В ТАКСИCТЫ НЕ ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ
Открываю глаза: на часах 09.05. Проспала! Собираюсь впопыхах, в голове одна за другой крутятся мысли: как быстрей добраться до работы и что придумать в оправдание. На маршрутке из Югорска до Советского ехать минут 20, а еще до вокзала добираться минут 15 – не вариант. Вызываю такси. Машина подъезжает минут через семь. Ну вот я и в пути. Таксист попался словоохотливый, разговорились, оказалось, что скоро День таксиста.
И тут у меня возникла идея: проведу интервью с водителем – оправдаюсь перед главредом. Тем более что и собеседник не против. И хотя я не планировала задавать разоблачительные и провокационные вопросы, все же он попросил не указывать его настоящее имя, поэтому пусть таксист будет для читателей Михаилом.
Корр.: Михаил, расскажите о том, как Вы стали таксистом?
М.: Стал таксистом, так сказать, из-за неблагоприятного стечения обстоятельств. В 1992-ом году начал таксовать, потому что нужны были деньги, основной работы с нормальным стабильным заработком не было. Потом ушел из такси на некоторое время, нашел работу, но в 1995-ом опять вернулся. Выбора просто не было. Если бы не обстоятельства, то по собственной воле я бы точно не пошел.
Корр.: А как семья разделила Ваши намерения?
М.: А куда им было деваться? Деньги-то нужны. Да и мне дома сидеть не хотелось.
Корр.: Что сейчас нужно, чтобы стать таксистом?
М.: Многого не надо, лишь бы машина была, ну и права, конечно. Также надо ориентироваться в городе, хотя и это обстоятельство уже не имеет особого значения - появились навигаторы, так что не надо голову забивать названиями улиц, номерами домов, подъездов.
Корр.: А как же лицензия согласно новому закону?
М.: В одних фирмах требуют лицензию, в других - нет. Да и вообще с ней одни проблемы и сплошной убыток: налоги выплачивать, каждые полгода техосмотр проходить, медкомиссию (а там сплошные очереди), время свое тратить, да еще и машину портить: перекрашивать в желтый цвет, наклейки клеить, таксометры устанавливать. Никому это даром не надо. Даже те, кто получили лицензию, недовольны - много бесполезной бумажной работы.
Корр.: Недавно был шум из-за поднятия цен в г. Югорске на услуги такси, чем это вызвано?
М.: Да вы толькопосмотрите цены на бензин, они же растут как на дрожжах!Обслуживание машины, ремонт тоже немалых денег стоят. Тем более что повышения цен давно не было, поэтому сразу на 50 % и подняли. Но после этого стало мало заказов, люди сильно возмущались, пришлось снизить до 120 рублей.
Корр.: В какие районы ездить одно удовольствие, а в какие напротив?
М.: Все зависит от того, где стоишь. Стоишь у крытого рынка, так оттуда во все направления ехать одинаково по времени. А вот если возле «Селены» стоишь - до Финского комплекса или до пятого микрорайона долго добираться. Ясное дело, что для меня лучше, если ехать недалеко.
Корр.: Дороги и дорожная инфраструктура в Югорске, есть ли какие-то замечания?
М.: (смеется) Очень много. Про качество дорог и говорить нечего, итак все видно. А по инфраструктуре, хотелось бы про мост сказать. Неправильно его сделали, не удался он. Очень неудобная развязка получилась. Если бы он уходил налево, в сторону Финского комплекса, то, я думаю, он был бы более востребован, чем сейчас. А то он выходит на кольцо, следовательно, нужно проехать кольцо и только потом попадешь на нужную дорогу.
Корр.: Много ли делаете заказов за день?
М.: Да я и не считаю, честно говоря. Деньги платят и ладно.
Корр.: Где самое хлебное место?
М.: Мне кажется, что от места количество заказов не зависит. Неважно, где ты стоишь, все зависит от раскрутки фирмы, в которой работаешь. Если номер телефона на слуху, то, конечно, заказов будет много. А если фирма не раскручена, то где угодно стой, клиентов будет немного. В основном работа таксиста состоит в том, чтобы забрать человека с адреса, а не на улице подхватить.
Корр.: А когда больше любите работать: днем или ночью?
М.: Я работаю днем, только днем. Люблю спать дома, в постели, а не на сиденье машины.
Корр.: Самое дальнее расстояние, на которое приходилось ездить?
М.: Дальше Ханты-Мансийска не ездил.
Корр.: Не секрет, что Ваша профессия входит в пятерку самых небезопасных наряду с милиционером, моряком, пилотом самолета. Как страхуете себя во время работы?
М.: Дубинка в машине есть. Она практически у каждого таксиста есть. Мало ли что случится, нужно хоть какую-то подстраховку иметь. Всякое в жизни бывает.
Корр.: Применять когда-нибудь приходилось?
М.: К счастью, нет.
Корр.: От кого у таксистов наибольшие неприятности: гаишников, пьяных, наркоманов, бандитов, гопников?
М.: Даже не знаю, что ответить. Если не нарушаешь правила, то гаишники приставать не будут, так что немного от них неприятностей, а если и бывают, то сам виноват. Пьяные разные попадаются: кто-то буйный, кто-то спокойный. Но я бы не сказал, что от них какие-то проблемы есть. Наркоманов практически нет. В 90-е от них проблемы были – не платили, а сейчас деньги у них откуда-то появились. Так что если сам не нарвешься, то и неприятностей не будет, просто не нужно людей провоцировать.
Корр.: Бывают ли такие случаи, что клиенты не расплачиваются?
М.: Бывают, конечно.
Корр.: И что же Вы делаете тогда?
М.: Ничего, разворачиваюсь и еду дальше. Ну не побежишь же за ним с дубинкой (смеется).
Корр.: Есть ли у Вас «черный список» клиентов?
М.: Нет, конечно. Всех же не запомнишь.
Корр.: Таксистов считают самыми безбашенными водителями. Согласны ли Вы с таким мнением?
М.: Если о молодежи говорить, то да. Непонятно, куда спешат: быстрее заказ выполнить, чтоб больше за день получилось, или просто повыпендриваться. Не понимаю, зачем подвергать опасности не только свою жизнь, но и жизнь пассажиров. Я стараюсь ездить по правилам. Когда один еду, можно и прибавить газу, но с пассажирами - нет.
Корр.: Какая самая подходящая машина для таксиста: экономичная, комфортная, дорогая, дешевая?
М.: Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Так что все зависит от предпочтений. Молодежи, наверное, нравятся крутые иномарки, чтоб себя показать, полихачить на дорогах. Я же предпочитаю машины экономичные, чтоб много бензина не требовала, ремонт не дорогой, запчасти всегда под рукой были. А то сломается, и нигде их не найти, приходится заказывать, а это время, а время - это деньги. Но и слишком дешевая тоже не подойдет, так ни на какой ремонт не напасешься.
Корр.: Отличаются ли гаишники в Югорске, Советском и, скажем, в Ханты-Мансийске?
М.: (думает) (смеется) Да ничем они не отличаются. Гаишник он и в Африке гаишник.
Корр.: Сколько таксист зарабатывает в настоящее время?
М.: Грязными выходит 70-80 тысяч в месяц. Это без учета затрат на бензин, ремонт, обслуживание. На жизнь, вроде, хватает.
Корр.: Считается, что каждый таксист - это психолог.
М.: Да, это так. Невзначай начинаешь наблюдать за человеком, даже в целях своей безопасности. Смотришь на него через зеркало заднего вида, как он себя ведет, куда смотрит, что делает. Мало ли, он удавку на шею набросит. Да и вообще, садятся в такси, и давай душу изливать, выкладывают свои проблемы. За целый день устаешь очень от таких разговоров.
Корр.: А Вы сами ничего не рассказываете пассажирам?
М.: Когда как, если настроение хорошее – то, конечно, да. А если кто-нибудь испортит с самого утра, потом езжу весь день хмурый, ни с кем не разговариваю.
Корр.: Спасибо Вам за беседу, Михаил, удачного дня.
М.: Не за что, не просыпайте больше.
Беседовала Е. Черная