Замгубернатора Югры Забозлаев: месторождениями нефти должны управлять регионы
На стратегической сессии TNF «Ресурсная база России» спикеры рассказали, что около 70 % газа страны уходит на нужды жителей, и этот процент будет расти. Как повысить эффективность разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и газа и какие экономические стимулирования способны ускорить разработку их извлечения – читайте на «ФедералПресс».
«Мы знаем, что сегодня у нас обеспеченность запасами газа примерно на 102 года, разработка месторождениями – 54 года. Необходимо развивать технологии по добыче трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) и геологоразведческие работы (ГРР). К 2050 году нужно добывать газа на 30 % больше, чем мы добываем сейчас. На Россию ложится очень большая задача», – считает гендиректор Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Игорь Шпуров.
Чтобы обеспечить соответствующий уровень добычи нефти и газа в энергостратегии к 2050 году необходимо увеличить прирост рентабельных запасов. Обеспеченность спроса к 2050 году по России и в мире текущими рентабельными проектами составит не более 30 %, добавил докладчик.
«Сегодня государство ввело новый вид лицензирования, чтобы стимулировать процессы добычи. Новые проекты ТРИЗ не обязуют компании отчитываться по текущей добыче, но обязуют их отчитываться по инвестированию и созданию новых технологий добычи», – отметил Шпуров.
Также есть льготы, стимулирующие создавать новые технологии.
«У нефти и газа очень разная судьба. Около 70 % добытого газа уходит на потребление страны. Когда мы говорим о нефти – мы говорим о мировом спросе, а газ – это уже вопрос энергетической безопасности нашей страны», – сказал первый замгубернатора Ямала Александр Калинин.
В России не хватает доступных для системы газоснабжения запасов газа, считает спикер.
«Структура запасов ухудшается. Проблемы могут начаться через 10, 20 и 30 лет. Чтобы этого избежать мы должны разрабатывать запасы газа», – продолжил Калинин.
Есть две сферы геологоразведки: разведка нефтегаза и разведка твердых полезных ископаемых. Добыча ТРИЗ уходит в северные провинции, но это колоссальные затраты. Месторождения имеют неприятные свойства – заканчиваться и к 2040 году картинка перевернется, акцентировал он.
Первый замгубернатора Югры Алексей Забозлаев напомнил, что Россия до сих пор в состоянии продавать нефть, которую добывают благодаря советским геологоразведкам. Но ХМАО активно ищет и применяет технологии разработки трудноизвлекаемых запасов нефти.
«Мы давно ведем разговор, чтобы часть федеральных полномочий по управлению месторождениями передать на региональный уровень. Это даст нам возможность вовлекать в разработки независимые компании, которые охотно идут к созданию новых технологий. Это даст экономический эффект: рабочие места, налоги», – рассказал Алексей Забозлаев.
Югра добывает две трети российской нефти, в основном это крупнейшие нефтяные провинции, которые основали еще в СССР, напомнил первый замгубернатора ХМАО.
«В этом году совместно с компанией «Газпромнефть» и Минэнерго мы завершаем разработку федерального проекта по освоению трудноизвлекаемых углеводородов. Разработаны отечественные технологии, которые позволят снизить импортозависимость с 50 % до 10 %. Достигнут экономический эффект – стоимость строительства скважин снизилась в три раза», – поделился Забозлаев.
Этот опыт будет интересен другим регионам, добавил докладчик. В итоге выступающие пришли к тому, что цель достижения энергобаланса – обеспечить рентабельными запасами нефти и газа добычу до 2050 года.
За счет увеличения ГРР ожидается прирост 4 млрд тонн нефти и еще 7 млрд тонн за счет создания новых технологий освоения ТРИЗ. Аналогично за счет увеличения ГРР ожидается прирост 11 трлн кубометров газа и 5 трлн кубометров благодаря созданию новых технологий освоения ТРИЗ.
Карина Майлибаева
Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина