ПРО ЕГЭ, ЮГОРСК И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Закончились выпускные экзамены, волна материалов СМИ, посвященных ЕГЭ и всему, что связано со школой, пошла на убыль. Чиновники, педагоги и родители переключили внимание на другие насущные проблемы. Это значит, самое время спокойно поговорить с самими выпускниками, узнать, что они думают о перипетиях реформы образования, да и вообще о прошлом, настоящем и будущем. Нашими собеседниками стали три обычных выпускника из обычной школы № 2 обычного города Югорска. Итак, начали.
Корр.: Для начала давайте познакомимся.
Д.П.: Делов Павел.
С.И.: Сергеева Ирина.
Ж.Я.: Жданов Ярослав.
Корр.: Вы все учились вместе?
Д.П.: Учились мы в одном классе, с первого по одиннадцатый класс, во второй школе, получается, с ее основания. Класс у нас был хороший, дружный, хотя в процессе обучения одни ребята уходили, другие — приходили. Так, в девятом, после расформирования к нам пришли другие ученики.
Корр.: Двоечники в классе были?
Ж.Я.: Нет.
Корр.: Хулиганы, хулиганки, разгильдяи?
Ж.Я.: Куда же без них.
Корр.: Как выглядит современный школьный хулиган?
С.И.: Обычно выглядит: не хочет учиться, все время дерется.
Корр.: Как вы считаете, вам повезло со школой, с классом, учителями?
Ж.Я.: Да, учителя попались нам самые хорошие, потому что они нас очень многому научили, много рассказывали, так что ЕГЭ никто из нас не завалил.
С.И.: Учителя Котусова Людмила Николаевна и Давыдова Татьяна Алексеевна нас даже приглашали к себе домой во время подготовки к единому экзамену, все это абсолютно бесплатно, без всякого репетиторства.
Корр.: Так было все одиннадцать лет?
С.И.: Нет, это только перед экзаменами.
Корр.: В одном из интервью наши собеседницы-девятиклассницы рассказывали, что все учителя делятся на две категории — старые: правильные, добросовестные и молодые, более меркантильные. Вы согласны с этим?
Ж.Я.: Дело, наверное, в том, что у нас не было молодых учителей, трудно сказать.
Корр.: А минусы у вас в школе есть?
С.И.: Многие курят.
Ж.Я.: В нашей школе нет углубленных классов, например, физика и алгебра преподается мало, что не очень хорошо для таких как я, собирающихся поступать в технический вуз. Гуманитариям-то, конечно, в любой школе хорошо.
Корр.: Кстати, сейчас идут споры о том, насколько сильно загружены ученики школ. Вы как оцениваете?
С.И.: Все зависит от учителей, одни — загружают, другие — разгружают, короче говоря, то густо, то пусто. Бывало, открываешь дневник и понимаешь, что свободен.
Ж.Я.: Нет, нас сильно не загружали.
С.И.: У нас были девочки в классе, которые занимались баскетболом. До семи вечера они делали уроки, потом шли на баскетбол и только часов в девять-десять возвращались домой. Конечно, им тяжело было учиться.
Корр.: Скажите, сейчас дежурство по школе есть?
Ж.Я.: Да, стоим с повязками на переменах, типа обеспечиваем общественный порядок, правда, непонятно для чего это нужно.
С.И.: В классах уже не дежурили.
Корр.: Пол и парты не моете, как мы в свое время?
С.И.: Сейчас нет, раньше – мыли.
Корр.: А вы как считаете, должен ученик мыть пол?
С.И.: Должен.
Ж.Я.: Да, должен.
Д.П.: Дома не моет, так в школе пусть поучится.
Корр.: Что вы думаете по поводу школьной формы, нужна она?
Это та, форма, в которой раньше ходили в школе постоянно. Посмотрите старый «Ералаш», там все школьники в форме.
С.И.: Нет, мне кажется, тяжело будет одно и тоже носить, не очень представляю, как это может быть.
Корр.: А сейчас в школе полный форменный беспредел: кто что хочет, тот то и носит?
Ж.Я.: Да, но у нас запрещается в спортивном приходить, если в школе не день здоровья.
С.И.: Откровенная одежда у девочек тоже не приветствуется, хотя за это из школы, конечно, не выгонят.
Корр.: За пирсинг и косметику не ругают, не наказывают?
С.И.: Нет.
Корр.: Наказания вообще остались? Например, раньше учитель мог поставить ученика на весь урок или выгнать из класса.
Д.П.: Сейчас такого нет. Если директор школы увидит шатающегося по коридору ученика, то у учителя потом могут быть проблемы.
Корр.: Получается, теперь учителю приходится ограничиваться устными замечаниями. Как современные школьники воспринимают замечания учителей?
С.И.: Многие болезненно, начинают огрызаться.
Корр.: Вы интересовались, что учителя думают о вас?
Ж.Я.: Я спрашивал, мне сказали, что наша поколение более спокойное, дисциплинированное, а новые девятиклассники — это просто ужас какой-то.
Корр.: Два года разницы и вы уже настолько не похожи?!
Ж.Я.: Да.
С.И.: Сейчас слишком много свободы, которая переходит во вседозволенность. Людям можно все, одеваются, как хотят, говорят и делают, что хотят, родители тоже слишком опекают своих детей. Я согласна, что можно иногда баловать ребенка, но и наказывать тоже нужно, а не ходить в школу по каждому пустяку и выяснять отношения с учителями.
Корр.: А ваши родители за вас не заступались?
С.И.:. У меня мама в школе работает, она всегда говорит: «Сама отвечай за свои поступки».
Ж.Я.: У нас в одиннадцатом классе было так, что у учителя плохое настроение, она начинала кричать. Мы сидели, молчали и просто ждали, когда человек успокоится и продолжит урок. И всегда все было нормально. Сейчас же девятиклашки просто издеваются над взрослыми людьми, я сам был свидетелем, когда решил посидеть у них на уроке. Ситуация такая: учитель попросила девчонку убрать портфель, который валялся посреди класса. Девчонка говорит: «Я не буду, Вам надо, Вы и убирайте». Как так? Ведь какая-то субординация должна быть. Учитель ее снова просит по-хорошему, ученица — нет и все. Уже до криков дело дошло. Я сижу и думаю: «Подними ты эту сумку, дура».
Корр.: Чем дело закончилось?
Ж.Я.: Позвали директора, и только тогда она подобрала свой портфель.
Корр.: Ладно хоть директор авторитетом пользуется. А вообще родители насколько активное участие в жизни школы принимают?
С.И.: Есть родительский комитет из нескольких активных родителей, человек, наверное, пять.
Корр.: Оправдано ли мнение учителей, что большинство родителей переложили воспитание своих детей со своих плеч на учительские?
С.И.: Я думаю, да. Это начинается с детского сада и продолжается в школе. Многие родители думают так: отдал ребенка в образовательное учреждение и все, человек из него хороший получится, при этом забывая, что образование и воспитание — это несколько разные вещи.
Корр.: Что в большей степени повлияло на ваше формирование: родители, учителя, улица, телевидение?
С.И.: Родители, все зависит только от них, оградить от негативного влияния прочих факторов могут только они.
Корр.: Наркоманы в школе есть?
Ж.Я.: Нет, я не видел.
Корр.: Вы говорили, что многие в школе курят…
С.И.: Да, курят очень многие.
Корр.: С какого возраста?
С.И.: С пятого-шестого класса. Иногда из начальных классов подходят, просят закурить.
Корр.: Учителя смирились с этим?
С.И.: Конечно, смирились, а что они могут сделать?
Корр.: С выпивкой как?
Ж.Я.: Пьет молодежь, но в школе пьяных не видно.
С.И.: Я вижу в городе пьяных в хлам из своей школы, девятиклашки пьяные тоже попадаются. Вообще, раньше в школе был специальный человек, отвечающий за технику безопасности, который обходил территорию и следил за тем, чтобы не курили, сейчас сидит просто охранник, проверяющий документы на входе.
Корр.: Профилактические мероприятия на тему здорового образа жизни в вашей школе наверняка проводятся. Насколько они эффективны?
С.И.: Я думаю, могут быть эффективны.
Д.П.: У нас в актовом зале специально показывали фильм о вреде курения, после которого все пошли на перекур.
Корр.: Все же с точки зрения эффективности, вы бы какую оценку поставили всем этим профилактическим мероприятиям?
С.И.: Четыре.
Ж.Я.: Четыре где-то.
Д.П.: У кого есть сила воли и мозги — бросают.
Корр.: Ладно, поговорим об ЕГЭ. Эта тема уже не первый год будоражит общество: выявляются всякие нарушения в процессе сдачи экзамена, взятки, подлоги, самоубийства на нервной почве. Поэтому у единого госэкзамена много противников. Вы что думаете по поводу ЕГЭ?
С.И.: ЕГЭ — это сдача экзамена в виде теста, при этом ты должен знать все: от базового уровня и выше. Это, действительно, тяжело помнить, например, во что была одета Наташа Ростова на балу.
Корр.: Какие-то варианты ответов есть?
Ж.Я: В части «А» — есть, в части «Б» ты должен сам сформулировать ответ.
С.И.: Если раньше ты должен был выучить 25 билетов и в принципе знал, что тебя ждет, то сейчас — полная неизвестность.
Д.П.: Не знаешь, что учить, а выучить все — невозможно.
Ж.Я.: По алгебре мы сколько повторяли, вроде одни и те же темы и задания. Открываю бланк — совсем не то, вроде похоже да не совсем. Плюс к этому ЕГЭ очень долго проверяют, все это нервы и переживания.
Корр.: Кстати, о нервах: один раз понервничал, зато и выпускные экзамены в школе сдал, и вступительные институтские. А в прежние времена приходилось два раза сдавать, разве сейчас плохо?
Д.П.: Это единственный плюс ЕГЭ.
Корр.: Какой процент выпускников собираются поступать в вузы?
Ж.Я.: Большинство.
Корр.: Какие специальности сейчас пользуются популярностью?
С.И.: Юриспруденция.
Д.П.: Я тоже юристом хочу быть.
Ж.Я.: Я технический вуз выбрал, нефтегазовый.
Корр.: В Югорске же есть филиал Санкт-Петербургского электротехнического университета, почему этот вариант не рассматриваете? Ты бы мог, наверное, Ярослав?
Ж.Я.: Да, я собирался, но, пообщавшись со студентами этого университета, передумал. Мне рассказали, что в первые два года обучения в Югорске происходит слабая подготовка, поэтому потом учиться в Питере тяжело, мало кто справляется даже с репетиторами.
Корр.: Юрист, экономист — все понятно, а врачом, например, никто не хочет стать?
Ж.Я.: В девятом классе один мальчик мечтал стать врачом, но потом передумал. Вообще, он плохо учился, так что хорошо, что он передумал.
Корр.: Поговорим об армии. Как сейчас парни относятся к перспективе военной службы?
Д.П.: Долг Родине надо отдать все-таки.
Корр.: За что вы ей должны?
Д.П.: (Пауза) За нас деды воевали в Великую Отечественную войну…
Корр.: Все так думают?
Ж.Я.: Все думают, что армия нужна, даже если просто идти устраиваться на работу. Да и все равно армия из пацана делает мужика.
С.И.: Я думаю, что армия воспитывает дисциплину у мужчин, не у всех, к сожалению, но все же.
Корр.: Родина и государство — это одно и тоже?
Д.П.: Нет.
Ж.Я.: Родина ближе, государство — дальше.
С.И.: Я думаю, что для многих Родина — это то место, где ты живешь и которое любишь а государство — это просто правительство.
Корр.: Вас интересует политика?
С.И.: Нет.
Корр.: Какая-то политориентация в школе сейчас проводится?
С.И.: Нет, в этом плане полная свобода.
Корр.: Как вы относитесь к власти?
С.И.: К городской или вообще?
Корр.: К любой?
С.И.: Хорошо.
Корр.: А вообще, человек для государства или государство для человека?
Д.П.: Государство для человека, оно должно заботиться о малоимущих и беззащитных гражданах, о детях, о стариках.
Корр.: Значит, самое лучшее правительство было при Советском Союзе?
С.И.: Нет.
Корр.: Почему нет, что вы знаете о Советском Союзе?
Ж.Я.: Все были на равных.
Д.П.: На улицах стояли автоматы с газировкой.
Корр.: Например, тебя Ирина, чем не устраивает Советский Союз?
С.И.: Может, тогда и жили лучше, только на уровне правительства говорилось много, а делалось мало. В частности, обещали коммунизм для трудящихся людей, то есть безденежные отношения — приходишь в магазин и берешь все бесплатно. Где это все?
Корр.: Зато все дети ходили в детский сад и пенсионеры не бедствовали. А сейчас?
Д.П.: Кто успел, тот и попал.
Корр.: Ладно, вернемся в наше время в Югорск. Скажите вот что: какой процент выпускников после института собираются вернуться в город?
С.И.: Я знаю, что очень немногие, потому что в Югорске, как говорится, ловить нечего. Многие так думают.
Ж.Я.: Думают одно, а в жизни получается другое, в итоге все равно большинство вернется в Югорск после безуспешных попыток покорить большие города.
Корр.: Какие ценности у современных выпускников: деньги, семья, служение Родине?
С.И.: На первом месте деньги, многие говорят, что готовы обзавестись семьей только после покупки квартиры, машины, поработав, пожив для себя. Хочется, чтобы твой ребенок был не хуже всех.
Ж.Я.: Да, приодеться красиво, чтобы машина иномарочка была, чтобы все не хуже чем у других было.
Корр.: А в каком возрасте нужно заводить ребенка?
С.И.: К двадцати пяти годам.
Ж.Я.: Я у старших ребят об этом как-то тоже спрашивал, они мне отвечали, что только после института, лет в 25-26, а сейчас смотрю, у каждого второго в 22 года уже лялька есть.
Корр.: Жалеют?
Ж.Я.: Нет.
Корр.: Пойдем далее: ваше отношение к церкви?
С.И.: Я верующая.
Ж.Я. Верующий.
Д.П.: Я тоже.
Корр.: В церковь ходят многие?
Ж.Я.: Да, многие ходят.
Корр.: Как посещение церкви и вера в Бога вяжется у молодежи с материальными ценностями?
С.И.: Для меня материальные ценности ниже духовных. Деньги — это важно, но это не все.
Корр.: А у вас?
Д.П.: Я считаю, что для мужчины важней материальный подход к жизни, поскольку ему семью обеспечивать.
Корр.: Все ясно, последний вопрос будет таким: представьте себя в среднем классе школы, какой бы важный совет вы хотели услышать?
Ж.Я.: Учись, учись, учись. Чтобы нашлись слова, благодаря которым я бы смог тогда понять это.
С.И.: Мне, наверное, не хватало ежовых рукавиц. Ребенка нужно заставлять учиться, заниматься спортом, хочет он этого или нет.
Д.П.: Нужно учиться, но думаю, многое зависит от ребенка — хочет он учиться или нет.
Беседовал В. Турин