КАК НАЙТИ РАБОТУ? — Портал "2 ГОРОДА"

USD 92.71
EUR 103.47

КАК НАЙТИ РАБОТУ?

КАК НАЙТИ РАБОТУ?

Для большинства людей экономический кризис страшен, прежде всего, перспективой безработицы. Многие из нас боятся даже подумать об этом, а не то, чтобы попытаться составить трезвый план действий на случай потери стабильного дохода. О том, как преодолеть ситуацию вынужденной безработицы, рассказывает  психолог-профконсультант Советского центра занятости населения Марина Понкратовой.

Корр.: Марина, давайте начнем, к сожалению, с наиболее актуального сейчас для многих вопроса: как не впасть в отчаянье, если тебя сократили, а у тебя семья и кредит в банке?

М. П.: Сокращенные работники к нам в центр стали обращаться не так давно, поэтому, в принципе, думаю, что люди еще не осознали всей трагичности ситуации. Немаловажно и то, что у сокращенных работников до полугода сохраняется зарплата при условии, что они в течение месяца встали на учет в центр занятости и не были трудоустроены, поэтому большой паники среди населения нет. Не давно я ездила по поселениям района с занятиями на тему: «Как заинтересовать работодателя при трудоустройстве», и убедилась, что народ спокоен.

Корр.: Это пока он спокоен, а пройдет полгода-год?

М. П.: Если рассматривать ситуацию с точки зрения психологических аспектов, я говорю на своих занятиях, что кризис – явление временное, мы уже не в первый раз такое переживаем, было и похуже. Вообще кризис – это всегда обновление, это всегда некий новый шанс, возможность пересмотреть свое отношение к жизни и поискать в себе скрытые резервы. Из любой ситуации, которую мы не можем изменить, нужно извлекать пользу. Да, безработица - это проблема, значит, нужно подумать над тем, каким образом можно повысить свою конкурентоспособность на рынке труда: поменять квалификацию, обратить внимание на свои таланты, предрасположенности, развить их или заинтересоваться новой для себя областью знаний, например, наконец-то, выучить компьютерную грамоту или получить профессиональное водительское удостоверение. Паника в такой ситуации совершенно бесполезна.

Корр.: Страх очень часто бесконтрольная эмоция…

М. П.: Да, поэтому для того, чтобы успокоить людей, вселить в них большую уверенность, Правительство РФ изменило порядок начисления пособия по безработице.

Корр.: Можно на это пособие прожить, каков его размер?

М. П.: По постановлению Правительства РФ от 08.12.08 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 1275 рублей, максимальная – 7350 рублей.

Корр.: Насколько сейчас сильна мотивация безработных, ведь есть и такое, что на биржу труда обращаются и откровенные тунеядцы, которые, приобретая статус безработного, могут тем самым оправдать свое нежелание работать?

М. П.: Да, есть люди, которые, в принципе, не хотят работать, но это отдельная категория граждан, по большому счету к нам приходят те, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Одни хотят трудоустроиться, но не имеют должной квалификации, опыта, уверенности в себе, и мы помогаем им. Приходят и люди с образованием, послужным списком и мотивацией, для таких безработица - временная трудность. Есть и те, кто имеют все видимые предпосылки для успеха, но ничего не хотят и тут уже трудно что-либо сделать для них. Для того чтобы трудоустроиться, особенно в такое время, мотивация имеет огромное значение, мотивация - это все для успеха в поиске работы.

Корр.: Как настроены люди, которые долгое время работали на одном месте, а потом в одночасье потеряли его?

М. П.: Таким людям тяжело перестроиться, они очень часто не могут понять, что только они сами могут помочь себе в поиске работы. Сказывается советский менталитет, поскольку в основном в таком положении оказываются люди предпенсионного, пенсионного возраста. Люди обижены - всю жизнь отработали на одном месте и под конец остались не удел.

Корр.: У кого больше шансов не потерять работу или снова трудоустроиться в условиях кризиса?

М. П.: У тех, кто верит в себя.

Корр.: Почему крупные чиновники или бывшие начальники никогда не сидят без работы? Причиной тому связи, блат или все-таки качество мышления?

М. П.: Связи всегда остаются связями, но у нас даже и не начальники устраиваются на хорошую работу, поэтому, я думаю, первостепенное значение имеет специфика мышления. Главное – это знать, чего вы хотите и быть уверенными в том, что это возможно.

Корр.: Вообще есть ли формула успешного трудоустройства, которая бы действовала даже в условиях кризиса?

М. П.: Да, первую ее составляющую я только что назвала - это знать, кем вы хотите работать. Многие безработные, к сожалению, не выполняют даже этого условия. Второе условие - это необходимое для заданной профессии образование или хотя бы готовность его получить, третье условие заключается в необходимости построить схему достижения желаемого. Пользуясь случаем, хотелось бы отметить, что сейчас ввиду большого числа сокращений рабочих мест действует программа по стабилизации ситуации на рынке труда на территории ХМАО - Югры «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан». Безработным предоставляется субсидия на безвозмездной основе для организации собственного дела. Так, 15300 рублей получит безработный с минимальным размером пособия по безработице и 88200 рублей с максимальным размером пособия.

Примерно месяц назад у нас был семинар с участием специалиста из Нягани, на котором рассказывалось о том, как составить бизнес-план, как преодолеть трудности на первом этапе организации собственного дела.

Корр.: Много желающих было послушать?

М. П.: 15 безработных приняло участие в семинаре, который состоялся в марте, 12 человек – в апреле, такой же семинар планируется провести в мае.

Корр.: А семинары эти не из области мотивационных психотренингов на подобие тех, что любят устраивать адепты сетевого маркетинга?

М. П.: Нет, это вполне практические семинары. Надо отметить, что подобные семинары проводятся не первый год, но на этот раз мы пригласили к участию людей с готовыми идеями, которые уже почти написали свой бизнес-план.

Корр.: Безработный начинающий свой бизнес - это что-то из области американской мечты, нечто чуждое нашей действительности, Вы не находите?

М. П.: Нет. В большинстве случаев для того, чтобы начать бизнес, нужен первоначальный капитал, но это не всегда обязательное условие. Я сама была на подобном семинаре и воочию убедилась в том, что деньги можно делать из воздуха. К тому же, как я уже говорила, сейчас существует государственная программа, по условию которой человек, получающий максимальное пособие по безработице 7350 рублей и желающий открыть свое дело, может получить 88200 рублей безвозмездно.

Корр.: Вы забыли добавить еще одно условие: если у него хватит моральной выдержки на то, чтобы преодолеть бюрократические препоны на пути к этому подарку от государства.

М. П.: Люди дела как раз и отличаются моральной выдержкой и целеустремленностью от прочих людей.

Корр.: А кто семинар проводил, предприниматель какой-то?

М. П.: Нет, представитель бизнес-школы из Нягани.

Корр.: Значит теоретик от бизнеса. Как Вы думаете, психология успехамаркетинговый трюк или в этом что-то есть?

М. П.: Думаю, это точно не трюк, психология успеха действительно работает. Далеко не каждый человек с рождения умеет себя правильно подать работодателю или деловому партнеру, но оказывается этому можно научиться, другое дело, что учиться придется долго и тяжело, но научиться можно.

Корр.: Можно развить в себе харизму или это врожденное качество?

М. П.: Харизма либо есть, либо нет. Бывает человек не красив по всем параметрам, но он привлекателен, как, например, Н. Караченцев. Вообще, развивать личную привлекательность можно и нужно.

Корр.: Как?

М. П.: Для начала необходимо объективно себя оценивать, то есть в равной степени выделять свои положительные и отрицательные качества. Второй шаг - это понимание того, что недостатки - это продолжение достоинств, а достоинства - обратная сторона недостатков. Осознание того, что оценка личности человека, в общем-то, носит условный характер, помогает более спокойно, более терпимо относится к себе. Пример из моей практики: многие называют своим недостатком упрямство, не понимая, что упрямство сродни целеустремленности, настойчивости. Игру в «плохой-хороший» можно продолжать бесконечно. Попробуйте!

Корр.: После работы попробую. Что в Вашем понимании успех?

М. П.: Успех – это труд.

Корр.: Значит, железнодорожник с кувалдой тоже может считать себя успешным, он же трудится?

Корр.: Да, если именно к этому труду он стремился всю свою жизнь. Далеко не каждый ведь хочет быть начальником или сидеть в душном офисе

Корр.: Быть офисным планктоном тоже надо уметь. А что Вы посоветуете делать тем родителям, чьих детей тянет к заведомо безденежным занятиям, таким как поэзия, писательство, рисование?

М. П.: Так ли уж безденежны такие занятия как поэзия, писательство? Давайте порассуждаем: то же самое рисование - это ведь «палка о двух концах». Умея рисовать, испытывая к тому потребность, не обязательно становиться великим художником или впадать в другую крайность - ограничивать свой бесспорный талант рисованием афиш для ДК или кинотеатров, можно освоить всегда востребованную специальность учителя рисования, подучиться немного и стать дизайнером или рекламщиком. Все эти специальности связаны с художественным складом мышления и оцениваются дорого. Не нужно сидеть на месте и идеализировать себя и свой особый талант, гораздо лучше найти ему практическое применение.  Это должны понимать родители ребенка и не пытаться переступать через его интересы, еще они должны понимать, что в наше время дети, стремящиеся к высоким знаниям - редкость, большинство детей уже меркантильны, к сожалению.

Корр.: Поговорим о тех, кто самостоятельно ищет работу. Большинство делают это по телефону. Как правильно разговаривать по телефону с работодателем?

М. П.: Никогда не нужно спрашивать о зарплате и условиях труда, телефон нужен для того, чтобы договориться о встрече. Если вы действительно намерены найти работу, встреча необходима, поскольку только личный контакт с работодателем позволит вам оценить обстановку и даст возможность произвести благоприятное впечатление на потенциального руководителя. К тому же, если вы встретитесь с работодателем, вероятность того, что он вас запомнит выше, это важно, поскольку если сейчас вакансии нет, она может появиться позже.

Второе правило телефонного разговора: нельзя строить незаконченные предложения, например: «По поводу работы», правильнее сказать: «Я звоню по поводу такой-то вакансии, мне нужно с вами встретиться, поговорить и предложить резюме на случай трудоустройства сейчас или в будущем». Последнее слово в разговоре должно быть за вами, чтобы работодатель мог только встречу назначить.

Третье правило телефонного разговора: нужно всегда представляться по имени-отчеству, это сразу же поднимает ваш статус  с уровня любопытствующего обывателя на уровень делового человека, очень хорошо, если при этом вы будете знать имя-отчество своего будущего начальника. Обращение к человеку по имени-отчеству сразу располагает его к вам.

Корр.: Как грамотно составить резюме?

М. П.: Пишем фамилию, имя, отчество. Если вы считаете, что хорошо смотритесь на фото, приклейте фото, будет плюс вам, опять-таки есть шанс, что вас запомнят. Обязательно нужно указать контактные телефоны, возраст и цель поиска работы, например, экономист, бухгалтер, ни в коем случае нельзя указывать разный по квалификации труд - юрист, уборщица и т. д. Если вы хотите найти ту или другую работу, необходимо составить два разных резюме. Резюме должно быть правдивым, в то же самое время оно позволяет скрыть от работодателя некоторую правду, представив информацию в выгодном для вас свете.

Корр.: Какую правду можно скрыть от работодателя при помощи резюме?

М. П.: Например, возраст детей, проблемы на предыдущем месте работы…

Корр.: Насколько практика составления резюме у нас используется?

М. П.: Несколько лет назад резюме считали западной ерундой, своего рода данью моде, теперь же совершенно иное отношение как у работодателей, так и у работников.

Корр.: Какие ошибки чаще всего совершают люди, например, во время собеседования?

М. П.: Элементарные, очень часто не знают нужно или не нужно раздеваться, заходя в кабинет к работодателю, многие не раздеваются…

Корр.: А надо?

М. П.: Вы представьте себе, к Вам в кабинет заходит человек в верхней одежде и говорит, что хочет у Вас работать. Если он не разденется, то произведет впечатление человека, который мимо проходил и заскочил поинтересоваться. Так ведь? Напротив, снимая пальто, человек показывает тем самым, что расположен к длительному, обстоятельному разговору.

Корр.: Пожалуй, верно. Многие стучат в дверь и сразу заходят, это правильно?

М. П.: Вообще-то по этикету положено заходить сразу, потому что кабинет - не квартира, а рабочее пространство, но проблема в том, что многие люди ведут себя на работе как дома, женщины могут, например, переодеваться, мужчины деньги пересчитывать, поэтому стоит постучать, выждать паузу и заходить. Ошибка не в этом, а в том, что многие просовывают голову в дверной проем, вопрошая: «Можно?». Ошибка грубейшая, поскольку тем самым человек показывает свою неуверенность, о каком благоприятном впечатлении на работодателя после этого может идти речь? Неуверенные люди в наше время не нужны.

Есть еще одна ошибочная установка: многие думают, что если не разрешили сесть, то садиться нельзя, это неверно. Если есть стул, то нужно им воспользоваться, предварительно уведомив: «Я присяду», тогда беседа пойдет на равных, потому что собеседники будут располагаться на одном уровне по отношению друг к другу.

Корр.: Напоследок, совет тем, кто чувствует, что в ближайшее время останется без работы.

М. П.: Самое главное - не переживать, не создавать панику внутри себя. О предстоящем сокращении работодатель обязан известить центр занятости и своих работников за два месяца. Таким образом, у вас есть резервный промежуток времени для дальнейших действий. После сокращения в течение месяца встаньте на учет в центр занятости населения.

Корр.: Спасибо за информацию, будем надеяться, что кому-то она поможет.

М. П.: Будем надеяться.

В. Тихомиров


Нет комментариев. Ваш будет первым!