​«Я проснусь?». Что происходит в операционной, пока пациенты под наркозом — Портал "2 ГОРОДА"

USD 92.71
EUR 103.47

​«Я проснусь?». Что происходит в операционной, пока пациенты под наркозом

​«Я проснусь?». Что происходит в операционной, пока пациенты под наркозом
Заведующая отделением анестезиологии и реанимации Советской районной больницы Марина Борисовна Елецких рассказала об основных страхах больных. 
На что похож сон под наркозом? Почему с курильщиками сложнее работать? Может ли пациент проснуться во время операции?


«Никогда не скажу, что все безнадежно». О спасательстве в профессии

Для справки: Марина Борисовна Елецких в 2020 году возглавила отделение анестезиологии и реанимации Советской районной больницы. Родилась в Пермском крае. Школу окончила уже в Советском. В 1998 году, после обучения в пермской медакадемии пришла работать анестезиологом-реаниматологом в Советскую районную больницу. Трудовой стаж — 26 лет.

— Марина Борисовна, почему медицина?

— Хотелось действенно помогать людям. В наше время были учебно-производственные комбинаты, которые старшеклассникам обеспечивали начальную трудовую профподготовку. Я смогла себя попробовать в качестве младшей медсестры в местной больнице. После этого точно решила пойти в медицину. После школы поступила в пермскую медакадемию.

— Почему хрупкая женщина пошла в реаниматологию?

— Специальность «анестезиолог-реаниматолог» показалась самой интересной.

— Может и интересная, но и одна из самых стрессовых.

— Когда молодой, это даже подстегивает (смеется). К тому же ты учишься контролировать проявление внешних эмоций. Не жалею, что выбрала эту профессию, поскольку в ней больше практических моментов, чем бумажной рутины.

— В чем заключается ваш функционал?

— Работа в операционных: проводим анестезии, наркозы. Работа в палатах отделения реанимации.

«Принцип нашей профессии таков: если твоя работа в операционной прошла незаметно, это означает, что ты отработал как надо».

— Как изменилась работа анестезиолога-реаниматолога за последнее время?

— Поменялось очень многое. Повысились стандарты лекарственной безопасности, появился большой спектр лекарств с дозозависимым эффектом.

Усовершенствовалось медицинское оборудование мониторинга пациента во время операций. Это наркозно-дыхательный аппарат, который все контролирует. Вспомним, что первым методом анестезии была эфирная маска: в металлическую конструкцию вкладывали марлю или вату и капали эфир. Руку — на пульс, фонендоскоп — на грудь. Вот и весь мониторинг. Теперь все иначе.

На сегодня отделение анестезиологии и реанимации Советской районной больницы почти укомплектовано врачами: из 11 ставок заняты девять (фото респондента).

Раньше казалось, что анестезиология — это больше мужская профессия. Сейчас мужчин и женщин примерно поровну. Причем дамы смелые, четко и по времени принимающие решения.

— Сколько пациентов обычно находится в реанимации? Каковы основные патологии? Какой средний возраст пациентов?

— Обычно все койко-места заняты, а их в отделении шесть. Бывало, что и по девять пациентов за день принимали. На сегодня мы наблюдаем рост инфарктов и инсультов. Причем эти патологии очень «помолодели». Привозят пациентов с алкогольной интоксикацией, панкреатитами или хирургическими болезнями, такими как сепсис. На сегодня меньше пациентов поступает с автодорожными или бытовыми травмами. Если поступают дети, то обычно это отравления. Было несколько случаев детских инсультов, причиной которых в основном являлась врожденная аномалия сосудов. Средний возраст пациентов — старше 50 лет.

— Что самое сложное в вашей работе?

— Самое сложное — общение с родственниками пациента. Это всегда стресс. В свое время об этом еще предупреждали опытные наставники. Самое трудное — сказать о том, что человека не стало, или мы не сможем его спасти.

«Я никогда не скажу, что все безнадежно. Спасаем пациента до последнего. Но стараешься все пережить, чтобы дальше быть полезным людям».

«Они должны знать, что с ними произойдет». О страхах пациентов и сложностях операции

— Какие вопросы чаще всего пациенты задают анестезиологам?

— Два традиционных вопроса: я усну? я проснусь? Пациенты должны знать, что с ними произойдет. Моя задача — сделать пациента соучастником действия, снять стресс и создать спокойную атмосферу.

«Хорошо, когда пациенты не замечают, как засыпают и просыпаются. Они должны пробуждаться не от боли».

— На что похож медицинский сон? Это ближе к обычному сну по ночам или к гипнозу?

— Ни то ни другое. Это искусственный сон, вызванный препаратами.

— Анестезия бывает только общей?

— Анестезия бывает общей, местной и региональной. Отмечу, что у каждого препарата свое воздействие на организм. Одни вызывают утрату сознания и бесчувствие, другие — полное мышечное расслабление, третьи — обезболивание. Все зависит от типа операции, и на какую область она проходит.

— А какие еще особенности вы учитываете, когда даете наркоз?

— Каждый пациент переносит наркоз по-разному. Все индивидуально. Естественно, я должна рассчитать дозировку препаратов, исходя из роста, веса, возраста, сопутствующих патологий, вредных привычек, индивидуальной переносимости лекарств… Есть особенности по дозировке наркоза, если пациент находится в алкогольном или наркотическом опьянении. К слову, в этих случаях и пробуждение после операции будет особенным, то есть очень тяжелым.

— Какие вредные привычки могут помешать провести наркоз?

— Нам сложнее работать с курильщиками. У хронических курильщиков уже идет обструкция (закупорка) дыхательных путей, меняется состав слюны. На Западе, например, очень часто курильщики за месяц до операции отказываются от этой вредной привычки.

— Анестезиолог находится с пациентом в течение всей операции?

Фото респондента

— Да, анестетик вводится в течение всей операции. Хирурги ставят задачу, а анестезиологи ее решают. Это тесная связка специалистов, которые обсуждают, как вести операцию, не доводя до критических инцидентов. Кроме меня и хирурга в операционной находятся сестры-анестезисты. Это наши «правые руки».

— Были ли случаи, когда больные просыпались во время операции?

— Это исключено. Во время операции анестезиолог постоянно контролирует состояние пациента: глубину сна, степень расслабления мышц, дыхание, пульс. Анестезиологи знают, как долго длится действие препарата. Есть и косвенные признаки, по которым можно понять, что нужна дополнительная доза препаратов. Но операция — это стрессовая и экстремальная ситуация не только для пациентов, но и для врачей. Мы должны уметь очень быстро, в течение нескольких секунд принимать решения. Жизнь и судьба пациента постоянно находятся в наших руках.

«Человеческий фактор здесь играет большую роль. Сейчас много говорят о замене врачей на роботов, и где-то такой опыт уже есть. Но анестезиологов заменить невозможно»

— Что важнее для спасения пациента: наличие реанимационного оборудования или опыт врача?

— И то и то важно. Хорошо, если рядом есть коллеги, которые могут что-то подсказать. А иногда анестезиолог остается с пациентом буквально один на один, особенно в экстренной хирургии. Здесь нет времени на консультации, и надо самому принимать решения: посмотреть анализы, результаты других исследований. Такие операции — это проверка умения взять на себя всю ответственность и готовности действовать в нестандартных ситуациях.

— Где еще, помимо операций, применяется общая анестезия?

— Это стоматологическая помощь для детей с определенными заболеваниями. Это некоторые обследования, например колоноскопия.

— Вы сказали, что анестезиология — это стрессовая специальность. А как вы справляетесь с негативом?

— Помогают переключиться семья, домашние дела, прогулки с собакой, регулярные занятия йогой. Самая благодать — одиночество и тишина. Адреналина хватает на работе.

Екатерина Чеховская


+16
+7
Честный 1 месяц назад #

Да здравствуют наши доктора! С уважением! 

+4
Фарида 1 месяц назад #

Добрый день, это грамотный специалист, профи! Это Человек, который в любой момент поможет, даст совет. В экстренной ситуации мгновенно все

+2
живу в советском 1 месяц назад #

Очень хорошая и добрая статья, про замечательного человека и его важную работу. Очень жаль, что сейчас в Советском не ценятся грамотные специалисты! Всем людям в белых халатах почет и уважение!