения глины значительно скромнее.

Из глинозапасника сырье партиями поступает в специальный комплекс, где оно, как говорят технологи производства, «вылеживается» и «усредняется». Далее следует операция, называемая у специалистов «технологической подготовкой к процессу формовки». Иначе говоря, на этом этапе глину просто смешивают с песком для того, чтобы придать ей определенные технологические характеристики. Затем по технологии должна следовать сама формовка. Кирпичные заготовки складируются в сушильную камеру, где они выдерживаются при определенной температуре и влажности. И, наконец, самая ответственная процедура всей производственной линии – многочасовой обжиг (при температуре свыше 900 градусов). Именно после этого полученный образец имеет право называться кирпичом.

 

ПРОСТЫЕ СХЕМЫ

В 2005 году Пионерский завод строительных материалов (кирпичный завод) прошел процедуру банкротства, после чего превратился в общество с ограниченной ответственностью с основной долей уставного капитала у районной администрации. Сразу же после этого предприниматель из Пионерского А. А. Хильман взял оборудование завода в аренду. За рекордные сроки предприятию удалось рассчитаться с долгами, увеличить объемы производства, и, что самое поразительное, увеличился спрос на продукцию завода. Многие тут же окрестили это экономическим чудом, другие считают, что предприятие пока еще не стало самодостаточным. Для того, чтобы взглянуть на ситуацию изнутри, мы встретились с молодым руководителем предприятия Александром Александровичем Хильманом. Он первым делом рассказал о том, в каком состоянии досталось ему кирпичное хозяйство: «Мы начали работать не просто с нуля, а с минуса и даже хуже, потому что люди находились в забастовочном состоянии, оборудование не работало – тяжело было. В ноябре 2005 года, когда я принимал завод, газовики и энергетики уже собирались отключить нас от своих сетей. Мне удалось убедить их повременить с этим, под честное слово, так сказать, и мы начали работать. На сегодняшний день я скажу так: нет уже того состояния, когда мы не знаем, чем мы будем платить завтра по своим обязательствам. Заработная плата рабочим выплачивается стабильно. Сейчас мы неплохие средства направляем на модернизацию своего производства…».

По поводу рассуждений предыдущих директоров относительно устаревшего оборудования и невозможности из-за этого рентабельно работать А. А. Хильман сказал, что «это полная чушь» и пояснил: «Третьего ноября 2005 года мы начали работать на том же оборудовании и произвели 420 тысяч штук кирпича, в декабре – 670 тысяч штук, в январе – 720. Сейчас мы тихо подобрались к миллиону. То есть мы уже производили и более 900 тысяч штук. Секрет успеха предельно прост. Мы не стали ломать себе голову сложными экономическими расчетами, а просто составили список того, что же нам необходимо для работы в первую очередь. На первом месте оказалась лента транспортера под комбайном. Появилась возможность – заменили. Другими словами, начали практиковать точечную замену – где-то что-то порвалось или сломалось, тут же заменяем, не пытаясь ломать устоявшуюся технологию производства в целом. Когда оборудование стало работать относительно бесперебойно, то начали монтировать новое. Сейчас мы обновили автопарк, карьерную технику, купили пилораму. Дела идут настолько хорошо, что мы с Главой района обсуждаем вопрос о том, чтобы выкупить это предприятие в полную собственность на взаимовыгодных условиях». Распространяться для печати о существе предполагаемой сделки директор завода не стал, посчитав эту информацию коммерческой тайной. Потом разговор коснулся рыночной стоимости пионерского кирпича. Выяснилось, что фиксированной цены нет, все зависит от ситуации. По словам А. А. Хильмана, пионерский кирпич самый дешевый в Советском районе – 3,8 руб. без НДС.  Для сравнения, краснотурьинская продукция стоит в два раза дороже. В окружной центр пионерский кирпич отгружается уже по десять рублей, с учетом транспортных расходов. «А потребность в нашем кирпиче в окружном центре очень приличная, - с удовольствием признался руководитель предприятия, – поэтому мы задумались над расширением автопарка для доставки своей продукции в отдаленные населенные пункты. Могу с гордостью заявить, что Советский район стоит на пионерском кирпиче – Зеленоборск, Агириш, Таежный, Пионерский... Что касается ближайших планов, то в скором времени мы определимся с развитием дополнительных производств. Сейчас наш основной приоритет – это капитальный ремонт заводского оборудования и цеховых помещений. Я  думаю, что и с этим мы справимся».

Когда же разговор коснулся искусственных проблем, возникающих перед предприятием, Александр Александрович оказался предельно откровенным: «На первом месте – бюрократические барьеры. В качестве примера скажу вам, что мне понадобилось израсходовать порядка полумиллиона рублей и год времени на то, чтобы узаконить карьер. На втором месте - налоговое бремя. По этому поводу могу сказать следующее: если бы я всего лишь год не платил налогов, то мне бы удалось сразу обновить всю технологическую линию».   

 

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Казалось бы, чем не повод для того, чтобы начать хлопать в ладоши от умиления или пуститься в пляс от восторга – «Ура, заработало!» Действительно, заработало – пионерский кирпич грузят вагонами и тележками (сам видел). И теперь уже даже не имеет значение, как это так у А. Хильмана получилось. Мне думается, что даже он сам до конца этого не понимает – вполне возможно, что просто талант. Лично меня на размышления наводят совсем другие вопросы. Например, почему в условиях жилищного дефицита старейшее предприятие района  по изготовлению  капитального строительного материала оказалось, по сути, никому не нужным? Если районные экономисты, в распоряжении которых многомиллионный районный бюджет не смогли сделать то, что сделал один предприниматель, то либо они плохо учили математику, либо просто экономическое состояние завода их не интересовало. Если так, то почему? Предприятие-то ведь государственное!

Вопрос второй:  зачем району продавать «стеностроительный завод» пусть даже очень талантливому местному коммерсанту, когда его можно было бы использовать в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье»? Получить под это дело     десяток-другой федеральных инвестиций, что являлось бы существенным подспорьем как для экономики района, так и для развития жилищной программы. Если Пионерскому кирпичному заводу удается выпускать недорогой и качественный стеновой строительный материал, не означает ли это, что можно было бы  использовать пионерский кирпич для развития относительно недорогого капитального строительства на территории района параллельно с пресловутым  деревянным домостроением, раз уж без него никак?

Хотя, если завод не нужен был раньше, то нужен ли он теперь, в преддверие деревостроительного бума? 

В. ТИХОМИРОВ


Нет комментариев. Ваш будет первым!