МАГНИТная сила
Корр.: Алексей Юрьевич, для начала расскажите о себе. Какое место Вы занимаете в компании?
А.Ю.: В компании «Магнит» я работаю около полутора лет. В настоящий момент занимаю должность супервайзера, то есть руковожу группой магазинов на определенной территории. В моем случае это Советский, Югорск и Междуреченский. Пока у меня в подчинении пять магазинов «Магнит» дискаунтер, то есть магазинов у дома. Гипермаркеты не входят в мое подчинение.
Корр.: Вы сказали, что пока руководите пятью магазинами. В ближайшее время планируется изменение их количества?
А.Ю.: В Советском в начале июля будет открытие «Магнита» в районе магазина «Амбар». Уже даже есть название «Карст». В компании у каждого магазина свое индивидуальное название. В Советском на ул. Гастелло называется «Адорьяш», на ул. Киевская - «Адач», в Югорске на ул. Газовиков - «Агуар», на ул. Железнодорожная - «Ажен». А вот гипермаркеты не имеют названий.
Корр.: Говорят, планируется открытие второго гипермаркета в Югорске?
А.Ю.: Планируется, но пока даже дата открытия не назначена, так что говорить об этом рано. Если брать ХМАО в целом, то еще готовится открытие четырех магазинов в Урае и одного в Нягани. Сейчас идет освоение ХМАО, Новосибирска, Новокузнецка, Кемеровской области, то есть направление на восток. Не знаю, куда дойдем, но планы большие. А вот выходить за пределы России не собираемся.
Корр.: Почему гипермаркеты не входят в Ваше ведение?
А.Ю.: Гипермаркеты отдельно рассматриваются. Они отгружаются с других распределительных центров, у них своя ценовая политика, ассортимент.
Корр.: Чтобы читателям стало понятней, расскажите о структуре сети «Магнит».
А.Ю.: Как я уже говорил, есть магазины у дома и гипермаркеты. Магазинов у дома в настоящее время насчитывается порядка 7,5 тысяч по всей России. Каждый из них относится к конкретному филиалу, который располагается в наиболее крупном городе России. Филиалов всего 162, каждому из них подчиняется от 50 до 150 магазинов. Что касается гипермаркетов, то они в непосредственном управлении головной компании, которая находится в Краснодаре.
Корр.: Магазины у дома на нашей территории кому подчиняются?
А.Ю.: Нижнетагильскому филиалу.
Корр.: То, что головная компания находится в Краснодаре, так исторически сложилось или есть логистический смысл?
А.Ю.: Сама компания там основана.
Корр.: Обычно фирмы, основанные где-то на периферии, когда развиваются, переезжают в Москву.
А.Ю.: Насколько мне известно, у компании никогда не было планов переезжать в Москву. Директор Сергей Николаевич Галицкий родом из Краснодара, кстати, он там и футбол поднимает.
Корр.: Имеет Галицкий какое-то отношение к Путину?
А.Ю.: (смеется) Я этой информацией не владею, хотя такой слух был. Но опровергнуть или подтвердить его не могу.
Корр.: Покупателей в ваших магазинах становится все больше. Причина этого ясна – низкие цены. Но как вам удается удерживать цены на порядок ниже, чем в других магазинах?
А.Ю.: В нашей компании существует четкая логистическая система. Почти у каждого крупного города есть свой распределительный центр - это крупное складское хозяйство. Поставщики со всей России доставляют туда товар, а уже оттуда он попадает в магазины. Грузовые машины, с помощью которых это делается, – собственность компании. Так что эти два аспекта - собственный автотранспорт и распределительные центры - позволяют держать цены на оптимальном уровне.
Корр.: Ходят разговоры, что низкие цены – это временное явление. В дальнейшем они будут расти. Правда ли это?
А.Ю.: Нет. Как правило, временно – это месяц, два, три. Мы здесь уже почти год, и ничего не изменилось.
Корр.: Вообще цены поднялись за время вашего пребывания на нашей территории?
А.Ю.: Не больше, чем на уровень инфляции.
Корр.: То есть Вы замечаете рост цен?
А.Ю.: Рост будет всегда. Происходит равноускоренное движение, скачков, резких повышений не предвидится.
Корр.: А почему даже в Ваших магазинах, которые находятся друг от друга в нескольких десятках метров, разные цены на одни и те же товары?
А.Ю.: Каждый магазин имеет свою наценку. Это зависит и от помещения, в аренде оно или нет, и от затрат на коммунальное содержание, и от расстояния доставки, и от места нахождения, и от оборота.
Корр.: Перейдем к кадровому вопросу. Расскажите о требованиях к работникам?
А.Ю.: Начнем с самой низшей должности – продавец торгового зала. Требования самые простые: высшее образование нам не нужно, главное, чтобы было желание, целеустремленность и ориентированность на дальнейший рост, приветствуется опыт в розничной продаже. Возраст не имеет значения. У нас работают люди пенсионного возраста, и достаточно успешно. Минимальный возрастной ценз – 18 лет. Что касается вышестоящих должностей – товароведы, директоры, супервайзеры, начальники отделов продаж, то по большей части они выходят из продавцов. Например, я начинал с товароведа и через год уже супервайзер. В этом смысле компания дает огромные возможности.
Корр.: Сложности в этой сфере какие-то есть?
А.Ю.: На вашей территории - да. Администратора сложно найти, потому что для ведения магазинов используется своя довольно сложная программа. Человеку, который на «вы» с компьютером, сложно вникнуть в нее. А что касается рядового персонала, то, не скрою, очень много неявщиков. Это просто какой-то бич этой территории. Причины, по которым люди не выходят на работу, совершенно разные: выпил, загулял, приболел. Если сравнивать с другими территориями, то, например, в Нижнем Тагиле текучка - 3-5 %, а здесь – 15-20 %!
Корр.: Какие причины этого?
А.Ю.: Точно не в зарплате дело. Продавец при стандартном количестве отработанных часов - 176-180 в месяц, получает 30 тысяч рублей. Мне кажется, что это неплохие деньги.
Корр.: Может быть, до такой степени невыносимые условия работы?
А.Ю.: Условия приемлемые. График работы - 2/2. Я считаю, что он более чем подходящий. Да, бывают форс-мажоры, когда кто-то заболел, приходится вызывать человека с выходного, отпуска. Естественно, все дополнительные смены оплачиваются, по возможности предоставляются дополнительные выходные. Так что с чем связано такое нежелание работать непонятно. Есть хорошие магазины в этом смысле. Например, «Агуар» в г. Югорске на ул. Газовиков. Текучесть на протяжении полугода составила всего 2 %. Там хороший, сложившийся коллектив. Вообще я заметил, что по большей части уходит молодежь. Совсем не держится за работу.
Корр.: Советский и Югорск как-то в этом отличаются?
А.Ю.: Нет, одинаково.
Корр.: В свое время вас объявляли какими-то партизанскими торговцами, которые открыли здесь магазины, а представители власти не могут вступить с вами в контакт. Этот вопрос уже снят? Как проходит взаимодействие с властями?
А.Ю.: В Югорске достаточно плодотворно работаем с администрацией по различным вопросам. В Советском этого нет, власти не проявляют активности. Опять же, не знаю, с чем это связано. Также есть трудности в Советском с доставкой товара на большегрузных машинах. Как известно, въезд таковым на территорию города запрещен. Вопрос этот пока остается открытым. Мы несколько раз подавали запросы, чтобы нам согласовали маршрут следования, но пока ничего не решено. Единственное, что нам предлагают - перегружать товар на транспорт малой тонажности до 3,5 т. Но если это случится, что, на мой взгляд, мало вероятно, то будут дополнительные затраты, которые лягут в себестоимость и отразятся на ценах товаров. Последствия для наших магазинов очевидны. В настоящее время каких-либо требований от местного Роспотребнадзора, администраций мы не получали. Те требования, которые предъявляла югорская администрация по пожарной части, по санитарному состоянию магазинов, мы выполнили и передали отчет. Так что нет ничего партизанского. Уверен, что и с администрацией Советского района будут налажены плодотворные взаимоотношения.
Корр.: Местные предприниматели часто участвуют в благотворительных акциях, оказывают помощь, спонсируют. Принято ли это у Вас?
А.Ю.: В Югорске действует отработанная система: администрация либо звонит, либо предоставляет письмо с просьбой о помощи, в основном это продукты. Мы предоставляем ее. В Советском этого пока нет. Но мы, несомненно, будем взаимодействовать в этом вопросе, если к нам обратятся.
Корр.: Легко ли продукции местных производителей попасть к Вам на прилавки?
А.Ю.: Легко. Все выпады в нашу сторону, что мы предлагаем кабальные условия для местных производителей, не обоснованы. Насколько мне известно, здесь местных поставщиков не очень много. Мы работаем с ООО «Реванш» и ОАО «Советский хлебозавод». Для нас главный вопрос в том, смогут ли местные поставщики обеспечить магазины своей продукцией в тех объемах, которые требуются нам. А так мы работаем на достаточно выгодных для них условиях. Например, возвраты они не забирают. В то время как Нижнетагильский филиал договорился со всеми поставщиками о возвратах. Да, есть штрафы. В договоре четко прописано, что продукция должна поставляться до десяти-одиннадцати утра. И это логично. Нам нужен свежий товар. Когда идет нарушение требований, естественно, штрафуем. Но мы не закрыты в этом вопросе. Только рады местным поставщикам. Ведь люди привыкли уже к местной продукции. Нужно просто связаться с отделом местных закупок и обговорить условия.
Корр.: Порой, приходится видеть, что ассортимент овощей и фруктов в ваших магазинах на большую часть состоит из неликвида - это временное явление или в порядке вещей?
А.Ю.: Это не в порядке вещей. То, что касается качества фруктов и овощей, оно желает оставлять лучшего. И задача директора магазина состоит в том, чтобы обеспечить привлекательность товара. На это есть определенные инструкции по выкладке и переборке. К сожалению, не всегда наши администраторы должным образом выполняют эту работу.
Корр.: Где-то была информация, что у больших сетевиков сложилась некая очередность освоения территории: сначала приходит «Монетка», следом – «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток». Действительно ли прослеживается такое?
А.Ю.: Если брать «Монетку», то это сетевики местного уровня. Это Свердловская область, Челябинская. А что касается нас, то мы - федеральная сеть, присутствуем практически во всех субъектах РФ. И этой тенденции абсолютно нет. Вообще у «Магнита» стоит цель: быть везде и всегда номер один.
Корр.: С точки зрения уровня сетей, они как-то подразделяются: эконом-класс, премиум-класс?
А.Ю.: Да. И «Магнит», и «Монетка» - это эконом-класс. «Пятерочка», «Перекресток» - тоже сетевики, сравнимые с нами. Но они нас выигрывают по ассортименту, а по цене однозначно проигрывают.
Корр.: Кого Вы считаете своими конкурентами?
А.Ю.: Ближайший конкурент – «Пятерочка». Второй эшелон – «Монетка», «Красное и белое» отчасти.
Корр.: Местных Вы вообще воспринимаете?
А.Ю.: Проводя мониторинг местных магазинов, заметил, что где-то у них хорошая выкладка, где-то - нет, но по ценам они проигрывают однозначно. Так что конкурентами их трудно назвать. Могу отметить только сеть магазинов «Добрый» и «Империю вкуса».
Корр.: У некоторых есть опасение, что если появится еще один «Магнит», то местные магазинчики закроются. Вариантов просто нет. В других территориях так и произошло?
А.Ю.: Конечно, нет. Часть закрывается, но все равно местные остаются.
Корр.: Целевая аудитория у вас определена?
А.Ю.: Заходят люди абсолютно разных слоев населения: богатые, пенсионеры, студенты. В общем, все, кто кушают. У нас не очень большой ассортимент – 2200-2600 наименований - это товары первой необходимости. Расширять его пока нет смыла. В гипермаркетах, конечно, он больше: и 5000, и 12000 наименований.
Корр.: Наверное, товары премиум-класса у вас представлены в меньшей степени?
А.Ю.: Да, у нас нет суперэлитного алкоголя, дорогих брендированных товаров. Это либо товары местных поставщиков, либо продукция с пометкой «сделано специально для «Магнита». На прилавках представлена продукция российского производства, а также Украины, Белоруссии. Вы не увидите шоколада из Германии или Швейцарии.
Корр.: Многих интересует, когда во всех магазинах «Магнита» появятся терминалы безналичного расчета?
А.Ю.: К концу этого года.
Корр.: А в чем проблема? Ходили слухи, что Вы от нас наличку фурами увозите.
А.Ю.: Как мы можем вывозить наличку? Мы все отдаем банкам. Деньги идут в головную компанию, налоги тоже. А что делать? Есть и другие причины, ради чего мы зашли сюда. Ведь не только ради собственной наживы. Мы хотим дать возможность населению покупать продукты по низкой цене, предоставляем рабочие места.
Корр.: В магазине в Югорске на ул. Железнодорожная (в здании крытого рынка) не продается алкогольная продукция. Насколько это значимо для прибыли? Не стоит ли вообще перенести магазин в другое место?
А.Ю.: Однозначно магазин переноситься не будет. Согласно действующему законодательству запрещена торговля алкоголем вблизи детских учреждений, школ, рынков и т.д. Компания «Магнит» здесь не исключение. Если нельзя, значит, нельзя. Сначала в этом магазине был алкоголь, но затем его вывезли. Конечно, на прибыли это сказалось, но незначительно. Ведь за счет этого мы немного расширили ассортимент другого товара.
Корр.: А как Вы вообще относитесь к тому, что у нас, в отличие от всей России, алкоголь нельзя продавать после 20.00?
А.Ю.: Как гражданин - положительно. Да и наши магазины дискомфорта не почувствовали. Алкоголь – не львиная доля нашей прибыли.
Корр.: У многих магазинов и сетей есть своя миссия. Какая миссия у «Магнита»?
А.Ю.: Сейчас вам скажу наизусть: мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей путем сокращения их расходов на покупку качественных товаров повседневного спроса, улучшая технологию, бережно относясь к ресурсам компании и достойно вознаграждая наших сотрудников.
Корр.: Ну что ж, Алексей Юрьевич, спасибо за разговор.
А.Ю.: Пожалуйста, приходите к нам.