ХОДОКИ ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ
День печати в России - это не столько профессиональный праздник журналистов, сколько своеобразная дань первой русской газете «Ведомости», которая вышла в свет 13 января 1703 года в г. Москве. В этом году «ЮВ» решил присоединиться к промоушн «первопроходцев» печатного дела и написать несколько строчек о себе любимом. Как ни крути, а «Югорский вестник» - это первая городская газета, которой в этом году исполнится уже восемь лет...
Что такое газета «Югорский вестник»? Кто-то ответит, что это новости, мнения и события, а для кого-то газета - это тв-программа, объявления и реклама. Для журналистов же газета - целая жизнь - своя и чужая в одном флаконе. И это, поверьте, не просто слова.
ГАЗЕТА - ЧИТАТЕЛЮ, ЧИТАТЕЛЬ - ГАЗЕТЕ
Семь (!) лет назад в Югорске с легкой руки мэра Романа Бзенко появилась первая и единственная на сегодняшний день городская газета. Ее пилотный номер вышел 27 июня 1997 года, на первой полосе которого было провозглашено: «Газета - читателю, читатель - газете». Думаю, этот принцип актуален и по сей день - более трех с половиной тысяч семей читают странички «Югорского вестника», пишут письма в редакцию, участвуют в конкурсах и получают призы. Без читателей газеты просто бы не существовало. Пятерка первых работников, пришедших в редакцию, знала, что будет нелегко, но первые трудности лишь закаляли любовь к профессии. Знаете ли вы, дорогие читатели, что раньше, семь лет назад, когда в редакции не было никакого оборудования, кроме одного ризографа и нескольких компьютеров, газета складывалась вручную? Каждый номер из 2 000 экземпляров! Для нас это была самая «коллективная церемония»: газету складывали все, вплоть до главреда, а также знакомых и родственников. Иначе, «печатный день» в редакции заменял самые продвинутые курсы по корпоративной культуре и воспитанию боевого духа команды. А как мы добывали для своих читателей новости... Именно добывали. После каждой планерки журналисты превращались в настоящих ходоков за информацией - отправлялись кто куда, и без «добычи» обратного пути в редакцию просто не было. Так появлялись на свет «зарисовки с натуры», факты «что есть, то есть», очерки «по соседству», новости «из первых рук» и другие рубрики, которые можно встретить на страницах газеты и по сей день.
ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ...
Первые трудности уже давно позади, но это не значит, что их у редакции нет вовсе. Какой будет первая полоса газеты? Как втиснуть три материала на разворот, не сократив при этом ни строчки каждого из них? Каким будет следующий читательский конкурс? А деньги где? И почему до сих пор не пришла по «электронке» программа? С этими вопросами мы сталкиваемся чуть ли не ежедневно. Как и с вопросами наших читателей. Югорчан интересует все до мельчайших подробностей - от «почему у моего мужа пенсия меньше, чем у соседа?» до проблем новостроек, которые лишают солнца жителей близлежащих домов. Какими бы несерьезными не казались некоторые из вопросов, поиск ответов - это наша работа. Если бы вы знали, как нас радует читательская почта! Обратная связь - самое верное средство подтверждения собственной нужности и востребованности (конкуренты тоже не дремлют!). Наши читатели - это не только источник информации и настроения, некоторых из них вполне можно взять внештатными корректорами - настолько щепетильным бывает внимание к каждой напечатанной строчке. Если замечена опечатка или (не дай Бог!) неточность в тв-программе, как тут же на редакцию обрушивается шквал звонков (рекорд - 400 за три дня) от гневных телезрителей и знатоков русской филологии - претензии типа «Почему «Клон» показали на полчаса раньше?» или «Полгода назад у вас в объявлении была замечена опечатка, дайте опровержение» могут пресечься только одной фразой главреда: «Все наказаны!». Действует безотказно, и читатель уже извиняется за причиненное беспокойство, осознав, мы надеемся, что каждый из смертных не защищен от совершения ошибок.
НЕ СПАТЬ! ИЛИ С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДЕНЬ В РЕДАКЦИИ?
Не нужна помощь астролога, чтобы определить то, как сложится и чем закончится день грядущий. Если утром телефон подозрительно молчит, значит, газета вышла вовремя, нумерация страниц не перепутана, а читаемая всеми программа тв-передач соответствует действительности и «возможные изменения» еще не успели коснуться телеэфира. В такие дни корреспонденты со спокойной совестью отправляются на планерку, почесывая макушку, придумывают темы для своих следующих материалов и, получив «добро» редактора, приступают к осуществлению своих замыслов. Или не приступают, если вдруг нужно срочно ехать на «задание», сделать первополосную фотографию, считать материал в номер или посидеть в приемной, отвечая на звонки, пока секретать на больничном. Верстается газета всегда в «скоростном режиме» - последние новости могут быть «скинуты» дизайнеру за полчаса до подписания номера в печать... Монотонный шум ризографа - привычный звуковой фон редакции, поскольку «печатный день» начинается с утра и заканчивается поздним вечером. Укладывается газета уже в то время, когда многие из читателей досматривают первый сон. Такая цепочка действий актуальна для авральных дней и в период постпраздничных синдромов. Во все остальное время - мы стараемся походить на нормальных людей и успевать с работы на последний автобус.
Неблагоприятный расклад редакционных будней - это плохое настроение читателей, плохое настроение у главреда и плохие новости. Единственное средство антидепрессии - это позитивный взгляд на жизнь. С нашей точки зрения, позитив всегда лучше негатива, поэтому мы избегаем скандальной хроники и черного пиара. Пусть эти темы будут достойны пера других изданий. Наше мировосприятие несколько иное - мы стараемся показывать нашим читателям то, чего они сами не замечают, а если и замечают, то делают вид, что ничего не видят дальше собственного носа. Журналист на то и журналист, что в его обязанности входит такой пунктик, как «делать заметной нашу жизнь». Хотя, наверное, всегда будут люди, которые совершенно иначе трактуют эту профессию. Одна девушка, позвонившая в редакцию по объявлению о поиске уборщицы помещений (!) очень огорчилась, узнав, что место уже занято. «Может вам еще кто-нибудь нужен?» - не сдаваясь, спросил голос в трубке. На что ответственный секретарь в шутку заметила: «Нам нужен корреспондент». - «Конечно, я подойду вам. Ведь у меня есть и лицо, и фигура!».
Надеемся, что «лицо» у «ЮВ» есть и «фигура» тоже, - газета s меру упитанная, на «диету» садится только в летний период и после праздников (пока читатели в отпусках и отдыхают), умеет перевоплощаться (из делового партнера в семейного советчика), достаточно привлекательная для рекламодателей и в самом расцвете сил.
О форме позаботились, осталось содержание. Наполняемость газеты - тема всех планерок и летучек. Результат мозговых атак и творческих штурмов - многочисленные публикации. Большую помощь в планировании номера оказываете и вы, уважаемые читатели, - все ваши звонки, вопросы и письма не откладываются в долгий ящик, а тут же берутся в работу журналистами. Мы очень благодарны всем, кто верит нашему печатному слову. Ради своего читателя журналист готов не просто стучать по клавиатуре, делясь своими мыслями, но и «менять профессию», забыть о выходных и праздниках (если того требует работа), а также о личной жизни (если требуется изрядно поработать над материалом), и быть всегда начеку - с диктофоном и блокнотом в руках. Порой, это изматывает, вызывает приступы самоедства и хандры и даже наводит на мысли: «Зачем я все это делаю и кому все это нужно?». Но раздается очередной звонок, и чей-то взволнованный голос спрашивает: «Редакция? Помогите, пожалуйста, вот такая проблема...». И все твои внутренние разногласия тут же куда-то исчезают, потому что в данную минуту кому-то нужна твоя помощь в решении проблемы. Даже если эта проблема - застрявшая кошка на высоком дереве :-).
Может поэтому любого журналиста никогда не покидает чувство сопричастности ко всем и вся. И это совсем не сложно, когда ты находишься от своего читателя всего лишь на расстоянии звонка.
Анна ГУРОВА.