ПРО УЧИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКОВ И «БАТЬКУ» ЛУКАШЕНКО
Приятная компания, интересный разговор — так мы определили содержание рубрики «Вечерний кофе». Сегодня наш собеседник — Петр Константинович Багаев, заслуженный учитель России, директор МОУ ДЮСШ г. Советский.
ДОСЬЕ
Дата рождения: 9 мая 1945 года.
Место рождения: п. Дегтярка Красноуфимского района Свердловской области.
Семейное положение: женат, трое детей и три внука.
Образование: высшее, окончил Свердловский Государственный педагогический институт, факультет географии.
Увлечения: спорт, музыка.
Любимая музыка: бардовская, классическая.
Любимый писатель, книга: Ф.М. Достоевский, исторические романы, на отдыхе любит почитать детективы.
Любимый фильм об учителях: «Доживём до понедельника».
Любимый город: Минск.
ПРО РЕФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ
Корр.: Последнее время в нашем обществе много говорят о реформе образования и в основном, критикуют. Вы считаете, что критика обоснована?
П.К.: Абсолютно обоснована. Конечно, систему образования критиковали во все времена, но в советское время в образовании было гораздо больше хорошего. Таким коренным образом ломать всю систему ни в коем случае было нельзя. Изменения, конечно, требовались, но их надо было проводить постепенно. Сейчас по уровню образования мы даже не входим в сотню ведущих стран. А ведь были одними из лучших в мире… Пока наше образование держится только на здоровом консерватизме педагогов.
Корр.: Зачем же вообще нашей системе образования, как утверждают, не самой плохой в мире и считавшейся в нашей стране до сих пор одной из самых устойчивых, потребовались какие-то коренные перемены? Какова же основная цель реформы образования?
П.К.: Цели реформы, прописанные бывшим Министром образования Владимиром Михайловичем Филипповым в концепции модернизации образования, просто прекрасные, но нет никаких механизмов их реализации: ни достаточных финансовых ресурсов, ни подготовленного кадрового состава. Даже основная цель – государственная гарантия доступности и равной возможности получения образования — не всегда выполняется. Давайте честно! О каком доступном образовании может идти речь? В детский сад попасть невозможно, в 10-11 класс берут только тех, кто учится на 4 и 5, хотя в законе чётко прописано: в 10 класс может пойти любой ребёнок! А сейчас родителям просто говорят: мы поставим вашему сыну 3, если только вы не отправите его в 10 класс. До модернизации, как правило, брали всех. А сейчас директора знают, что троечник, например, просто завалит единый экзамен, а «сверху» от школ требуют процент успеваемости. И куда деться таким детям? В техникумы берут далеко не всех, вечерняя школа переполнена. Вот вам подворотня, наркомания, преступность…
Корр.: Не считаете ли Вы, что процессы, происходящие сегодня в школьном образовании, это вовсе не реформы, а разрушение? Может быть образованию сегодня нужно просто несколько лет стабильности – продуманных учебных программ, планов и учебников, стабильного финансирования и достойного вознаграждения за труд учителя… И никаких радикальных реформ?
П.К.: Ни одна реформа в нашей стране не была во благо народу. Все реформы проводят с одной целью — перевести страну на уровень рыночных отношений. Но так резко ничего не может измениться, не можем мы за одно десятилетие перейти из коммунизма в капитализм, для такого перехода нужны века… А реформа образования, на мой взгляд, самая непродуманная из всех, проходящих в нашей стране. В ней вообще всё поставлено с ног на голову. Закон об образовании, разработанный в 1992 году, был одним из самых демократичных в мире. Он действительно давал определённые права образовательным учреждениям, участникам образовательного процесса (ученикам, родителям, педагогическим коллективам). Новый же закон полностью направлен на то, чтобы образование в нашей стране в основном сделать платным. Какой-то минимум (вы представляете, что у нас значит «минимум») оплачивает государство, остальное — родители. А за счёт чего? У нас основная часть населения — очень бедные люди.
Корр.: Одной из основных причин невозможности эффективного проведения реформы образования Вы назвали вопрос кадров. Отток профессионалов из сферы образования продолжается до сих пор?
П.К.: Продолжается. Был небольшой возврат педагогов, когда люди стали надеяться на реформы, на декларацию Государства о приоритете образования. На деле же получилось всё наоборот: как финансировалось образование по остаточному принципу, так и финансируется, повышение зарплаты не успевает за инфляцией.
Даже моральных стимулов для работы педагогов в районе не осталось. Уже 3-ий год ни один работник системы образования не награждён ни знаком «Почётный работник общего образования», ни грамотой Министерства образования, я уже не говорю о присвоении звания «Заслуженный учитель РФ».
Почему этого не делается? Я знаю по личному опыту, сколько замечательных педагогов ушли и продолжают уходить со школ. И ушли бы большинство, если бы нашли работу с достойной зарплатой в другой отрасли, где их будут больше ценить и уважать. К сожалению, многие талантливые учителя, особенно информатики, физкультуры, иностранных языков и литературы, работают вне школы. Напрашивается вывод — нет достойных кадров, нет и желаемой результативности.
Корр.: А как «выживают» те, кто ещё не покинул школу?
П.К.: Некоторые учителя подрабатывают на стороне. У нас это ещё, к счастью, не практикуется, но вот в других регионах учителя просто за всё берут деньги и даже этого не скрывают. Хочешь хорошо сдать экзамен, получить медаль — плати.
У меня племянница окончила школу в Краснодарском крае. Там за серебряную медаль можно рассчитаться, к примеру, хорошим холодильником.
И не зря в некоторых школах по 30 % и более выпускников получают медали. Жизнь заставляет учителей заниматься поборами, — вот Вам и престиж, и статус учителя…
Корр.: Как вы относитесь к проблеме качества образования в местных филиалах вузов? Согласны ли вы с утверждением, что получение высшего образования в местных филиалах — это покупка диплома в рассрочку?
П.К.: Когда у нас организовывались филиалы вузов, действительно, у многих из них не было даже лицензии, не было права на ведение образовательной деятельности… Но они «работали», вернее «выкачивали деньги». И до сих пор, многие местные филиалы работают без достаточной материально-технической базы, без должного профессорско-преподавательского состава. Извините, но какого они подготовят инженера, если их студенты даже настоящей лаборатории в глаза не видели! И поборы действительно есть: хочешь хорошо сдать экзамен — плати, не надо ходить на лекции, семинары, напрягаться, читать… В Югорске сделали по-другому, не стали открывать десяток филиалов, как у нас, открыли один, но достойный. Он и оснащён соответственно, и педагоги в нём преподают из головного вуза… Сейчас вообще всё сделано для того, чтобы в вуз могли попасть только те, у кого есть деньги, и сегодня так и происходит: диплом о высшем образовании есть у каждого второго, а в голове у многих пусто. Поэтому, престиж высшего образования в последнее время очень сильно упал.
Корр.: Но для этого, казалось бы, и создан единый государственный экзамен, чтобы все были в равных условиях, и каждый школьник, независимо от финансовых возможностей, мог поступить в вуз…
П.К.: ЕГЭ — это вообще главное разрушение всей системы образования! Ну не может экзамен быть «единым». Получается просто парадокс: если все школьники сдают ЕГЭ, значит, мы всех готовим в вуз? Но ведь есть те, кто в институт поступать не собираются, зачем им сдавать ЕГЭ? Дайте возможность таким детям просто закончить школу! Пусть для них останется старая форма школьного экзамена — билеты. Новый министр образования Андрей Фурсенко вроде бы это понимает, говоря сейчас о вариативности выпускных экзаменов.
Корр.: О недостатках формы теста для ЕГЭ много писали и говорили. На ваш взгляд, действительно ли форма теста с выбором ответа не подходит для единого экзамена?
П.К.: Тестирование хорошо только тогда, когда мы научимся составлять тесты. А пока на некоторые школьные тесты даже академики и профессора ответить не могут. На Западе такая форма проверки знаний отрабатывалась десятилетиями. Нам над этим ещё долго работать, торопиться с этим не нужно.
Корр.: Как вы относитесь к переходу на 12-летку? Нужно ли нам это?
П.К.: Я к этому отношусь и положительно, и отрицательно. Одной из основных причин увеличения срока обучения Министр образования Владимир Филиппов назвал перегруженность учебных программ. И основной целью ставилось — «разгрузка» учеников. Но нагрузка не стала меньше. Мы убрали одно, но вводим другое: экономику, информатику, второй иностранный язык, основы права… И опять приходится говорить о проблемах со здоровьем школьников. Начинать надо было совершенно с другого: с коррекции учебников, в них столько лишнего! И, во-вторых, в основу образования надо ставить воспитание! Лучше воспитанный троечник, чем отличник — хам! Воспитанный человек будет стараться получать знания, развиваться и следить за своим здоровьем. Основа любого обучения — воспитание, и это надо чётко понимать!
Корр.: А как Вы относитесь к альтернативным, развивающим программам, которые активно внедряются в школах?
П.К.: Сейчас надо уходить от стандартной формы урока. Современного ребёнка очень сложно заставить слушать, поэтому у каждого педагога должна быть своя программа, манера преподавания. И учить надо не методом назидания, а методом игры, нестандартных форм урока. Например, приходят дети на первый урок, ещё хотят спать, не настроились на работу. Какой-то учитель начнёт наводить дисциплину руганью… А ведь можно просто выключить свет и сказать: давайте поспим! Уверяю вас, никто спать не будет, дети встряхнутся и начнут работать. И таких педагогических приёмов очень много. Конечно, что касается многих новых программ, наши школы и учителя просто не готовы к их реализации — нет учебников, понимания методов работы и, зачастую, это идёт не на пользу детям.
МЕСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Корр.: Назовите основные проблемы нашего местного образования…
П.К.: Местные проблемы в образовании ничем не отличаются от общероссийских. По опубликованным в прессе данным, средняя заработная плата учителей Советского района самая низкая в Ханты-Мансийском автономном округе! В Нефтеюганске, Когалыме зарплата учителя почти в 2 раза выше. Там местные власти находят возможность доплачивать своим учителям. Механизмы стимулирования труда учителя у нас были, они не новы, просто необходимо их вернуть.
Корр.: А с чем связаны последние перестановки в Управлении образования?
П.К.: Эта кадровая лихорадка в Управлении образования на совести тех, кто её проводит. Я считаю, что личные амбиции не должны ни коим образом разрушать уже было сложившуюся систему. Профессионализм, ответственность руководителя должны стоять на первом месте, а личностное — это не главное. Чехарда с руководством Управления образования, насколько я знаю, продолжается, т.к. вновь назначенный начальник находится в «подвешенном» состоянии, впереди ещё судебные тяжбы, нет до сих пор согласования с окружным Департаментом образования и науки.
Практически один человек в районе, бывший заместитель главы по социальным вопросам, создал столько проблем, что их придётся ещё долго расхлёбывать.
Слава богу, Глава администрации района А.Н. Расковалов это понял и принял соответствующие меры, но, увы, с некоторым опозданием. Но самое главное все эти ликвидации, реорганизации негативно сказываются на работе всей структуры образования в районе.
Корр.: Тем не менее, недавно у нас в городе открылась новая школа.
П.К.: Это, конечно, замечательно. Школа очень современная, хорошо оборудованная… Но когда мы добивались, чтобы в проект строительства школы был включен плавательный бассейн как в г. Югорске, противоположное мнение начальника УКСа было одобрено вышестоящим руководством.
ПРО КУЛЬТУРУ, СПОРТ И МОЛОДЁЖНУЮ ПОЛИТИКУ
Корр.: У нас в районе постоянно говорят о развитии физической культуры и спорта. Вы сейчас являетесь директором спортивной школы… На ваш взгляд, в каком направлении следует развивать физическую культуру и спорт?
П.К.: Да, у нас идёт финансирование этого направления, строятся объекты, но физической культуры, именно культуры, у нас нет! Нет пропаганды здорового образа жизни, красоты тела, движений… Мы вообще перестали говорить о здоровье. Пишутся отчёты, но нет системы. Нет программы развития физической культуры и спорта на перспективу. И это не только местная проблема, а проблема общероссийская. Я надеюсь, что новое руководство спорткомитета в корне поменяет мероприятийную схему на систему работы, хотя к удивлению в названии этой структуры отсутствует физическая культура.
Корр.: Вы думаете, развитие физкультуры и спорта поможет повлиять на сокращение таких распространённых среди подростков «бед» как пивомания, игромания, курение, ранняя половая жизнь…
П.К.: Конечно! Я считаю, что здоровье — превыше всего! Нашей национальной идеей должна стать «здоровая нация». Поднять нашу экономику смогут только здоровые люди! Но больше заниматься надо профилактикой… Пока наши ведомства в основном работают, на мой взгляд, с последствиями, а не с причинами. Милиция у нас наказывает, суд — судит, врачи — лечат. А на первом месте должна быть профилактика.
Корр.: С вашей точки зрения, милиция у нас не занимается работой с подростками?
П.К.: Почему, занимается. Но, на мой взгляд, повторяюсь, профилактике уделяется недостаточно внимания. Нагрузка у них громадная, но она будет расти как снежный ком, если не будет скоординированной межведомственной профилактической работы, а пока создаётся впечатление, что профилактика не выгодна кое-кому. Если будет меньше преступлений, люди станут более здоровыми, то врачи и милиция останется без работы (в некоторой степени шутка).
И я бы ещё пожелал нашей родной милиции побольше оперативности и разворотливости. За последнее время стало модно «шумахерить» на легковых автомобилях на катке. Сколько вызовов дежурному не делали, ни разу вовремя работники милиции не приезжали. А если во время этих выкрутасов на льду погибнут дети, то сразу появятся время и оперативность милиции. Такой уж у нас менталитет, — пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Корр.: Значит, пока у нас нет скоординированной работы в области молодёжной политики?
П.К.: Нет. Я считаю, что главным координатором по работе с молодёжью должен быть комитет по молодёжной политике. Сам я проработал в своё время 5 лет первым секретарём горкома комсомола в г. Красноуфимске Свердловской области. Есть что сравнить. Ведь нынешние комитеты по молодёжной политике — это бывшие райкомы и горкомы комсомола. Но роль последних по работе с молодёжью была более весомой и значимой. Надо нынешним работникам комитетов изучить опыт комсомола и взять на вооружение всё полезное, что применимо в современных условиях.
А МСР — это какая-то непонятная организация, состоящая на 90 % из районного объединения старшеклассников (РОСт), которое мы ещё создали в 2000 году, но она почему-то вошла в состав МСР.
Я считаю, что основой МСР должна быть работающая молодёжь, а школы способны, что они и делали, самостоятельно развивать как детское, так и подростковое общественное движение, при условии, что в Управлении образования найдётся локомотив этого движения. Только после этого РОСт может войти в состав МСР, опять же, если таким локомотивом станет МСР.
О ПОЛИТИКЕ
Корр.: Существует версия, разделяемая многими компетентными людьми, что определённые круги на Западе, победившие в холодной войне, чтобы сделать эту победу окончательной, ставят сегодня в качестве основной стратегической задачи разрушение системы образования России. Вы согласны с этим мнением?
П.К.: Да сейчас ведь никто и не скрывает, что в России идёт разрушение государства. Политика США и Запада направлена на то, чтобы в нашей стране проживало лишь 50-60 миллионов человек, которые бы обеспечивали деятельность сырьевого придатка. И всё к этому идёт… Миллиарды долларов российских инвесторов «работают» за рубежом. Складывается мнение, что некоторые федеральные чиновники не верят в будущее нашей страны! Многим, наплевать, что будет с Россией через 100 лет, у них всё уже есть на Западе: банковские счета, дома, свой бизнес… У нас появляются откровенно богатые люди и абсолютно нищие – «рабы», а зачем «рабам» образование? Главное, чтобы лопату могли держать. А мы этому не сопротивляемся.
Корр.: Как Вы относитесь к заявлению, что главная цель реформ в образовании — изменение менталитета русского народа?
П.К.: Действительно, мы всё бездумно копируем с Запада, других стран… А ведь там всё совершенно по-другому. У них созданы такие условия для работы, до которых нам ещё очень далеко! Знаете, почему в Японии большая производительность труда? К примеру, у них перед работой все сотрудники предприятия собираются в кафе за полчаса до работы, пьют чай, слушают музыку. Такую музыку, которая повышает настроение, настраивает на рабочий лад… А у нас даже конкурс «Учитель года» начинается с музыки А. Пахмутовой, написанной к закрытию Олимпийских игр в 1980 г. в Москве со словами «До свиданья, друзья, до свиданья…». О каком сравнении может идти речь! Нам еще далеко до этого. Но, конечно, учитывая изменения, которые происходят у нас в стране, надо детей воспитывать по-другому, чтобы они в этой жизни не растерялись, смогли принять верное решение. А вообще, по моему мнению, самая большая беда в России — это партия «Единая Россия». Вот посмотрите, сколько проблем возникает сейчас с монетизацией льгот… Народ не воспринимает эту реформу, потому что еще не готов. Как нас убаюкивали, как обещали. Зачем нам Дума, зачем кормить такой штат депутатов и помощников депутатов? Пусть наше Правительство и принимает все решения!
Корр.: Но ведь Правительство руководит партией, а Правительством Президент…
П.К.: А вы считаете, что Президент — это бог и царь?
Корр.: Да нет, я просто говорю, что на Правительстве-то иерархия не заканчивается…
П.К.: Конечно, но Президент не всемогущ, не может же он во все вопросы «влезть» сам.
Корр.: Вы не лестно высказались про партию «Единая Россия», но ведь у нас сейчас практически все в этой партии…
П.К.: Нет, не все. Вы посмотрите, кто вступает в эту партию? Чиновники! Народ ее не поддерживает.
Корр.: Но, судя по итогам выборов, народ ее как раз и поддерживает...
П.К.: А вы не задумывались, почему народ Жириновского столько лет поддерживает?
Корр.: Ну это ведь незначительная поддержка.
П.К.: 15-17% по стране — это значительная поддержка. Вот смотрите, поменяется нынешний президент и сразу исчезнет партия «Единая Россия», потому что люди в нее вступают не по убеждениям, а по выгодности. Лично мне симпатизирует Хакамада, ее уверенность, манера поведения.
Корр.: Как Вы относитесь к политике нашего Президента?
П.К.: Как я уже сказал ранее, всем сегодня руководит даже не Президент, а Правительство. У нас сейчас нет оппозиции ни в стране, ни в районе. Мы постоянно хвалим одного человека и говорим, что лучше его нет… А если кто-то и пытается сказать обратное или высказать своё, отличное от других, мнение, то сразу же попадает в опалу. Критика, когда она по делу и высказана очень аккуратно, не задевая личные качества человека, — это нормальное явление. Если кто-то из народа указывает власти на промахи и просит обратить на них внимание — в этом нет ничего плохого! Если мы не будем видеть проблем, то мы и решать их не будем!
Корр.: Значит, многое зависит не от самого руководителя, а от его команды?
П.К.: Конечно! Главное, чтобы работал аппарат. Если твой подчинённый делает глупости, сразу складывается впечатление, что ты сам безобразно работаешь, не контролируешь, не спрашиваешь… Например, прихожу я как-то в администрацию города, попадаю в один из кабинетов, сидит девочка-специалист, не поднимая головы, говорит: «Вы что, слепой, не видите, что у нас сейчас не приёмное время!» Я сразу среагировал: «Ну, придёте ко мне в приёмную, неделю просидите!» Она голову поднимает: «Ой, Пётр Константинович! Извините, мы вас не узнали, проходите, проходите!» Спрашиваю: «А если бы пришёл старичок с ПМК, который не знает, когда у вас не приёмное время, вы бы его тоже выгнали?» Оправдывается: «А когда нам с бумагами работать?!» Я лично считаю, если ты идёшь на такую должность, то работай с бумагами ночью, а днём работай с людьми. Тогда будет толк!
Корр.: У Вас действительно очень интересные взгляды на многое, а единомышленники у Вас есть?
П.К.: Я единомышленник со многими, но я против единомыслия. У каждого должны быть свои мысли. Единомышленники просто должны собираться вместе, высказывать свои мысли и приходить к общему решению. В любом аппарате должны быть единомышленники.
ПРО БЕЛАРУСЬ
Корр.: Вы сказали, что ваш любимый город — Минск. Почему?
П.К.: По красоте, ухоженности… Там совершенно другая обстановка — всё благоухает, кругом цветы, в лесу так чисто, что для русского человека это даже кажется диким…Там аура спокойствия, защищённости…
Корр.: …и пахнет духом СССР…
П.К.: Пахнет! Если идёшь в магазин, то он зачастую — государственный, и большинство товаров в нём — белорусские. Даже такая мелочь, как зубная паста, шампунь, крем для обуви… Я уж не говорю о белорусских часах, телевизорах, холодильниках, мебели… Конечно, и там появляется частный бизнес, но деятельность частных предприятий очень чётко контролирует государство, и все своевременно платят налоги, кроме того, активно принимают участие в благоустройстве своего города.
Корр.: Значит, позицию Лукашенко критикуют несправедливо?
П.К.: «Западный» наезд на «батьку» Лукашенко совершенно понятен. Он действительно не даёт разворовывать страну, не торопится с демократическими преобразованиями. Считаю, всё, что там сегодня происходит — правильная политика. У белорусской молодёжи есть реальная возможность получать жильё, у пенсионеров — стабильную пенсию. Говорят, бедная страна, а строительство там идёт полным ходом! И такие отстраивают здания: школы, дворцы культуры, магазины… Всё в стекле, выложено современной плиткой, и всё согласно архитектурной концепции города. И это в бедной-то Белоруссии!
Корр.: А дисциплина в Белоруссии действительно жёсткая, и все боятся Президента?
П.К.: Да, но так и должно быть. Милицию, армию, пенсионеров лично курирует сам президент. Там взятку не возьмёшь! У Президента есть свой отряд специального назначения, и в любое время его сотрудники могут выйти с проверкой в город. Никто не хочет с этим шутить, поэтому везде порядок! Рядовой милиционер получает 600 долларов. Для них это громадные деньги, учитывая, что жизнь там намного дешевле. Он никогда взятку не возьмёт, боится лишиться своей работы! В Белоруссии никто не опасается отдавать ребёнка в армию, конечно, там нет Чечни, но и о такой дедовщине, как у нас, в России, я не слышал. Нет взяток и в образовании. Государственные экзамены принимает чуть ли не Президентская комиссия. Регулярно Лукашенко проводит селекторное совещание по Белорусскому телевидению. Все Министры отчитываются перед народом, особенно в уборочную кампанию.
Корр.: Неужели там действительно всё так хорошо?
П.К.: По крайней мере, порядка больше, чем в России. Конечно, люди живут там небогато, некоторые деревни, как и у нас, спиваются. Люди, в основном, уезжают в город. Там всё наоборот: тот, кто акционировался, не будет жульничать, а государственные предприятия платят основные налоги в казну страны.
ПРО ИНФОРМАЦИЮ
Корр.: Считается, что информации в современном обществе настолько много, что подросток, в основном, черпает её не из учебников и книг, а из телевизора, интернета, журналов… На Ваш взгляд, действительно ли школа потеряла часть своих образовательных функций?
П.К.: Да, возможно, телевизор и интернет — и есть важные источники получения детьми информации. Но читать наши дети, не читают, даже журналы, не говоря уже о художественной литературе… Это ужасно! Страшная беда сегодняшнего времени — телевидение! Ведь помимо боевиков надо и что-то другое показывать. А у нас у всех по 7-8 телевизионных каналов, и кругом насилие, разврат, убийства! Что мы хотим от наших детей?! Сегодня нашим детям кого-то избить — в порядке вещей.
Корр.: Нас часто обвиняют в том, что пишем один негатив, не видим ничего хорошего… Вот другие СМИ рисуют нашу жизнь в более ярких тонах…
П.К.: Это они делают по нужде. Но их печатаемый и показываемый материал не вызывает интереса ни у читателя, ни у зрителя.
Знаете «Бытие – определяет сознание». Если такие СМИ рисуют радужную картинку нашего бытия, а на самом деле не всё так уж прекрасно, то у этих СМИ нет будущего.
Вот если бы прекратить им финансирование из бюджета, убрать льготную подписку, то …
А пока «убаюкивающим» материалом эти СМИ оказывают «медвежью услугу» их учредителям. И это очень опасно! Ведь обозначить проблему, назвать правдивые цифры — это ещё не критика власти, это толчок к разрешению этой проблемы.
ПРО ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ
Корр.: А Вы согласны с мнением, что лучшие педагоги-мужчины?
П.К.: Наверное, хотя и среди женщин встречаются замечательные педагоги! Я вообще считаю, что женщина должна украшать жизнь, а работать только в удовольствие. Конечно, она не должна быть простой домохозяйкой, мужчина обязан создать условия для того, чтобы женщина могла и достойно провести свободное время. А сейчас мы просто «насилуем» наших женщин!
Корр.: А как бы Вы охарактеризовали современных учеников?
П.К.: У нас замечательные дети! Талантливые, интересные, умные! А во многих проблемах в молодёжной среде виноваты взрослые. Детей надо любить и понимать, уметь разговаривать с ними на одном языке. До каждого, даже очень упрямого ребёнка, можно достучаться!
Беседу записала Шаньгина Екатерина.