От «тихого» распоряжения до громкого резонанса. Мэр Югорска хочет сэкономить бюджет за счет горожан. Обсуждаем горячую новость за чашкой чая с непокорным депутатом
За очередной «чашкой чая» мы встретились с депутатом Думы города Югорска. Народная избранница пришла на беседу не одна, а с председателями ТСН. Актуальных тем за это время набралось немало, поэтому интервью мы разделили на две части. В первой части речь пойдет о том, как «тихое» распоряжение мэра Югорска может стать громким общественным резонансом. Суть такова: в конце декабря 2022 года Алексей Харлов росчерком пера переложил на плечи управляющих компаний и председателей ТСН (читать горожан) ответственность за содержание детских площадок, при этом не учитывались ни нюансы с межеванием, ни то, что многие площадки выглядят как после бомбежки. Напомним, что еще совсем недавно чиновники заверяли, что не раз вернутся к этому вопросу, чтобы учесть все моменты и выслушать позицию всех заинтересованных сторон. Но этого не произошло. Неудивительно, что наш разговор начался на эмоциях, которые переполняли собеседников.
Дарья Тимкина, председатель двух многоквартирных домов по ул. Лесозаготовителей, 9 и Чкалова, 7/3: Я узнала, что детские площадки вышли из контракта по благоустройству города из присланного предостережения от прокуратуры. Согласно документу была проведена проверка органами жилнадзора о содержании придомовой территории, которая показала, что не почищена проезжая часть вдоль многоэтажного дома. Также мне предъявили претензию насчет складирования снежных масс на детской площадке, которой у меня во дворе вообще нет! Я позвонила в прокуратуру, чтобы получить пояснения, поскольку данная территория находится на содержании администрации города, которая всю зиму ее убирала. Мне устно ответили, что уборка детских площадок уже не входит в муниципальный контракт.
Корр.: На каком основании?
Д.Т.: Мне на этот вопрос не ответили. Я спросила, как будут передаваться детские площадки, ведь должен быть какой-то акт. На это тоже не получила ответа.
Корр.: Получается, что власти муниципалитета сделали это по-тихому?
Анна Храпова, депутат Думы Югорска: Собрание по этому вопросу было в прошлом году, тогда пригласили всех руководителей управляющих компаний и председателей ТСН. На встрече мэр озвучил планы города — передать детские площадки, которые находятся на земле многоквартирных домов, на обслуживание управляющим компаниям. После этого у присутствующих возникли вопросы: в каком состоянии их будут передавать, какие на это есть основания, кто будет нести всю ответственность, и когда это произойдет. На это глава Югорска ответил, что сейчас они сроки не скажут, поскольку это долгое обсуждение, и они еще не раз будут с нами общаться по этому поводу.
Д.Т.: Алексей Харлов тогда попросил всю озвученную информацию донести до горожан и сформировать предложения по этой теме.
А.Х.: Но при этом не было озвучено, в какой форме передавать эти предложения, и какая потом с ними будет проведена работа. Как депутат я направила в Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса свои предложения: сформировать рабочую группу, посмотреть, на каких земельных участках находятся детские площадки, за счет чего они строились и содержались, а уже потом решать этот вопрос. Также в письме отметила, что надо пока оставить все как есть, чтобы не получилось социального взрыва. Но с нового года в новый муниципальный контракт вошли лишь те детские площадки, которые находятся на муниципальной земле. Нам к «Парламентскому часу» предоставили документ, в котором написано, что все детские площадки, относящиеся к муниципальной собственности, ранее состояли в соответствующем реестре, но в конце декабря 2022 года распоряжением главы города большая часть этих площадок была исключена из него. А дальше одни вопросы: кто должен их содержать и за чей счет?
Д.Т.: Специалисты в сфере ЖКХ из Москвы сказали, что все не так однозначно, тем более что ранее это имущество было включено в реестр муниципальной собственности. Я была на семинаре по ЖКХ в Екатеринбурге, где задавала юристу вопрос о том, каким образом должны передавать эти детские площадки, и имеют ли местные власти вообще на это право. Юрист мне ответил, что, если даже детские площадки находятся на земельном участке, относящемуся к многоквартирному дому, то это не означает, что их обязаны содержать сами жильцы.
А.Х.: Там надо разбираться, потому что объект может стоять на земле многоквартирного дома, но был построен за счет местной казны. А кто застройщик, тот и собственник...
Д.Т.: Здесь же еще вопрос не только в том, кто эти площадки будет содержать, вопрос в том, в каком состоянии они находятся, как содержались до этого времени. Сейчас изменились нормы по содержанию таких объектов, и все претензии от прокуратуры будут направлены к собственникам.
Корр.: Вчера в администрации Югорска прошел «Парламентский час». Один из вопросов касался нашей темы. Депутаты отстаивали интересы жителей?
А.Х.: На встрече чиновники ссылались на то, что прокуратура им вынесла предостережение: они не имеют права обслуживать детские площадки, которые относятся к общедомовому имуществу. Но здесь большой вопрос, поскольку не всегда все, что находится на землях собственников, должно ими содержаться.
Накануне данного мероприятия на имя депутатов поступило обращение жителей из разных районов города. Его суть такова: люди против принятия такого решения и хотят, чтобы народные избранники решили этот вопрос. Любопытно, что депутаты пришли на мероприятие с позицией смирения: мол, нам сказали, что там все по закону, ну и ладно. В итоге было озвучено, что все городки, находящиеся на муниципальной земле, но не соответствующие нормам, будут снесены, и на их месте установят новые, сертифицированные. А судьбу детских площадок, расположенных на землях собственников, будут решать сами собственники.
#B22222">Коллективное письмо подписали порядка 60 жителей многоквартирных домов, расположенных по разным адресам.
Корр.: На протяжении обсуждения этой темы я не услышала ни слова о коммуникации в связке «власти — управляющие компании — горожане».
Д.Т.: Сегодня нет никакой обратной связи. Во времена руководства экс-директора ДЖК и СК Василия Бандурина было так: он часто собирал управляющие компании и на заседаниях озвучивал все моменты, касающиеся сферы ЖКХ.
Иван Ожиганов, председатель ТСЖ «Лидер» (дом по ул. Лесозаготовителей, 25):
Вставлю свои пять копеек, чтобы не было такого одностороннего представления проблемы. В чем ее суть? В том, что по Жилищному кодексу вся собственность, которая находится на территории собственника — МКД, относится к собственникам, поэтому они должны обслуживать детские площадки на территории земельного участка, относящегося к МКД. Но при этом все, что строится на территории собственника, должно строиться с разрешения собственника. Наша детская площадка расположена на территории многоквартирного дома, поэтому, вроде как, по закону мы должны ее содержать. Но строили этот объект не мы, и сделано это было без нашего на то разрешения (позже строительства дома), и в состав общего имущества он нам не передавался. Вот в этом и есть определенные коллизии, которые происходят в отношении нашей детской площадки. Думаю, что другие ситуации могут быть еще сложнее.
Корр.: А как быть в ситуации, когда один из нескольких домов обяжут содержать детскую площадку, собственники рядом расположенных домов будут ей пользоваться, не вкладываясь финансами? Ждем соседские «войны»?
И.О.: У нас именно такая ситуация сложилась в ТСЖ «Лидер»: во дворе — три дома, детская площадка находится на территории двух из них. Захотят ли собственники этих домов платить за содержание имущества, которым будет пользоваться бесплатно третий?
Д.Т.: Здесь проблема стоит в межевании. Считаю, что в свое время оно было сделано с нарушениями. Что касается микрорайона «Авалон», то, судя по кадастровой карте, к моему дому почему-то относятся газоны соседнего. Мне их сейчас могут вменить и потребовать содержать.
А.Х.: У дома по улице Лесозаготовителей, 9 вообще никто еще до конца не построил детскую площадку. И это несмотря на предписания суда. Скорее всего, застройщик уйдет в банкротство.
Д.Т.: Перед новым годом прокуратура провела проверку исполнения судебного решения по этому дому, и выяснилось, что большая часть (больше 50 %) работ по судебному решению там не выполнено.
Корр.: Решили, как будете выходить из сложившейся ситуации?
И.О.: Выход есть, но не самый лицеприятный. ТСЖ может ликвидировать всю детскую площадку или снести большую часть опасных сложных ее элементов, оставив простые, легкие в обслуживании, потому что это для него не просчитанные расходы. Решение будет приниматься собственниками и оплачиваться ими. Плюс много нюансов по содержанию этих объектов. Если вы сейчас зададите вопрос администрации, куда и сколько денег уходило на содержание этих площадок, то вряд ли там ответят. Думаю, то, что должно было делаться, не выполнялось в полном объеме. Но я подозреваю, что когда нам передадут эти площадки, то с нас будут спрашивать по полной.
А.Х.: Надеемся получить больше информации от муниципалитета: как они будут этот вопрос решать? Власти не включили в контракт детские площадки, а из муниципальной собственности никто их до сих пор к себе не принял. Эти объекты сейчас нигде не значатся, то есть никем не обслуживаются. Сойдет снег, дети сейчас пойдут на детские площадки, и кто будет отвечать за травмы, если не дай бог они их получат? Поэтому данная мера, может быть, сэкономит бюджет, но не решит вопрос безопасности. Считаю, что эта важная тема должна обсуждаться в диалоге властей муниципалитета с управляющими компаниями и председателями ТСН, жителями города. По-другому никак.
Материал подготовила Екатерина Чеховская
Фото автора