ПЫЛЬ В ГЛАЗА И МОМЕНТ ИСТИНЫ
Что это, если не коррупция? Сколько сотен квартир украдено в Советском? Кому нужна такая система выборов главы района? И не пора ли что-то менять? Вот краткий перечень вопросов, которыми снова задаются наши сегодняшние гости. Представлять их нет никакой необходимости, но порядок требует этого: тренер, депутат и общественник М.Ю. Жуков и правозащитник А.Н. Ломакин.
Корр.: Александр Николаевич, Михаил Юрьевич, что привело вас на этот раз?
А.Н.: В нашем интервью вашей газете, которое было напечатано 9 октября, мы затронули вопрос прозрачности финансирования реконструкции районной больницы. И поставили под сомнение честность проведенного аукциона, так как фирмой, выигравшей контракт, была предоставлена поддельная банковская гарантия. После этого в газете «Первая Советская» был опубликован материал под заголовком «Бетон, стекло и никакой пыли», в котором говорится, что все сказанное по этому поводу в вышеуказанном интервью - неправда. Разумеется, мы хотели бы подтвердить наши слова документально.
Корр.: Пожалуйста, мы все во внимании.
А.Н.: Ну для начала о подлинности банковской гарантии.Мы обратились в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД ХМАО – Югры. Вот какой ответ получили, цитирую: «По существу дачи правовой оценки банковской гарантии в рамках данного материала была проведена проверка подлинности данного документа, которая проводилась сотрудниками Югорской межрайонной прокуратуры, а также прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 17.09.2013 года по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации».Данная статья УК РФ устанавливает ответственность за подделку документов. По условиям документации по размещению этого муниципального заказа (закупка № 218) банковская гарантия должна быть на сумму не менее 407 млн рублей.
Также мы поставили под сомнение правильное расходование средств. Нашим оппонентам это, конечно, не нравится, но есть документальное подтверждение и этих слов. Вот цитата из ответа начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры ХМАО - Югры Е.Ю. Игушева: «В ходе проверки установлено: 04.02.2013 года Заказчиком и ООО «СУ «Стройинвест» заключено дополнительное соглашение № 1 к муниципальному контракту, в соответствии с которым стоимость работ уменьшена на 98 789 790 руб. и составила 1 258 000 630 руб. Снижение цены контракта произведено по согласованию сторон без изменения объема предусмотренных локальными сметными расчетами работ по итогам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта». Особо обратите внимание на слова «по итогам проверки…». То есть снижение стоимости произошло не в силу доброй воли, а под угрозой быть наказанными.
Еще стоит напомнить, и что тоже следует из официальных документов, 24 декабря 2012 года был проведен аукцион, а уже через четыре дня подрядчику были перечислены средства по формам КС-2 и КС-3 в размере 88 359 042,49 руб. Якобы за какие-то материалы, хотя по условиям аукциона деньги должны были перечислить только за фактически выполненные работы в течение 9 месяцев. Все строители знают, что по формам КС-2 и КС-3 покупка материалов не оформляется, оформляются только выполненные работы. Можете себе представить, чтобы за четыре дня были выполнены работы на сумму почти 90 млн руб.? И это при том, что руководитель заказчика Г.П. Торопов в статье «Всё под контролем!» (газета «Первая Советская» от 24.04.2013 г. № 32) подтвердил, что работы начали выполняться только в феврале 2013 года. Вопрос: сумеет ли кто-нибудь, кроме «Стройинвеста», так же все провернуть? Я думаю, нет. Кстати, 17 января этого года проводится второй аукцион по этим работам и, опять же, цена вопроса 1,3 млрд руб. Я читал первоначальную документацию и там снова аванс не предусмотрен, оплата в течение 9 месяцев с момента выполнения работ и банковская гарантия на сотни млн руб.
Очевидно, что это делается специально, чтобы отсеять неугодных, ведь обычный человек на такие условия не согласится. А для «своих», как мы видим, все драконовские требования остаются на бумаге, они не выполняются.
Корр.: Александр Николаевич, судя по Вашим словам, несмотря на более чем вопиющие факты и огромные цифры, ничего не делается для наведения порядка. Эта стена беззакония и беспредела настолько крепка, что ее не пробить… Может, Вам уже отступиться?
А.Н.: Пробьем-не пробьем - никто не может предсказать результат. Но то, что сделано, говорит о том, что у нас уже получается что-то пробить. Ничего не делать нельзя. Это очевидно. Мы опускать руки не собираемся.
Корр.: Учитывая Вашу активную правозащитную деятельность, Вы как-то уже наладили контакт с новым прокурором?
А.Н.: Лично с ним не встречались. Мне вообще кажется, что общение с прокурором должно вестись по определенным правилам: мы к нему обращаемся, он отвечает. Какое-то живое общение стоит за рамками закона, оно и не допустимо, так как считается коррупционным фактором.
Корр.: Тем не менее, по определению Вы должны быть союзниками…
А.Н.: Пока еще мы не знаем, какую даст оценку наша местная прокуратура этой ситуации. И вообще, что дальше будет, сложно говорить. Будут проходить новые аукционы, может быть, еще что-то добавится. На сегодня создан прецедент, система действует в интересах одной конкретной компании. По всему получается, что мы столкнулись с фактами коррупции – созданием преимущественных условий для одних.
Корр.: Вы уже как эксперт в этой сфере, как считаете, приблизительный объем коррупционной емкости каков у нас?
А.Н.: Я считаю, что в данном случае не менее 10 %. А если взять весь объект - больницу, то при его стоимости около 5 млрд рублей, 10 % потерь бюджета – это полмиллиарда рублей. Огромные деньги, три годовых бюджета г. Советского. Сейчас в Советском не было бы проблем не только с размещением погорельцев. Это около 10 тысяч квадратных метров жилья – примерно 200 квартир. Можно предположить, что небольшой городской микрорайон просто «увели». И это только с одного объекта. Согласно методике, разработанной Общероссийским народным фронтом, применяемой при реализации их проекта «За честные закупки», размещение заказа по стоимости, которая отличается менее чем на 5 % от начальной, считается сомнительной, коррупционной закупкой.
Корр.: С этого года серьезно поменялась система госзаказа. Что-то можете сказать по этому поводу?
А.Н.: Я еще не изучал этот закон досконально. Но у нас теория и практика - совершенно разные вещи. Начнется применение этого закона, тогда и посмотрим, изменит ли он ситуацию в лучшую сторону, вполне вероятно, что ситуация усугубится.
Корр.: Ну хорошо, самое время задать вопрос Михаилу Юрьевичу, о чем Вы расскажете нам?
М.Ю.: Я бы хотел поговорить о прямых выборах главы района, о которых велась речь и в интервью с главой района, и в нашем прошлом интервью с Александром Николаевичем. Мы тогда пообещали, что будем предпринимать какие-то действия в этом направлении. Я написал открытое письмо по этому поводу С.В. Удинцеву. Вот его текст:«Уважаемый Сергей Васильевич! В ноябре 2013 года мной было направлено Вам предложение о внесении изменений и дополнений в Устав Советского района в части изменения порядка избрания главы района, однако до настоящего времени проект решения Думы по этому вопросу так и не внесен в Думу для его рассмотрения.
В 2012 году были проведены публичные слушания по проекту решения Думы Советского района о внесении изменений и дополнений в Устав Советского района в части изменения порядка избрания главы района.
В ходе публичных слушаний участвующие в них жители района поддержали внесение изменений в Устав района, предусматривающих избрание главы района не из состава депутатов (как сейчас), а на муниципальных выборах прямым голосованием всех жителей района.
04 апреля 2012 года было составлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту решений Думы Советского района «О внесении изменений и дополнений в Устав Советского района», подписанное председателем публичных слушаний С.В. Удинцевым.
Инициативной группой собрано около 400 подписей под обращением о внесении изменений в порядок избрания главы района.
Просим внести на ближайшее заседание Думы Советского района в повестку дня вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав района, предусматривающих избрание главы района не из состава депутатов (как сейчас), а на муниципальных выборах прямым голосованием всех жителей района».
Спасибо активистам, собиравшим подписи. Депутат районной Думы Андрей Бабиков на социальной комиссии внес предложение о прямых выборах Главы района, большинство присутствующих депутатов проголосовало «за». Однако Сергей Васильевич не включил этот вопрос в повестку заседания районной Думы. Изменения и дополнения, за которые проголосовал народ, до сих пор не внесены в Устав района. Удинцев говорит: «Как решит народ, как решит население, как скажет население. Для меня легче – прямые выборы», на деле же все наоборот. Значит, он просто «пускает пыль в глаза», опасаясь прямых выборов.
Корр.: Ну хорошо, обязательная программа выполнена, давайте перейдем к произвольной. Охарактеризуйте, что сейчас происходит в Советском районе?
М.Ю.: Могу сказать словами Галины Леонидовны Беловол из интервью вашей газете: «Чудовищная зависимость от муниципального кошелька… Сейчас все прибрали к рукам, нашли хорошие способы управлять». Правда, она имела в виду СМИ, а я подразумеваю вообще все: и экономику, и общественно-политическую жизнь. Глава района подмял под себя любимого все – районное телевидение, газету, районную Думу, администрацию района - и управляет всем этим, на мой взгляд, неэффективно. Иначе он не проиграл бы выборы в Советском, Таежном, Малиновском, где победили не его ставленники. Теперь же всеми хитрыми способами он пытается перевалить с больной головы на здоровую проблемы, которые сам же и создал.
Корр.: Но есть и другая сторона баррикад, лидером которой является Савинцев. Ну и что, разве там лучше?
М.Ю.: Скажу откровенно, существуют «проблемы роста». В администрации города есть люди, ранее работавшие в администрации района. На мой взгляд, они работают так, словно теплое прежнее место их работы еще не остыло. Главе города пора уже и власть употребить. Об этом его единомышленники сказали ему прямо в глаза. Решение ключевых вопросов - жилье, обеспечение безопасности жителей, асфальтирование дорог в городе - затягивается.
Главный вопрос для каждого жителя - жилье. Очередь на его получение в Советском - около 2 тыс. человек. Ответственность за обеспечение жилыми помещениями нуждающихся малоимущих граждан, проживающих в городе, лежит на главе города. Есть квартиры, которые приобретаются районом на территории города за счет субсидий, предоставляемых из бюджета округа, их распределением должна заниматься городская администрация. У нас же все поставлено с ног на голову: квартиры – в районе, а очередь нуждающихся в жилье - в городе.
За примером далеко ходить не надо. За 2012 год на территории города приобретено 115 жилых помещений и только 4 (!) были переданы городу. В 2013 году глава администрации района В.В. Толстогузов обещал передать 15 квартир из 388, приобретенных по программе. В итоге не было передано ни одной. При такой схеме распределения жилья очередь в городе не сдвинется никогда. Существует такая же проблема и с жильем для участковых. Эти вопросы надо решать немедленно и безотлагательно.
Корр.: Многим уже надоело наблюдать за этим клинчем между районом и городом – одни не могут, другие не хотят и наоборот. А не пора бы слить эти администрации в единое целое, это ведь возможно?
М.Ю.: Ни в коем разе. Савинцев отвечает за город. Для этого мы его и избирали. В городе живет 57 % населения района. На сегодняшний день сложилась следующая ситуация: район передает на баланс городу квартиры, но уже с жильцами – берите, обслуживайте, но не по той очереди, которая находится в городе, а по какой-то своей, среди своих и по усмотрению района. А городу лучше знать, кого, куда и когда расселять. Возможно, люди были бы уже расселены из пожароопасных общежитий, где прожили по 20 лет и более. Не было бы человеческих жертв. Вообще узнать, кто и по какой программе получил жилье, практически невозможно. В.В. Толстогузов ссылается на закон «О персональных данных». Хоть к агенту ЦРУ Сноудену обращайся за помощью! А ведь каждый житель нашего города, стоящий в очереди на получение жилья, заинтересован в ее прозрачности. Этот вопрос тоже надо решать. Все жилье, приобретаемое районом на территории города за счет субсидий из бюджета округа, должно быть передано городу!
А.Н.: До 20 % жилья каким-то образом в районе переводят в специализированный жилой фонд – а это служебные жилые помещения, которые можно раздать, кому хочешь. И это в рамках закона.
Корр.: Допустим, все полномочия, которые могли отдать городу, отдали. У вас есть уверенность, что городская администрация рационально и грамотно этим распорядится?
А.Н.: Могу сказать, что хуже не будет.
М.Ю.: А я считаю, что будет лучше. Потому что и в городском Совете депутатов, и в городской администрации работают люди, которые могут задать любой вопрос главе. Они имеют право голоса и не боятся высказать свое мнение. В заключение нынешнего интервью (надеюсь не последнего) хочу поблагодарить за то, что предоставили возможность высказаться.
В. Турин