СЕРОСТЬ ЗА «КОРОЧКАМИ» НЕ СКРОЕШЬ
Директор департамента образования и науки Югры Лидия Паукова утверждает, что в округе немного филиалов, которые сумели создать свою материально-техническую базу, востребованы в регионе: «К сожалению, в основном они преследуют одну цель — заработать. Как правило, филиалы дают некачественное образование, и их выпускники на окружном рынке труда популярностью не пользуются». Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в округе Виктор Болотов тоже считает, что «основная функция различных филиалов — сбор денежных средств со студентов. О необходимом багаже знаний речь, к сожалению, не идёт». А как обстоят дела с высшим образованием в нашем районе? Я услышала разные мнения по этому поводу.
НАДО ЛИ ПЕРЕПРОФИЛИРОВАТЬСЯ?
Ежегодно в нашем районе заканчивает школу 400-500 выпускников. По сведениям управления образования, примерно 60% (а в Советских СШ №№1 и 3 — 80%) из них поступает в вузы и уезжает учиться за пределами района. Остальные или поступают в местные филиалы высших, средних учебных заведений, в ПУ-42, или трудоустраиваются. В Советском открыты филиалы Уральского государственного лесотехнического, Московского государственного социального, Российского государственного профессионально-педагогического, Тюменского нефтегазового университетов. Какие же профессии могут там приобрести молодые люди? Давайте вместе полистаем рекламные проспекты. В них есть, конечно, разные приглашения, но больше бросаются в глаза дублирующие друг друга профили — экономика, бухгалтерский учёт, юриспруденция, менеджмент. Впору говорить о перенасыщенности рынка труда этими специалистами, правда, на учёте в -центре занятости они не стоят. Известно, что первоначально местные филиалы вузов учитывали спрос на тех или иных специалистов. Филиал РГППУ упор сделал на подготовку социальных педагогов, филиал МГСУ — на специалистов по социальной работе. Кстати, у заместителя главы района по социальным вопросам Б.А. Губарь составилось о них самое доброе мнение: «Полученные теоретические знания выпускники местных вузов умело используют на практике. А на количество, очевидно, повлияло то, что с открытием филиалов устремились получать высшее образование стажисты, к образовательному уровню которых возросли требования на производстве. Каждый из филиалов должен решать сам, надо ли ему перепрофилироваться. Проблема больше в том, что они далеки от предприятий, учреждений, где студенты могли бы проходить серьёзную практику, никто не отвечает за их дальнейшее трудоустройство. Работодатели давно забыли о таком понятии, как профориентация, недостаточно сотрудничают в плане подготовки специалистов с вузами и сузами».
ПРОГНОЗ КАДРОВ – ЗАНЯТИЕ НЕБЛАГОДАРНОЕ
Прогнозирование потребностей района в тех или иных кадрах через пять, десять лет — вообще занятие довольно-таки бесполезное на фоне нынешней экономической, социальной нестабильности в обществе, хотя и наш комитет по экономике время от времени делает такие попытки. Видеть перспективы трудоустройства было бы проще, если бы у нас интенсивно развивалось производство, создавались рабочие места. И заботиться об этом, по большому счёту, должны даже не районные, а окружные власти.
Директор РЦЗНТ.Н. Никитина тоже полагает, что «вся система подготовки выпускников в целом должна формироваться с учётом местного рынка труда. В любом случае почти все выпускники вузов в массе своей более востребованы, более мобильны. Хорошо, если сам вуз быстро реагирует на потребности времени и перестраивается, соединяя обучение двум профессиям — например, юриста и менеджера. Примерно 65% безработных составляют люди со средним общим и незаконченным средним профессиональным образованием. Впрочем, рабочих мест вообще остро не хватает. Крупные стабильные предприятия или организации обычно сами подбирают кадры, предпочитая выпускников дневного обучения(и это на фоне регулярных сокращений численности персонала), могут даже позволить себе (самое идеальное!) социальный заказ на подготовку кадров и повлиять на корректировку программ обучения в вузе. Чаще даются заказы на машинистов автокрана, автогрейдера, стропальщиков, газорезчиков, продавцов, поваров, электриков, электромонтёров и т. д. Как-то поступала заявка на бухгалтера, но и то работодатель ставил условие: высшее образование и трудовой стаж по профилю не менее трёх лет».
КАЖДОМУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ - ЦАРСКАЯ ВСТРЕЧА?
Для чего поступают учиться? Одна моя знакомая из числа студентов-заочников местного филиала вуза с большим практическим опытом работы откровенно сказала, что учится ради «корочек», в своём деле она и так хорошо разбирается. Жаль тех, кто приходит с ней вместе на занятия со школьной скамьи и совершенно не знает, что им пригодится в дальнейшей жизни и работе. О глубине их подготовки и говорить нечего.
Именно из-за качества образо-вания закрываются в последнее время некоторые вузы в стране. Специальные комиссии ведут проверки и в наших филиалах. Выводы контролирующих служб нам неизвестны. «Зато, — делилась со мной другая знакомая родительница, — не секрет, что преподаватели головных вузов очень любят приезжать в филиалы на сессии. Их встречают прямо-таки по-царски, начиная с вокзала и заканчивая проводами из района. Студенты на свои деньги их кормят, поят, делаютим подарки, заденьги преподаватели нередко принимают зачёты и экзамены».
При таком положении вещей мы, естественно, получим вместо хорошего специалиста лишь массу негативных последствий — неустроенность молодых людей, неуверенных в будущем, их осознание никчемности и ненужности в жизни, социальную напряжённость. Понятно, в трудные времена учебным заведениям надо было выжить, и совсем немного семей имело достаточно средств для обучения ребёнка в большом городе, в головном вузе. Но на практике получение некачественного образования создаёт родителям ещё большую проблему. Они продолжают содержать своих детей, имеющих дипломы о профильном образовании, и теряют всякую надежду на их скорое трудоустройство.
ДВЕ-ТРИ НЕДЕЛИ ЗАНЯТИЙ - И УЖЕ ЭКЗАМЕНЫ
Заместитель главы района по финансовым и экономическим вопросам М.Д. Бородулина тоже оценивает подготовку студентов заочных и очно- заочных отделений наших филиалов вузов как слабую: «Какие знания могут дать преподаватели, если они приезжают на две-три недели — и уже принимают экзамены? Всё равно выпускники получают дипломы. Пока не могу ничего сказать о дневных отделениях. Должен быть сильный преподавательский состав, ежедневная очная учёба, семинары, коллоквиумы, полновесные сессии два раза в год.
Должны быть нормальные аудитории, богатые библиотеки, а не сараи, как у нас, проведение лабораторных работ — словом, систематическая, упорная подготовка с контролем, самоконтролем, анализом. А у нас фактически идёт только сбор средств с родителей. Я сама присутствовала на защите дипломов у наших студентов — неинтересно; как-то у них легко выходит. Наши же специалисты, в основном, и читают лекции. Это проблема непростая и упирается не только в учебные, производственные площади, но и жильё для преподавателей. Да, многие выпускники устроились на хорошие места, но знания получили не самые качественные. Умненькие и способные от природы пробьются, их на месте научат, но это единицы. Конечно, время сейчас сложное, и ребят не хочется от себя отпускать, но чтобы получить нормальное образование, дети должны учиться в учебных центрах. Даже сам округ с трудом отстоял право на существование ЮГУ — с его-то оснащённой учебно-материальной базой».
ЗАВИСИТ ОТ ТРУДОЛЮБИЯ, УПОРСТВА, САМОДИСЦИПЛИНЫ
Начальник управления образования А.К. Войтукевич согласен с тем, что специалистов ряда профилей, которых подготовили и готовят местные филиалы вузов, уже достаточно или перебор, и знания дают там не такие уж основательные: «Но в конечном итоге, я уверен, всё зависит отличностных качеств самого студента, его трудолюбия, упорства, самодисциплины. В наших вузах преподают и приезжие преподаватели, и местные, причём последних намного больше, при этом уровень их преподавания зачастую оставляет желать лучшего. Но когда преподаватель вуза большой практик — такой, как СВ. Чашка, Ю.М. Сухицкий, М.И. Гаврилов, думается, нет повода для беспокойства за уровень подготовки студентов».
Горячо отстаивала интересы своего вуза директор филиала РГППУ С.З. Шадрина: «У нас организовано очное обучение, заочная, дистанционная форма обучения, допрофессиональная, послевузовская подготовка, подготовка молодёжи для поступления в вузы и сузы. Ещё есть аспирантура. Преподавателей, имеющих учёные степени по профилирующим предметам, 85% от общего числа 150. Обучение проводят доценты, профессора, которые входят в штат головного вуза. Единственно, обучают на первом-втором курсах по общеобразовательным дисциплинам (иностранный язык, физкультура, социология, история, русский язык) старшие преподаватели, которые прошли курсы переподготовки и повышения квалификации. Конечно, если бы профессора, доценты преподавали уже с первого курса, то стоимость обучения была бы не менее 100 тысяч руб. в год. У нас насыщенный библиотечный фонд, учебный процесс полностью компьютеризован, налажена практика. Да и лицензирование у нас проведено до 2010 года, чего не имеет ни один вуз и ни один суз в Советском и Югорске. Взятки, подарки и т.д. пресекаются нашими руководителями. У меня учатся люди со средним достатком, которые и не имеют возможности давать взятки. Никому не приходит в голову предлагать их нашим, местным преподавателям, зачем же тогда дают приезжим, если действительно дают?».
ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ
Немало родителей, с кем я разговаривала, всё же видят большое благо в том, что в наше неспокойное время дети могут получать высшее образование, не выезжая за пределы района. Мощная студенческая прослойка — это и резерв развития территории, фактор, благоприятно влияющий на демографическую ситуацию. У молодёжи, занятой полезным делом, не остаётся времени на антиобщественные поступки. Образованный человек и мир воспринимает по-другому, более успешен в жизни, быстрее переквалифицируется. Если студент стремится в вуз профессиональными знаниями — он учится. Способный, трудолюбивый выпускник вуза (или филиала) всегда имеет шансы удачно трудоустроиться и сделать карьеру в любой отрасли. Если нужны только «корочки», молодой человек ищет самые простые, короткие, в том числе обходные, пути получения диплома. Давая взятку, чтобы получить зачёт или хорошую оценку за экзамен, он делает медвежью услугу лишь себе. Преподаватель уедет, а оставшиеся пробелы в знаниях станут проблемами для самого выпускника. Ведь свою серость и внутреннюю убогость не скроешь за «корочками» и не спрячешь от требовательного работодателя. И здесь я поддерживаю мысль, которую высказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Югорского индустриального техникума И.А. Шушлакова: «Любой диплом о высшем образовании, — ещё не гарантия того, что из стен вуза вышел компетентный специалист. Ему просто дали определённый объём знаний в какой-то области и научили самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, а потом человек всю жизнь совершенствуется в избранной профессии, улавливает изменения, новые веяния и применяет их на практике. Среднее экономическое образование, как правило, даёт толчок для дальнейшей учёбы, около половины наших юристов поступают затем на очные отделения вузов».
А где учиться — в головном вузе или в филиале — пусть человек сам решает. У него есть выбор.
О. Крюкова.