КАК НАЙТИ РАБОТУ?
Для большинства людей экономический кризис страшен, прежде всего, перспективой безработицы. Многие из нас боятся даже подумать об этом, а не то, чтобы попытаться составить трезвый план действий на случай потери стабильного дохода. О том, как преодолеть ситуацию вынужденной безработицы, рассказывает психолог-профконсультант Советского центра занятости населения Марина Понкратовой.
Корр.: Марина, давайте начнем, к сожалению, с наиболее актуального сейчас для многих вопроса: как не впасть в отчаянье, если тебя сократили, а у тебя семья и кредит в банке?
М. П.: Сокращенные работники к нам в центр стали обращаться не так давно, поэтому, в принципе, думаю, что люди еще не осознали всей трагичности ситуации. Немаловажно и то, что у сокращенных работников до полугода сохраняется зарплата при условии, что они в течение месяца встали на учет в центр занятости и не были трудоустроены, поэтому большой паники среди населения нет. Не давно я ездила по поселениям района с занятиями на тему: «Как заинтересовать работодателя при трудоустройстве», и убедилась, что народ спокоен.
Корр.: Это пока он спокоен, а пройдет полгода-год?
М. П.: Если рассматривать ситуацию с точки зрения психологических аспектов, я говорю на своих занятиях, что кризис – явление временное, мы уже не в первый раз такое переживаем, было и похуже. Вообще кризис – это всегда обновление, это всегда некий новый шанс, возможность пересмотреть свое отношение к жизни и поискать в себе скрытые резервы. Из любой ситуации, которую мы не можем изменить, нужно извлекать пользу. Да, безработица - это проблема, значит, нужно подумать над тем, каким образом можно повысить свою конкурентоспособность на рынке труда: поменять квалификацию, обратить внимание на свои таланты, предрасположенности, развить их или заинтересоваться новой для себя областью знаний, например, наконец-то, выучить компьютерную грамоту или получить профессиональное водительское удостоверение. Паника в такой ситуации совершенно бесполезна.
Корр.: Страх очень часто бесконтрольная эмоция…
М. П.: Да, поэтому для того, чтобы успокоить людей, вселить в них большую уверенность, Правительство РФ изменило порядок начисления пособия по безработице.
Корр.: Можно на это пособие прожить, каков его размер?
М. П.: По постановлению Правительства РФ от 08.12.08 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 1275 рублей, максимальная – 7350 рублей.
Корр.: Насколько сейчас сильна мотивация безработных, ведь есть и такое, что на биржу труда обращаются и откровенные тунеядцы, которые, приобретая статус безработного, могут тем самым оправдать свое нежелание работать?
М. П.: Да, есть люди, которые, в принципе, не хотят работать, но это отдельная категория граждан, по большому счету к нам приходят те, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Одни хотят трудоустроиться, но не имеют должной квалификации, опыта, уверенности в себе, и мы помогаем им. Приходят и люди с образованием, послужным списком и мотивацией, для таких безработица - временная трудность. Есть и те, кто имеют все видимые предпосылки для успеха, но ничего не хотят и тут уже трудно что-либо сделать для них. Для того чтобы трудоустроиться, особенно в такое время, мотивация имеет огромное значение, мотивация - это все для успеха в поиске работы.
Корр.: Как настроены люди, которые долгое время работали на одном месте, а потом в одночасье потеряли его?
М. П.: Таким людям тяжело перестроиться, они очень часто не могут понять, что только они сами могут помочь себе в поиске работы. Сказывается советский менталитет, поскольку в основном в таком положении оказываются люди предпенсионного, пенсионного возраста. Люди обижены - всю жизнь отработали на одном месте и под конец остались не удел.
Корр.: У кого больше шансов не потерять работу или снова трудоустроиться в условиях кризиса?
М. П.: У тех, кто верит в себя.
Корр.: Почему крупные чиновники или бывшие начальники никогда не сидят без работы? Причиной тому связи, блат или все-таки качество мышления?
М. П.: Связи всегда остаются связями, но у нас даже и не начальники устраиваются на хорошую работу, поэтому, я думаю, первостепенное значение имеет специфика мышления. Главное – это знать, чего вы хотите и быть уверенными в том, что это возможно.
Корр.: Вообще есть ли формула успешного трудоустройства, которая бы действовала даже в условиях кризиса?
М. П.: Да, первую ее составляющую я только что назвала - это знать, кем вы хотите работать. Многие безработные, к сожалению, не выполняют даже этого условия. Второе условие - это необходимое для заданной профессии образование или хотя бы готовность его получить, третье условие заключается в необходимости построить схему достижения желаемого. Пользуясь случаем, хотелось бы отметить, что сейчас ввиду большого числа сокращений рабочих мест действует программа по стабилизации ситуации на рынке труда на территории ХМАО - Югры «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан». Безработным предоставляется субсидия на безвозмездной основе для организации собственного дела. Так, 15300 рублей получит безработный с минимальным размером пособия по безработице и 88200 рублей с максимальным размером пособия.
Примерно месяц назад у нас был семинар с участием специалиста из Нягани, на котором рассказывалось о том, как составить бизнес-план, как преодолеть трудности на первом этапе организации собственного дела.
Корр.: Много желающих было послушать?
М. П.: 15 безработных приняло участие в семинаре, который состоялся в марте, 12 человек – в апреле, такой же семинар планируется провести в мае.
Корр.: А семинары эти не из области мотивационных психотренингов на подобие тех, что любят устраивать адепты сетевого маркетинга?
М. П.: Нет, это вполне практические семинары. Надо отметить, что подобные семинары проводятся не первый год, но на этот раз мы пригласили к участию людей с готовыми идеями, которые уже почти написали свой бизнес-план.
Корр.: Безработный начинающий свой бизнес - это что-то из области американской мечты, нечто чуждое нашей действительности, Вы не находите?
М. П.: Нет. В большинстве случаев для того, чтобы начать бизнес, нужен первоначальный капитал, но это не всегда обязательное условие. Я сама была на подобном семинаре и воочию убедилась в том, что деньги можно делать из воздуха. К тому же, как я уже говорила, сейчас существует государственная программа, по условию которой человек, получающий максимальное пособие по безработице 7350 рублей и желающий открыть свое дело, может получить 88200 рублей безвозмездно.
Корр.: Вы забыли добавить еще одно условие: если у него хватит моральной выдержки на то, чтобы преодолеть бюрократические препоны на пути к этому подарку от государства.
М. П.: Люди дела как раз и отличаются моральной выдержкой и целеустремленностью от прочих людей.
Корр.: А кто семинар проводил, предприниматель какой-то?
М. П.: Нет, представитель бизнес-школы из Нягани.
Корр.: Значит теоретик от бизнеса. Как Вы думаете, психология успеха – маркетинговый трюк или в этом что-то есть?
М. П.: Думаю, это точно не трюк, психология успеха действительно работает. Далеко не каждый человек с рождения умеет себя правильно подать работодателю или деловому партнеру, но оказывается этому можно научиться, другое дело, что учиться придется долго и тяжело, но научиться можно.
Корр.: Можно развить в себе харизму или это врожденное качество?
М. П.: Харизма либо есть, либо нет. Бывает человек не красив по всем параметрам, но он привлекателен, как, например, Н. Караченцев. Вообще, развивать личную привлекательность можно и нужно.
Корр.: Как?
М. П.: Для начала необходимо объективно себя оценивать, то есть в равной степени выделять свои положительные и отрицательные качества. Второй шаг - это понимание того, что недостатки - это продолжение достоинств, а достоинства - обратная сторона недостатков. Осознание того, что оценка личности человека, в общем-то, носит условный характер, помогает более спокойно, более терпимо относится к себе. Пример из моей практики: многие называют своим недостатком упрямство, не понимая, что упрямство сродни целеустремленности, настойчивости. Игру в «плохой-хороший» можно продолжать бесконечно. Попробуйте!
Корр.: После работы попробую. Что в Вашем понимании успех?
М. П.: Успех – это труд.
Корр.: Значит, железнодорожник с кувалдой тоже может считать себя успешным, он же трудится?
Корр.: Да, если именно к этому труду он стремился всю свою жизнь. Далеко не каждый ведь хочет быть начальником или сидеть в душном офисе
Корр.: Быть офисным планктоном тоже надо уметь. А что Вы посоветуете делать тем родителям, чьих детей тянет к заведомо безденежным занятиям, таким как поэзия, писательство, рисование?
М. П.: Так ли уж безденежны такие занятия как поэзия, писательство? Давайте порассуждаем: то же самое рисование - это ведь «палка о двух концах». Умея рисовать, испытывая к тому потребность, не обязательно становиться великим художником или впадать в другую крайность - ограничивать свой бесспорный талант рисованием афиш для ДК или кинотеатров, можно освоить всегда востребованную специальность учителя рисования, подучиться немного и стать дизайнером или рекламщиком. Все эти специальности связаны с художественным складом мышления и оцениваются дорого. Не нужно сидеть на месте и идеализировать себя и свой особый талант, гораздо лучше найти ему практическое применение. Это должны понимать родители ребенка и не пытаться переступать через его интересы, еще они должны понимать, что в наше время дети, стремящиеся к высоким знаниям - редкость, большинство детей уже меркантильны, к сожалению.
Корр.: Поговорим о тех, кто самостоятельно ищет работу. Большинство делают это по телефону. Как правильно разговаривать по телефону с работодателем?
М. П.: Никогда не нужно спрашивать о зарплате и условиях труда, телефон нужен для того, чтобы договориться о встрече. Если вы действительно намерены найти работу, встреча необходима, поскольку только личный контакт с работодателем позволит вам оценить обстановку и даст возможность произвести благоприятное впечатление на потенциального руководителя. К тому же, если вы встретитесь с работодателем, вероятность того, что он вас запомнит выше, это важно, поскольку если сейчас вакансии нет, она может появиться позже.
Второе правило телефонного разговора: нельзя строить незаконченные предложения, например: «По поводу работы», правильнее сказать: «Я звоню по поводу такой-то вакансии, мне нужно с вами встретиться, поговорить и предложить резюме на случай трудоустройства сейчас или в будущем». Последнее слово в разговоре должно быть за вами, чтобы работодатель мог только встречу назначить.
Третье правило телефонного разговора: нужно всегда представляться по имени-отчеству, это сразу же поднимает ваш статус с уровня любопытствующего обывателя на уровень делового человека, очень хорошо, если при этом вы будете знать имя-отчество своего будущего начальника. Обращение к человеку по имени-отчеству сразу располагает его к вам.
Корр.: Как грамотно составить резюме?
М. П.: Пишем фамилию, имя, отчество. Если вы считаете, что хорошо смотритесь на фото, приклейте фото, будет плюс вам, опять-таки есть шанс, что вас запомнят. Обязательно нужно указать контактные телефоны, возраст и цель поиска работы, например, экономист, бухгалтер, ни в коем случае нельзя указывать разный по квалификации труд - юрист, уборщица и т. д. Если вы хотите найти ту или другую работу, необходимо составить два разных резюме. Резюме должно быть правдивым, в то же самое время оно позволяет скрыть от работодателя некоторую правду, представив информацию в выгодном для вас свете.
Корр.: Какую правду можно скрыть от работодателя при помощи резюме?
М. П.: Например, возраст детей, проблемы на предыдущем месте работы…
Корр.: Насколько практика составления резюме у нас используется?
М. П.: Несколько лет назад резюме считали западной ерундой, своего рода данью моде, теперь же совершенно иное отношение как у работодателей, так и у работников.
Корр.: Какие ошибки чаще всего совершают люди, например, во время собеседования?
М. П.: Элементарные, очень часто не знают нужно или не нужно раздеваться, заходя в кабинет к работодателю, многие не раздеваются…
Корр.: А надо?
М. П.: Вы представьте себе, к Вам в кабинет заходит человек в верхней одежде и говорит, что хочет у Вас работать. Если он не разденется, то произведет впечатление человека, который мимо проходил и заскочил поинтересоваться. Так ведь? Напротив, снимая пальто, человек показывает тем самым, что расположен к длительному, обстоятельному разговору.
Корр.: Пожалуй, верно. Многие стучат в дверь и сразу заходят, это правильно?
М. П.: Вообще-то по этикету положено заходить сразу, потому что кабинет - не квартира, а рабочее пространство, но проблема в том, что многие люди ведут себя на работе как дома, женщины могут, например, переодеваться, мужчины деньги пересчитывать, поэтому стоит постучать, выждать паузу и заходить. Ошибка не в этом, а в том, что многие просовывают голову в дверной проем, вопрошая: «Можно?». Ошибка грубейшая, поскольку тем самым человек показывает свою неуверенность, о каком благоприятном впечатлении на работодателя после этого может идти речь? Неуверенные люди в наше время не нужны.
Есть еще одна ошибочная установка: многие думают, что если не разрешили сесть, то садиться нельзя, это неверно. Если есть стул, то нужно им воспользоваться, предварительно уведомив: «Я присяду», тогда беседа пойдет на равных, потому что собеседники будут располагаться на одном уровне по отношению друг к другу.
Корр.: Напоследок, совет тем, кто чувствует, что в ближайшее время останется без работы.
М. П.: Самое главное - не переживать, не создавать панику внутри себя. О предстоящем сокращении работодатель обязан известить центр занятости и своих работников за два месяца. Таким образом, у вас есть резервный промежуток времени для дальнейших действий. После сокращения в течение месяца встаньте на учет в центр занятости населения.
Корр.: Спасибо за информацию, будем надеяться, что кому-то она поможет.
М. П.: Будем надеяться.
В. Тихомиров