ИНТЕРВЬЮ. Александр Жуков: «Действия выбраны правильные, направления — верные» — Портал "2 ГОРОДА"

USD 88.13
EUR 95.57

ИНТЕРВЬЮ. Александр Жуков: «Действия выбраны правильные, направления — верные»

ИНТЕРВЬЮ. Александр Жуков: «Действия выбраны правильные, направления — верные»

Недавно исполнилось два года, как мэром Советского стал Александр Юрьевич Жуков. Самое время пообщаться с городским главой на тему подведения промежуточных итогов. После нескольких неудачных попыток втиснуться в его плотный график, сделать это все-таки удалось: разговор состоялся, разбор полетов проведен. Вот как это выглядело.

- Александр Юрьевич, давайте начнем с вопроса, удовлетворены ли вы своей работой за прошедшие два года.

- Да, работой в течение двух лет я удовлетворен. Я могу выходить к людям и, не кривя душой, говорить, как администрация за два года отработала. Акцентирую внимание, что прошло всего два года, а объем перелопачен немаленький. Кроме того, наблюдается рост выполнения работ. То, что мы сделали в 17-18 году — все на виду у горожан.

- И тем не менее, можно подробнее о том, что лежит в основе этого чувства удовлетворенности?

 - Мы меняем ситуацию с дорогами, с благоустройством. Работаем в рамках использования тех средств, которые у нас есть, а их не так много. Вкладываем их с максимальной эффективностью, чтобы сэкономить расходную часть бюджета, а сэкономленные средства перенаправить. Попробую кратко перечислить, что сделано.

Реконструкция улицы Макаренко и Северного микрорайона, где произошла именно реконструкция. Плиты с тех дорог мы перенаправили на ремонт дорог в городе — это улица Советская от Магистральной до Гагарина. На нее множество лет никто не обращал внимания, хотя каждый глава только обещал сделать. Но мы сделали. Дорога на улице Наладчиков была в кошмарном состоянии, Припарковая, на которой машины буквально тонули, вязли в грязи. Мы их сделали в плите, в твердом покрытии, что разгрузило энные перекрестки. Все это было сделано из материала, который был снят с улицы Макаренко.

Открытие улицы Макаренко

Мы отошли от применяемой ранее практики — латания дыр в асфальте, а делаем сплошным полотном для того, чтобы дорога служила дольше. Таким образом сделаны улицы Железнодорожная, Киевская, Трассовиков. В 2017 году в общей сложности мы отремонтировали 5,2 км дорог, а в 2018 году сделали уже более 6 км.

Сделана северо-восточная объездная, которая проходит по так называемому «нижнему складу». Кстати, на следующий год планируем там освещение.

Далее. У нас был сложный перекресток улиц Киевская-Юбилейная, там с четырех сторон разъехаться было сложно — особенно по утрам наблюдался натуральный транспортный коллапс. Соответственно, масса жалоб. На протяжении многих лет этот вопрос не решался по причине того, что он очень непростой. Мы решили подойти к нему комплексно: расширили перекресток, отремонтировали Припарковую, чтобы часть потока могла уходить по ней на улицу Юности и в центр. На Киевской, около гимназии, был сделан «карман» для удобной высадки пассажиров.

«Карман» для высадки пассажиров возле гимназии

Отремонтировали улицу Юбилейную сплошным полотном от Киевской до Ленина. Поменяли направление движения по Гагарина и Юбилейной.

- Темы смены направлений движения мы еще коснемся. Продолжайте.

- Также в рамках «Комфортной городской среды» мы расширили стоянку у больницы на 6 мест. Еще мы сделали стоянку для медперсонала возле дома на улице Киевской, 29, что позволит разгрузить стоянку возле главного входа и даст возможность парковки посетителям больницы.

В рамках проекта «Комфортная городская среда» мы за два года благоустроили ряд территорий. В прошлом году — две дворовые территории, в этом году — еще две по Киевской, 20 и Кирова, 20. И там и там были ужасные дворы. Причем мы намеренно сделали благоустройство не асфальтом, а железобетонными плитами, так как там проходит масса коммуникаций, и в случае необходимости ремонта легче снять плиту, чем асфальт.

Новый асфальт на северо-восточной объездной

Также была проведена реконструкция улицы 50 лет Пионерии. В перспективе эту территорию мы планируем не застраивать домами, а сделать там еще одну парковую зону. На встречах с молодежью было предложено сделать скейт-парк. Мы выполнили эту просьбу, и недавно около спорткомплекса «Ратибор» он был установлен.

В данный момент проводится реконструкция улицы Киевской. К сожалению, финансирование выделяется не в полном объеме, и приходится делать некоторые работы поэтапно. В следующем году мы планируем закончить эту улицу полностью.

Наверняка многие заметили, что городское кладбище также благоустраивается. Там появились две большие стоянки со скамейками, проложен тротуар, со стороны мусульманского кладбища проложена дорога в твердом покрытии.

Реконструкция улицы 50 лет Пионерии

Еще одна программа, которую мы реализуем в городе — «Энергосервисный контракт». В рамках нее мы произвели замену всего уличного освещения в городе. Еще есть сложности, но уже сейчас это дало экономию на 61 % в сравнении с сентябрем прошлого года. Каждый год мы тратили на электроэнергию в пределах 14-15 млн рублей. Стоимость электроэнергии из года в год растет, мы поставили задачу на экономию бюджетных средств. Думаю, таким образом получится экономить ежегодно более 10 миллионов. Другое дело, что по условиям заключенного контракта нам еще какое-то время придется рассчитываться с «Ростелекомом», но это будет происходить в рамках этой экономии.

 - Хорошо. Звучит действительно впечатляюще, но хочу прервать ваш перечень достижений и предложить вам провести работу над ошибками. Начнем с последнего упомянутого вами — замены освещения. По этому поводу имеются некоторые замечания у горожан. Отмечается, что новые фонари не везде работают хорошо: где ярче, где темнее, местами моргают, действуя на нервы. Что можете сказать по этому поводу?

 - Вы правы. На данный момент есть определенные неудобства. Сейчас идет период пуско-наладочных работ. Вообще, регулировка и исправление освещения в Советском в настоящий момент производится из Подмосковья. И наши специалисты сейчас проходят обучение по обслуживанию данной системы. Это первое. Второе — все эти электросети не ремонтировались в течение длительного времени. Когда светильники начали менять, проводка где-то попросту осыпалась, где-то была нарушена изоляция. Кстати, мерцание происходит как раз из-за этого. Я вчера делал вечерний объезд города и видел, что где-то светильники не горят — по Киевской, например. Проблема в старой проводке и настройке в щитах управления. Вы только представьте, заменено более 3 300 светильников и 63 щита управления. Я прошу у жителей еще немного терпения, мы все сделаем, и все заработает.

Реконструкция улицы Киевской

Скажу честно, меня немного беспокоит то, как будет работать светодиод при низких температурах воздуха, ведь у нас бывает и минус 50 градусов. В паспорте написано, что порог действия — от -50 до +60. Хоть данная технология продвигается на федеральном уровне и прошла все необходимые испытания и проверки, но все новое всегда немного настораживает. Однако без этого нельзя, иначе человечество до сих пор жило бы в пещерах и ходило в шкурах на голое тело.

 - Далее. Были нарекания по качеству укладки плит по улицам Советской и Припарковой.

 - Да, нарекания имели место, когда работы еще не были завершены. Сейчас такого, вроде, нет. Конечно, то, что получилось, нельзя назвать отличной современной дорогой, но с учетом того, что мы это сделали из подручных материалов, согласитесь, стало намного лучше.

 - Ну и, пожалуй, самый резонансный момент — это ситуация со сменой направлений движения по Юбилейной и Гагарина. Вы в курсе, что, мягко говоря, не всем автомобилистам это пришлось по душе?

 - Разумеется, в курсе. Не буду лукавить, сам один раз попался. Ехал по Киевской до «Гранда», так по привычке встал в среднюю полосу и только потом понял, что ошибся. Сам себе сказал, что нужно внимательнее на знаки смотреть. Мы все видим и хорошо понимаем, что над этой проблемой еще нужно работать, в частности регулировать светофоры. Асфальтирование улицы Василия Чапаева, которое у нас в планах, также должно положительно сказаться на разведении транспортных потоков в этом месте. Пока теоретически, но допускаем и возможность расширения улицы Киевской в той части, где находится гимназия, чтобы было движение в две полосы в оба направления. Чтобы там узкое «горло» не оставлять. Этот проект очень сложный и реализовывается он в течение длительного времени. Очень долго проводятся исследования, делается проектно-сметная документация, изыскиваются средства. А сейчас я прошу всех советчан быть терпеливее и соблюдать правила дорожного движения. Не сразу, но мы решим эту проблему.

Дополнительные парковочные места возле больницы

- Еще одна из точек напряженности в городе и претензий в адрес местной власти — это уборка мусора. Как вы это можете прокомментировать?

 - С недавних пор, а точнее с 2016 года, полномочия по организации сбора и вывозу мусора не принадлежат городу, они принадлежат субъекту федерации. Субъект федерации на 17-18 годы передал эти полномочия на уровень района с финансированием для специалистов. Не хочу что-то говорить по этому поводу, но администрация района как-то отстранилась от исполнения этих полномочий. Они посчитали, что если раньше город это делал, то пусть и дальше этим занимается. Чтобы город не зарастал несанкционированными свалками, нам приходится оплачивать работы по их ликвидации. Мы взаимодействуем с юрлицами, которые осуществляют эту деятельность, но по закону мы всего лишь участники, а не организаторы этого процесса. По идее, предполагалось, что это будет саморегулируемый процесс: население платит компаниям за вывоз мусора, а компании оказывают данные услуги. Но по факту оказалось, объем мусора растет огромными темпами, а оплата населения покрывает сбор и утилизацию его лишь в малой части. Кроме того, многие вообще не платят. Некоторые жители частного сектора и договоров-то на вывоз отходов не имеют.

- Да, но сейчас идет какая-то новая реформа, и теперь главную скрипку в мусорной «симфонии» должны играть некие региональные операторы.

 - Недавно прошли торги, на территорию ХМАО пришел региональный оператор. Были проведены конкурсы в муниципалитетах, на нашей территории конкурс выиграла компания «Экоресурс». Сейчас будет выясняться тариф, за который они будут работать, региональный оператор должен защитить тариф, и в рамках этого будет собирать платежи с населения, чтобы оплачивать эти работы. Скажу прямо, судя по всему, тариф будет немаленький, потому что в него войдет сбор, вывоз и утилизация. Я предполагаю, что это заметно ударит по кошельку.

Скейт-парк возле спорткомплекса «Ратибор»

 - Это реформа федерального уровня?

 - Да, правила игры определены федеральным законом. Нам определено лишь обустройство мусорных баков и профилактика среди населения. Этим мы и будем заниматься. В этом году мы обустраиваем мусорные баки, делаем ограждения, площадки, закупаем и меняем старые баки на новые, ремонтируем. Но это формальная сторона вопроса. С неформальной хочу обратиться к людям: мусор — это наша общая головная боль. Если мы все не станем добросовестнее и чистоплотнее, никакая реформа нам не поможет решить эту проблему. Нам всем нужно стать немного экологами и общественниками, чтобы следить за чистотой. Я готов услышать любого жителя города, кто даст дельное предложение, интересную идею по этому поводу. Кстати, сейчас мы пытаемся повсюду установить камеры наблюдения, чтобы контролировать ситуацию, снимать нарушения и штрафовать.

- Есть информация, что на одном из недавних заседаний Совета депутатов глава города вынес предложение об увеличении налога на имущество и земельного налога для предпринимателей аж до 10 раз. Это так?

- Это не совсем так. Ставки планируется поднять, но не все в 10 раз и не для всех предпринимателей. Кстати, на данный момент у нас в городе самые низкие налоговые ставки на территории района. Но недавно департаментом финансов Югры было рекомендовано пересмотреть льготы и ставки для увеличения доходной части бюджетов. Мы вынесли данное предложение на обсуждение депутатов, и теперь слово за ними, так как данный вопрос находится только в их компетенции.

 - Идем дальше. Да, действительно, сейчас даже от ваших противников приходится слышать, что Жукову удалось сделать много полезного для города. Но в то же время они выражают скепсис по этому поводу. Например, что Жуков — просто везунчик, и на данном этапе ему просто подфартило, мол, это всего лишь удачное стечение обстоятельств, а не его заслуга. Следовательно, вопрос: насколько вы уверены в том, что вам удастся удержать набранный темп и в ближайшие два года ваших полномочий в качестве мэра Советского?  

 - Интересная формулировка «Жуков — везунчик». Но ведь у того, кто был главой до меня, был тот же самый бюджет, те же самые жители города. И команда моя не с неба упала, а вся из местных специалистов. Губернатор и правительство, от которых многое зависит, тоже прежние. Может, дело просто в том, что надо работать? Что можешь сделать сам — сделай сам. Что зависит от других — добейся от них. Самое важное — планомерное решение поставленной цели. Запланировали цель — двигаемся к ней медленно, но верно. Общественники, депутаты, Советы, комиссии — нужно взаимодействовать со всеми, всех нужно слушать и слышать. Это очень полезно. Но в то же время никому нельзя давать сбить себя с толку.

 - Если кратко, какие планы у вас на следующий год? Что мы сможем увидеть в 2019-ом?

 - Если кратко: А — дороги, Б — благоустройство (смеется).

 - Просто потрясающие планы. А чуть подробнее?

 - Все проекты мы обсуждаем с общественностью и депутатами. В частности, сейчас мы начинаем этап обсуждения общественных мест, где еще будет проведено благоустройство. Кстати, часто бывает так, что когда объект уже сделан, появляются люди, которые предъявляют претензии: а почему здесь, а не там, почему то, а не это? В очередной раз обращаюсь к горожанам: чтобы не было таких вопросов, активнее участвуйте в обсуждениях, в общественных слушаниях. Не зная, каким будет финансирование, мы пока лишь готовимся, выбираем наиболее подходящие места. Разумеется, будет продолжена реконструкция улицы Киевской. Сейчас сделана только половина, и, соответственно, мы не можем ее бросить — будем продолжать ее благоустраивать до улицы Гастелло.

Планируем заняться парком. Думаю, там не хватает удобных мест для активного отдыха и привлечения большего количества людей для проведения мероприятий в нем. И для того, чтобы в парковой зоне создавать рабочие места для предоставления услуг.

Мы в этом году участвовали в конкурсе «Малые города России» в Москве. Первый этап прошли, но дальше не получилось. В следующем году снова будем штурмовать этот конкурс.

Также у нас в ближайших планах полностью расселить ПМК. В этом году администрацией города было выделено 15,5 миллионов рублей на софинансирование выкупа жилья. В результате город получит 75 квартир, которые будут направлены под расселение из этого микрорайона. После этого там должно остаться не более 10 единиц нерасселенного жилья.

- Хорошо. Теперь, что называется, оторвемся от земли и перейдем к вопросам более абстрактного свойства. Недавно в район прибыл новый человек, очередной, как говорят в народе, «варяг» — заместитель главы района. Упорно ходят слухи, что его цель — провести некое объединение двух администраций. Конечно, об этом было бы лучше спросить его самого, но пусть человек пока чемоданы распакует и осмотрится. Пока же об этом спросим вас.

 -  Я думаю, что чемоданы он уже распаковал, поэтому пора уже ему самому дать вам пояснения.

 - Будем считать, что сейчас мы сделали публичный запрос Евгению Ивановичу Буренкову на интервью информационному агентству «2 ГОРОДА». А пока ждем результата, вам слово.

- По моей информации, у нас еще не было таких заместителей, на которых возлагался бы такой огромный пласт работы. Даже возникает вопрос, чем будут заниматься все те заместители, которые уже есть. Согласитесь, немного странно, когда и новые приходят и старые остаются. Это ложится бременем на бюджет района. Эти средства можно было использовать более рационально. Но такие вопросы следует задавать не новому заму Игоря Александровича Набатова, а самому Игорю Александровичу. Что касается Евгения Ивановича Буренкова, мы с ним уже пообщались. И тематику объединения администраций он тоже затрагивал.

 - То есть вы подтверждаете, что это не слухи, и тема объединения действительно взята в разработку?

 - Я не знаю. Мало ли о чем можно говорить. Я тоже люблю поболтать, рассказать о чем-то. У меня на этот счет нет ни одного официального документа.

 - А если это будет реализовываться, как вы к этому отнесетесь?

 - При условии, если это даст благоприятный эффект с точки зрения расходования бюджетных средств. Если это даст положительный результат в работе муниципальных служащих, а не просто сокращение их количества. Если будет понимание между представительными и исполнительными органами, потому что при слиянии администраций все равно остается глава города и Совет депутатов. На эту тему у меня назревает много вопросов. Кстати, следующий созыв городского Совета будет состоять уже не из 15, а из 20 депутатов, потому что численность населения города у нас уже больше 30 тысяч человек.

 - Вы сейчас описали одну из возможных форм объединения, назовем ее «муниципальный район». Но есть и другая, апологетом которой, кажется, вы были еще недавно — городской округ.

 - Да, на мой взгляд, есть и другие, более эффективные пути преобразования муниципалитетов с точки зрения политики, а главное экономики. Но это отдельная, сложная тема.

 - Тогда идем дальше. Александр Юрьевич, а как в целом за это время складываются взаимоотношения с главой и администрацией района?

 - (Глубокий вздох. Пауза).

 - Подобная реакция моих собеседников на данный вопрос меня уже вводит в состояние дежавю…

 - Деловые. Я не хотел бы углубляться в эту тему. Мы стараемся, работаем в рамках наших полномочий и финансирования. Я еще раз скажу о полномочиях по ТКО (твердые коммунальные отходы): это они должны закатывать рукава и делать, а делаем мы. То же самое с беспризорными собаками. Полномочия эти также переданы с регионального уровня на уровень района, но выполнять их, а главное изыскивать средства, приходится в том числе и городу. В районе уже полтора года не собирается координационный Совет глав…  Но некрасиво выглядит, когда один человек, пусть он даже безоговорочно прав, говорит плохо о другом. Тем более когда это делают представители власти.

 - Тогда несколько слов о том, как за этот период складывались отношения с региональной властью.

 - Хорошо. Другого слова не скажу. Потому что вопросы по дорогам, по «Комфортной городской среде» решаются сразу. Только есть один минус: система выстроена так, что регион работает преимущественно с районами, а не с поселениями. Но я все равно стучу в двери и говорю, что не могу не просить помощи, потому что у нас 30 тысяч население. Это три пятых всего населения района, а скорость решения вопросов районной администрацией меня не устраивает. Мне проще самому сесть в машину, приехать, пусть заночевать в приемной, но решить свои вопросы с департаментами, с замами губернатора. Последний пример — северо-восточная объездная дорога появилась благодаря заместителю губернатора Шаповалу. Сейчас мы решаем вопрос по поводу объездной дороги вокруг Советского, потому что когда откроют трассу Унъюган — Коммунистический, поток машин будет большой.

 - Кстати, где эта дорога пройдет у нас в городе?

 - Предполагается, что она будет идти от Зеленоборска до развилки около железнодорожного переезда в ПМК, как и сейчас, а потом уходить в сторону дач «Букет», «Кедровый», «Березка» и выходить через путепровод за железнодорожным депо. И далее к дороге, ведущей на аэропорт и развилке около «Строймонтажа». Мы уже посмотрели, как сделать там развязку, круговое движение, чтобы было удобно и быстро. Я благодарен правительству округа, департаменту, которые прислушиваются, разговаривают, ведут диалог. Правда, с опаской, потому что, как я уже сказал, их компетенция — работа с районами и городскими округами. Поэтому могу сказать вдвойне спасибо всем, кто помогает и прислушивается.

 - Александр Юрьевич, а насколько вы имеете желание, готовы ли и вообще думали ли в перспективе занять место главы района? Тем более если произойдет объединение в той или иной форме.

 - Такого желания у меня нет вообще. Я живу в городе 51 год, и мне хотелось бы проявить себя здесь. Хочу больше сил и энергии тратить на улучшение города, не распыляясь. Я желаю, чтобы наш город был красивым, комфортным, уютным, привлекательным.

- Теперь можно пару слов о взаимоотношениях с новым главой Югорска Андреем Викторевичем Бородкиным?

 - Знакомство состоялось, мы пообщались один раз — можно сказать, на бегу. Содержательного диалога еще не было. Спасибо, что вы об этом спросили. Я в обязательном порядке напрошусь на встречу. Думаю, что мы наладим хорошие отношения. Тем более что с Раисом Закиевичем Салаховым, царствие ему небесное, мы тесно общались. Он никогда не отказывал во встрече, в добром напутствии. Это очень тяжелая утрата.

 - Чтобы не заканчивать на грустной ноте, такой вопрос под занавес. На данный момент вы исполнены уверенностью, а какова вероятность, что через год, когда мы с вами будем говорить об итогах уже 3-х лет работы, все будет так же позитивно?

 - Нет никаких сомнений.

 - Сходу? Не думая?

 - Теперь я точно знаю, что пусть наш бюджет совсем небольшой, но, как показывает практика, если им распоряжаться эффективно, можно делать очень многое. Конечно, чтобы Советский стал действительно благоустроенным и уютным городом, нужно еще работать и работать. Да, когда окидываешь взглядом все, до чего еще не дошли руки, можно погрузиться в депрессию. Но вдохновляет то, что результаты уже есть, а значит, выбранные действия правильные, направления верные. Пусть случаются ошибки, но они есть у всех, просто не все их признают. И еще особенно радует, когда слышишь слова благодарности. Я полвека живу в Советском, и, хотите верьте, хотите нет, мне очень важна положительная оценка моих земляков. Это, пожалуй, главное, ради чего стоит работать.

- К сожалению, северный люд не очень склонен к сантиментам и разным там благодарностям. Тем не менее, если есть за что, то почему нет? А мы вас благодарим за то, что нашли время на этот разговор. Всегда рады вас видеть.

 

В. Турин

ИА "2 ГОРОДА"


Нет комментариев. Ваш будет первым!