«За слово „патриот“ в сегодняшней России могут разбить лицо» — Портал "2 ГОРОДА"

USD 94.87
EUR 104.74

«За слово „патриот“ в сегодняшней России могут разбить лицо»

«За слово „патриот“ в сегодняшней России могут разбить лицо»

Прошедший патриотический праздник — День России, может окончательно разделить страну на два непримиримых лагеря. Одни участники идеологической битвы призывают уничтожить любое культурное многообразие в государстве, другие обвиняют оппонентов в «поедании детей» ради сохранения привилегий. Это не моя война, я вместе с сохраняющими критическое мышление соотечественниками ищу третий путь. Особое мнение обозревателя «URA.Ru» Константина Джултаева.

Человек, не способный связать несколько мыслей, стал символом современного патриотизма в России

Фото: Александр Мамаев 

Не сомневался, что у «ватников» (многие из моих знакомых с гордостью называют себя этим словом) в преддверии 12 июня найдется повод обличить очередной танец-«попотряс», воспринять как нравственную проповедь бессвязное гундение байкеров-переростков из «Ночных волков». Во всех, даже мелочных бытовых бедах снова окажутся виноваты не живущие пососедству толпы бездельников, а затевающие войну и новый виток санкций Обама и Меркель. Ярким выражением этой точки зрения стал набирающий в соцсетях популярность демотиватор про Северную Корею с подписью: «Живут под санкциями более 25 лет и посылают США и лично Обаму».

Не ожидал, что что-то изменится и в стане оппозиции, немногочисленные представители которого за последние годы выучили лишь два лозунга-кричалки: «У нас украли голоса!» и «Держи вора!». Они отчего-то видят спасение державы лишь в причислении максимально возможного числа чиновников к коррупционерам к аморальщикам. На этом мыслительный запал адептов уличной демократии иссякает. Представители обоих лагерей заняты поиском врагов. Первые — внешних, а вторые — внутренних. А столь важное дело конструктивного диалога и реальной работы по преодолению кризиса не подразумевают.

Политический обозреватель «URA.Ru» Константин Джултаев: «Это не моя война, я вместе с сохраняющими критическое мышление соотечественниками ищу третий путь»

Фото: фотослужба URA.Ru 

Имеет ли этот «дискурс» (кавычки ставлю преднамеренно) какое-то отношение к патриотизму? Имеют ровно настолько, насколько описывают реальность произведения Франца Кафки. В его рассказах узнаваемая оболочка окружающего мира нашпигована иной абсурдной начинкой, превращающей действительность в страшную поучительную сказку.

Метод Кафки сегодня все более филигранно используется в России. Пожалуй, не осталось ни одного понятия, которое не подверглось бы пропагандистско-смысловой экзекуции. От таких системообразующих слов как «либерал», «демократия», «власть» в общественном сознании остались лишь красивые «обертки», а их смысл приобрел противоположное значение. Спросите «ватника», кто такой либерал и услышите в ответ много матерщинных слов, но не единого намека на понимание истинной темы беседы. Столь же агрессивной станет реакция прожженного оппозиционера на слово «патриот» или, например, «ополченец» — постарайтесь, произнося их, сразу уклониться от возможного удара, не питая надежд на внятный спор.

Но слова не остаются лишь словами. Дальше вступает в дело научная магия. В первой трети XX века Уильям Томас и Флориан Знанецкий сформулировали единственную из принятых в современной социологии теорем: «Если ситуации воспринимаются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям». Следуя этому правилу в лобовом столкновении двух политизированных лагерей рождаются две искривленные действительности, узнав о существовании которых Кафка трижды бы перевернулся к гробу.

Но эти реальности не сегодняшнее изобретение.

Вслед за идущей по кругу историей они уже несколько веков подряд то исчезают, то вновь набирают силу. О первой из них писал в свое время еще князь Вяземский, рассуждая о рьяно борющихся за традиционные ценности современниках: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом... У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом». Ни разу не читавшие этих строк «квасные патриоты» выставляют в соцсетях видео, на которых жгут доллары и выливают в унитаз кока-колу, пикетируют «МакДональдсы». Образ врага (дяди Сэма, Ангелы Меркель, Кончиты Вурст и т.п.) выпрыскивает в их кровь дозу адреналина, подавляющего критическое мышление и пробуждающего безграничную веру любому представителю власти.

К великому сожалению, эта неприязнь часто не ограничивается конкретными личностями. Будучи транслируемой с высокого уровня, она распространяется вглубь и вширь.

Мне особенно печально, когда масло в огонь нетерпимости подливают те, кто по своему статусу должен служить торжеству толерантности. На днях бросилось в глаза заявление председателя комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, заместителя председателя Научного совета ВЦИОМ Иосифа Дискина: «Для нас невозможен курс на ассимиляцию и идеологию „плавильного котла“, по которому пошла Америка. Не допустим мультикультурализм. Он все время пробивается в политическую сферу и будет подрывать единство страны». Оказывается, этот самый мультикультурализм в многонациональной стране насаждает никто иной, как Америка, которая «взялась за нас всерьез и надолго». Мне страшно и досадно читать эти высказывания и вдвойне тревожно прогнозировать, чем завершится воплощение этой идеи в жизнь.

Кумиром воинствующих либералов вполне мог бы стать Лев Толстой, «приземливший» на русскую почву западный афоризм: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Собственные мысли создатель российских духовных скреп выражал еще более жестко:

«Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение».

С этой мыслью напрямую пересекаются высказывания Алексея Навального, заявившего в одном из интервью про оппонентов из Госдумы: «Они в буквальном смысле детей есть готовы, лишь бы иметь свои привилегии и статусы, быть вне закона». Во время кампании по выборам мэра Москвы он добавил: «Когда мы говорим про патриотизм власти, то этого явления не существует вообще». Эта позиция лишь зеркальное отражение «квасной». Те же яйца, но вид сбоку.

Общество вынуждено выбирать одну из двух непримиримых крайностей. Но безоглядное присоединение к одному из лагерей не предусматривает сохранение критического рассудка. Лишь веру и подчинение лишенным смысловой начинки идеологическим фантомам. Я никогда не пойду на такие условия. Не перестану замечать принимаемых «наверху» глупых решений, не смирюсь с тем, что многие высокие кресла занимают люди с нечистыми руками и грязной душой. И именно в этом проявляется моя любовь к стране, желание сделать ее лучше. Но логика второй стороны мне также чужда, поиск внутренних врагов, попытка сломать все на своем пути, не имея в руках внятной программы действий — путь в никуда. Знаю, что таких как я — множество. Но третий путь для этого множества пока теряется в густом пропагандистском тумане...

Константин Джултаев

Нет комментариев. Ваш будет первым!