ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ПОД БРЕНДОМ — Портал "2 ГОРОДА"

USD 92.71
EUR 103.47

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ПОД БРЕНДОМ

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ПОД БРЕНДОМ

За последние несколько лет на территории двух наших городов стали появляться крупные сетевые магазины,  торгующие бытовой техникой. В чем специфика этого бизнеса, каковы особенности ведения дела в условиях северных городов, как решаются кадровые вопросы? На эти и другие вопросы отвечает директор по маркетингу и рекламе компании «Норд» Ю.В. Войниленко   

Корр.:  Начнем, пожалуй, с общих вопросов. Расскажите о компании, которую Вы представляете, как давно Вы в этом бизнесе?

Юлия: Я представляю компанию «Норд- ХМАО». Мы являемся представителями бренда «Норд» и «Лого» на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Вообще компания «Норд» родом из Екатеринбурга, но, развиваясь методом франчайзинга, она предоставляет свой бренд (торговая марка – от авт.) своим партнерам под определенные обязательства. Так вот мы являемся одним из крупнейших франчайзеров этой компании. Сама компания насчитывает порядка трехсот магазинов под брендами: «Норд», «Лого», «220 Вольт». У нас восемь магазинов в Югорске, Советском, Радужном, Когалыме, Новом Уренгое и 2 в Челябинской области. Все они были открыты за два года.

Корр.: Что такое франчайзинг, франшиза? Расшифруйте эти понятия.

Юлия: Франшиза – это некая компания, положительно зарекомендовавшая себя на определенном сегменте рынка. Для того, чтобы быстро развиться, данная компания находит партнеров в близлежащих регионах или городах, которым предоставляет свой бренд. Вместе с тем компания устанавливает свои правила для того, чтобы магазины были одинаковыми, что магазин в городе Екатеринбурге, что магазин в городе Югорске.

Корр.: Судя по всему, такая система развития бизнеса весьма выгодна. Означает ли это, что в скором времени сетевые магазины могут вытеснить все прочие?

Юлия: Система франчайзинга начала развиваться в России пять лет назад с сети магазинов «Эльдорадо». Теперь в нашей стране словосочетание бытовая техника у многих ассоциируется именно с этим именем.  Магазины «Эльдорадо», крупные и малые, есть в любом селе, поселке. Думаю, и в других сегментах рынка система франчайзинга будет столь же эффективной.

Корр.: Ясно. Кстати, зачем используются сдвоенные бренды типа «Лого» и «Норд»?

Юлия: С этим вопросом лучше обратиться к руководству компании в Екатеринбурге. Мы для себя ориентируемся таким образом: «Норд» - это народные магазины с демократическими ценами, с широким ассортиментом, а бренд «Лого» - это техномаркет, предлагающий большое количество новинок компьютерной и бытовой техники.

Корр.: Есть мнение, что сетевые структуры, аналогичные вашей, высасывают деньги из регионов. 

Юлия: Давайте посмотрим: В нашем магазине в Югорске работают 20 человек, в Советском – 15,  итого – 35 гарантированных рабочих мест. Мы не оккупанты, у нас работают жители города Югорск и города Советский. У потребителей есть выбор – пойти в тот или иной магазин. Разве плохо!? А наша задача в том, чтобы им понравилось у нас. К тому же местным жителям не приходится ездить в Екатеринбург и бегать там по магазинам вместо того чтобы отдохнуть, посетить кинотеатр или ресторан – т.е. провести время с семьей или друзьями.

Корр.: Есть ли принципиальные отличия в ведении бизнеса на различных территориях, таких как Урал, Сибирь?

Юлия: Возможно, Вас это удивит, но принципиальных отличий нет. Везде, где мы работаем – люди одинаковы. Разница только в товарном ассортименте. Например, в городе Касли Челябинской области уровень зарплаты несказанно ниже, чем в Советском или Югорске. Средняя зарплата там по городу – семь тысяч рублей. Люди так же, как здесь хотят приобретать дорогие холодильники или телевизоры, но у них нет такой возможности. Поэтому мы привозим им тот ассортимент, который в данный момент востребован. В любом из наших магазинов, где бы он не находился, всегда есть новинки и дорогая продукция, рассчитанная на приезжих клиентов и на тех, кто специально копил на покупку.

Что касается нашей внутренней специфики, то на территории ХМАО-Югры мы столкнулись с кадровыми проблемами. Если в Челябинской области к нам выстраиваются очереди молодых людей, желающих поработать, то здесь такого нет. Возможно, это связано с тем, что в Советском и Югорске значительно ниже уровень безработицы. Еще одно отличие заключается в том, что если в Челябинской области к нам приходят работать уже готовые специалисты, знающие технику, то местную молодежь нам приходится обучать.

Корр.: Откуда там такие грамотные берутся?

Юлия: Многие  успевают поработать продавцами во время учебы.

Корр.: Насколько существенна разница в зарплате продавцов здесь и там?

Юлия: В качестве примера скажу, что за май продавцы в Югорске получили в два раза больше, чем в Челябинской области.

Корр.: На «большой земле» продавцам приходится больше выкладываться?

Юлия: Нет. Дело в том, что график работы магазином строится из расчета интенсивности наплыва покупателей таким образом, чтобы продавцы успевали и поработать, и  отдохнуть. Это строго контролируется руководством компании. Например, если директор какого-либо из наших магазинов во время не составит график работы, то понесет за это персональную финансовую ответственность. 

Корр.: График – это понятно, но с точки зрения обывателя складывается впечатление, что в ваших магазинах продавцов больше, чем покупателей.

Юлия: Так и должно быть. Покупателя нужно «облизывать», чтобы он захотел расстаться со своими деньгами. Если серьезно – то это ложное впечатление, потому что, например, в югорский магазин ежедневно заходит шестьсот человек.

Корр.: Как вы это подсчитали?

Юлия: Есть такое устройство – счетчик покупателя, лазерный луч, реагирующий на движение. Совершенно безопасный для здоровья

Корр.: То есть нас считают?

Юлия: Конечно, в любом более или менее уважающем себя магазине ведется такой подсчет. Если покупателей недостаточно, то делаются выводы о просчетах рекламной, ценовой политики.

Корр.: Или у покупателей просто денег нет?

Юлия: Такого быть не может, поскольку даже в списке промышленных товаров есть предметы первой необходимости, такие как чайники, утюги, стиральные машины. Также нужно учитывать еще и то, что бытовая техника имеет определенные сроки эксплуатации, поэтому нуждается в периодическом обновлении. К тому же есть такие понятия, как «холодный рынок» и «горячий рынок». «Холодный рынок» - это когда человек покупает себе самое необходимое. В условиях выбора и финансовой возможности начинает работать «горячий рынок», ориентированный на покупателей, рассчитывающих получить максимум из сочетания цена - качество. Такое возможно в условиях здоровой конкуренции между предприятиями торговли. Это наиболее оптимальный вариант и для покупателей, и для продавцов.

Корр.: Цены в ваших магазинах в зависимости от территории рознятся  как-то?

Юлия: Вы не поверите – нет.

Корр. Я не верю.

Юлия: Абсолютно одинаковые цены. Можете проверить: например открыть сайт любой федеральной компании и посмотреть цены в Екатеринбурге

Корр.: Получается, что вести бизнес в нашем регионе менее выгодно, чем там? Затраты -то ведь больше. Во-первых, мы находимся дальше от поставщиков…

Юлия: Не факт. Производство располагается в Центральном регионе России, поэтому транспортные затраты в общем-то сравнимы.

Корр.: Тогда может быть затраты на аренду здесь выше?

Юлия: Опять не угадали. Разница была бы существенной, если бы речь шла о магазинчиках с торговой площадью сто квадратных метров, но мы являемся якорными арендаторами, как для торгового комплекса «Гранд», так и для ТК «Югра - Столичный». Кроме того, покупательская способность выше в северных регионах, соответственно и объем продаж больше.

Корр.: Тогда третий момент, который вы никуда не денете – это затраты на содержание персонала.

Юлия: Затраты на персонал включают в себя заработную плату (одинаковую для всех)  и премию, которую каждый продавец зарабатывает персонально. Мы предоставляем своим продавцам возможность участвовать в нашем деле и зарабатывать деньги.

Корр.: С этим вроде разобрались. А как складываются ваши взаимоотношения с внешней средой, скажем так?

Юлия: Если под внешней средой подразумевать арендодателей, то,что тут скажешь!? Согласитесь, невозможно несколько лет работать с человеком, которого вы ненавидите по тем или иным причинам.

Корр.: Контролирующие органы?

Юлия: Да как-то не было особых проблем.

Корр.: С органами  по защите прав потребителей?

Юлия: Есть, конечно, потребители, их меньше полпроцента, которые ведут себя совсем неадекватно, что тут поделаешь, но в основном, данные ведомства указывают нам на недостатки и погрешности в нашей работе. Поэтому мы стараемся с ними взаимодействовать, что только в наших интересах. Если покупателю что-то не нравится, он редко пойдет куда-либо жаловаться – просто не придет больше и все. И для того, чтобы вернуть его обратно в наш магазин потребуются колоссальные финансовые, а иногда и физические ресурсы.

А самая существенная наша проблема  на сегодняшний день заключается в том, что на территории ХМАО-Югры нет сервисных центров по ремонту техники, поэтому нам приходится забирать технику у населения и вести ее на ремонт в Челябинск.

Корр.: Вот он тот аргумент в пользу меньшей рентабельности бизнеса в северных городах?

Юлия: Да нет, просто машины от нас возвращаются не пустыми, а загруженными, но покупателям приходится ждать ее обратно после гарантийного ремонта.

Корр.: То есть все здорово, все великолепно?

Юлия: Все в рабочем порядке.

Корр.: Взяток не даете?

Юлия: Нет – просто это корпоративный принцип.

Корр.:  Как же тогда существуете?

Юлия: По закону.

Корр.: Хорошо, нам придется довольствоваться этим ответом. Теперь вот о чем: мы уже коснулись темы подготовки кадров, думаю, настало время ее развить. Многие со мной согласятся в том, что квалификация продавцов – консультантов в магазинах бытовой техники вызывает сомнение, а иногда и раздражение. Чем отличается пылесос от чайника, они, конечно, могут объяснить, а в основном покупателям приходится рассчитывать на интуицию. Что скажете?

Юлия: Подготовка хорошего специалиста требует времени и желания от самого продавца чему- то научиться. Думаю, элементарные навыки общения с покупателями нам удалось развить, к декабрю этого года, надеемся поднять общий уровень квалификации своих продавцов до среднего. В данный момент уровень квалификации персонала регулярно тестируется. Например, 2 года назад, когда мы только открывали 1 магазин в г.Советский, то нам приходилось заставлять здороваться продавцов с покупателями. А сейчас один из лучших директоров компании Ирина Иванова – является коренным жителем г.Советского

Корр.: То есть все не так тревожно и проблемы с подготовкой кадров вы решите?

Юлия: Надеюсь, хотя и без сюрпризов не обходится. В Югорске три месяца назад мы взяли на работу, на первый взгляд, двух квалифицированных специалистов в области оргтехники. Начали работать, вроде бы все хорошо, но в то же самое время мы обратили внимание, что вдруг упали объемы продажи компьютеров и цифровой техники. Спустя некоторое время выяснилось, что ребята от имени магазина продают из подполы компьютеры, ноутбуки, цифровую технику. Покупатель приходит к нам в магазин, его консультируют эти два брата- продавца, дают свои визитки, предлагают свой товар с оплатой через банк. В результате, мы понесли моральные потери, а наши покупатели финансовый вред, поскольку их ввели в заблуждение, предложив несертифицированный товар без гарантии, который вероятно сломается. Поясню: производители компьютерной техники предлагают ее только крупным компаниям. При этом переговоры о поставках с серьезными компаниями ведутся два месяца. В ходе переговоров менеджеры и продавцы тестируются поставщиками на знание техники для того, чтобы получить право на реализацию продукции. Это очень сложный механизм, гарантирующий в конечном итоге качество продукции, которую мы предлагаем своим покупателям. Эти же ребята никому ничего гарантировать не могут.

Корр.: Чем все дело то закончилось?

Юлия: Ребятам пришлось уволиться из магазина, при этом, не зная меня в лицо, они умудрились и мне предложить свою технику. Я думаю, история не закончилась, история только началась. Я предполагаю, что их покупатели через какое-то время придут к нам в магазин и будут по Закону «О защите прав потребителей» с нас чего-то требовать. Признаюсь, мне стыдно перед людьми. Я бы на их месте вернула товар и попросила бы свои деньги обратно с этих продавцов.

Корр.: Вы подключали компетентные органы?

Юлия: Да, мы уже подключили компетентные органы, ребятам светит статья за незаконное предпринимательство

Корр.: Напрашивается вывод, что наша территория в сравнении с «большой землей» отличается только своеобразностью людей - кадров?

Юлия: Ну я бы так не сказала…Подобрать хороший коллектив достаточно тяжело но нам это удается несмотря на некоторые эксцессы.

Корр.: Ну что же, думаю, наши читатели теперь знают немного больше из жизни гигантов торговли. Спасибо за разговор.

Юлия: Тоже на это надеюсь.

                                                                                   Материал подготовил В. Тихомиров


Нет комментариев. Ваш будет первым!