«Водители в панике». Как изменится работа такси после введения обязательной страховки с 1 сентября — Портал "2 ГОРОДА"

USD 92.71
EUR 103.47

«Водители в панике». Как изменится работа такси после введения обязательной страховки с 1 сентября

«Водители в панике». Как изменится работа такси после введения обязательной страховки с 1 сентября

С осени таксистам запретят ездить без полиса ОСГОП (обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами). Теперь в случае ДТП компенсацию пассажиру будет платить водитель. Таксисты паникуют и жалуются на падение зарплат, эксперты предвещают отток специалистов и рост тарифов на 15%: подробнее о нововведении и нынешнем состоянии отрасли — в материале 66.RU.

Как будет работать новый закон

Депутаты Госдумы внесли поправку в федеральный закон в июне 2023 года. Парламентарии уверяют, что она сделает поездки в такси доступнее и безопаснее.

В случае если автомобиль такси попадет в ДТП, каждый пассажир сможет рассчитывать на компенсацию. За вред, нанесенный имуществу, выплаты по страховке составят до 23 тыс. рублей; при тяжком вреде здоровью или за смерть пассажира — до 2 млн рублей. До этого водители несли ответственность только в рамках полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Максимальная компенсация при гибели человека по вине перевозчика составляла 500 тыс. рублей.

Оформить ОСГОП таксисты должны были к 1 сентября. Страховку нужно заключить на каждый автомобиль, внесенный в региональный реестр легковых такси.

При отсутствии документа после установленного периода водителя могут исключить из реестра перевозчиков. Контролировать соблюдение правил будут сотрудники Госавтоинспекции. Если выяснится, что услуги такси оказывают без ОСГОП, то работникам таксопарков выпишут штраф на сумму до 50 тыс. рублей; для организаций он составит до 1 млн рублей. Штрафовать также будут за отсутствие информации о страховщике в салоне автомобиля — за это предусмотрен штраф в размере до 3 тыс. для должностных лиц и до 30 тыс. рублей для организаций.

Для оформления страховки нужно получить разрешение на работу в такси, забрендировать автомобиль и оформить путевой лист с отметками о ежедневном медицинском и техническом осмотрах.

Минтранс дал таксистам на оформление ОСГОП срок до 1 ноября 2024 года.

«Мы не загадываем, живем одним днем»

Для таксистов ОСГОП стал неприятной новостью, несмотря на то, что поправки приняли еще год назад.

«Мы не загадываем, живем одним днем. Пока просто ждем и смотрим, как будет работать закон. Я уверен, что депутаты это напринимали, чтобы лоббировать чьи-то интересы. Такси от этого доступнее не станет. Наоборот, очередные препоны для водителей. Скоро же таксистов обяжут выплачивать компенсацию по 2 млн рублей, даже если виновник ДТП — не водитель», — рассказал 66.RU екатеринбургский таксист Вадим.

По его мнению, несмотря на заявленный официальный высокий заработок в сфере, водители получают только половину от суммы — траты на ОСГОП станут лишь еще одной издержкой для перевозчика.

«30 тыс. рублей у меня уходит на топливо, 30 тысяч — на комиссию «Яндекса», плюс страховка, плюс помыть машину надо каждый день по 200 рублей, плюс налог на самозанятого около 8,5 тысяч, плюс техобслуживание каждый месяц — по 5 тысяч, а еще запчасти: колодки по 1,3 тысячи, фильтры — по 1 тысяче... Как они пишут «200 тыс. рублей» заработок. Депутаты, пассажиры думают, что мы дофига зарабатываем, а это не так. Туда-сюда, и уже ничего не остается. Я работал 26 дней, четыре дня отдыха, вышло 80 тысяч рублей заработка», — говорит Вадим.

По его словам, самый главный фактор, который удерживает его в такси, — свободный график: «С одной стороны, издержки, с другой стороны, сам себе хозяин со свободным графиком. Особенно когда дети есть, с каждой работы не поотпрашиваешься».

«Пока таксисты относятся негативно, переживают и паникуют»

Несмотря на то, что водители находятся в замешательстве, руководитель таксопарка «Престиж» Александр Ванурин оттока работников именно из-за ОСГОП не ожидает.

«Пока по ОСГОП полис стоит не особо дорого, около 3 тыс. рублей в год в зависимости от региона. Многие люди восприимчивы и не принимают новшества. Они не хотят этим заниматься, им кажется сложно. Пока у нас в таксопарке из-за ОСГОП не уходят. Но некоторые, когда слышат про документы, просто меняют профессию. Так уже было с обязательными справками об отсутствии судимости, с Fan ID так же было — рано или поздно всех это ждет, и все подключат. Нет выхода», — сообщил 66.RU Ванурин.

По его словам, сейчас перевозчики борются за водителей и компании пытаются найти выход из ситуации c издержками.

«Яндекс» вводил краткосрочные полисы ОСАГО. Отличие от долгосрочной: если на год — до 60 тысяч рублей в год, а краткосрочно — 104 рубля в день. Он может в выходной не платить вообще, допустим, общая сумма выходит меньше. Мы проверяли данное предложение через юристов, оно работает. Пока никто не придирался, но потенциально могут за отсутствие бумажного носителя, но тогда бы пришлось этот бланк каждый день распечатывать. Но в электронном виде, в телефоне, он сможет показать. Думаем, что и с ОСГОП сделают нечто подобное», — добавил руководитель таксопарка.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

Некоторые таксисты уже начали заключать страховки нелегально. По мнению Ванурина, этот рынок рано или поздно прикроют.

«Насколько я знаю, сотрудники ГАИ готовы уже с 1 сентября начать проверять документы по разнарядке. Не знаю, как это вяжется с отсрочкой на два месяца, но, может быть, чтобы подтолкнуть водителей оформлять ОСГОП», — говорит Ванурин.

Эксперт оценил нынешнее состояние отрасли как непростое.

«Я смотрю по водителям, заработки у них упали, вводят много новшеств. Может быть, заработки упали из-за сезона отпусков, последние пару месяцев. Спрос на такси снова вырастет с начала осени, но и больше таксистов вернутся на линию. Это урегулирует цены. В большей степени сейчас перевозчиками становятся легальные мигранты. Сейчас стараются это контролировать. Славяне, граждане РФ коренные, их чуть-чуть меньше становится. Цены растут и будут расти. С начала года тариф повысили на 10–15% максимум, примерно на уровне инфляции. Вот сейчас борются с нелегальными перевозчиками. Если это затронет рынок, уменьшится количество водителей. То это как на бирже, цены начнут расти еще на 15%», — резюмировал Ванурин.

«Мы оставим нашу страховку, пока ОСГОП не станет повсеместным»

В сервисе «Яндекс.Такси» не ожидают оттока водителей из-за введения ОСГОП.

«С 1 сентября у таксистов будет 60 дней для того, чтобы купить полис ОСГОП и уведомить об этом госорганы. Насколько нам известно, страховые пока не начали продавать полисы ОСГОП для такси. По нашим данным, начнут их предлагать с 1 сентября — мы разместим предложения страховых компаний в наших приложениях для водителей и партнеров. Мы стремимся к тому, чтобы все обязательное страхование было доступно водителю онлайн и покрывало реальное время работы», — сообщили 66.RU в пиар-отделе «Яндекс.Такси».

Представители сервиса подтвердили, что будут делать краткосрочные полисы ОСГОП, как это делали с ОСАГО.

«В интересах пассажиров мы сохраняем наше страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей по 2 млн рублей на человека в каждой поездке, пока полисы ОСГОП не станут повсеместными», — подчеркнули в компании-агрегаторе.

Кирилл Смоленцев

Фото: Антон Буценко, 66.RU

Фото: Анастасия Кеда, 66.RU


Нет комментариев. Ваш будет первым!