КОМУ НУЖНА ОБМАНЕТИЗАЦИЯ?
В принципе итоги реформы монетизации льгот предугадать было нетрудно. Ещё в конце прошлого года льготники нервно слушали новости о «светлых» идеях правительства и проводили предпраздничные дни в «соцзащитовских» очередях. Многие с опаской встречали Новый 2005 год. И эти опасения оказались не напрасны — денег в бюджете на проведение реформы не хватило. Сейчас эту животрепещущую тему подхватили корреспонденты всех СМИ. Кто- то доказывает необходимость монетизации, а кто-то обвиняет всех и вся в просчетах и недоработках. Конечно, пока жителей Югры монетизация льгот практически «не коснулась», но это только пока. И еще не известно, что ждет северян в скором будущем, когда чиновники, «всерьез озабоченные» нашими судьбами, начнут претворять в жизнь другие реформы.
ХОТЕЛИ, КАК ЛУЧШЕ…
Сейчас российских граждан волнуют два вечных вопроса «Почему все получилось, как всегда?» и «Кто виноват?». Вспомним, что объявленной целью монетизации была замена предоставляемых натуральных льгот на денежный эквивалент. Т.е. тратило государство на проезд льготника определенную сумму — получи ее наличными и плати за проезд сам; дотировало покупку лекарств — бери дотацию деньгами и расплачивайся ими в аптеке. И так далее. Ясно, что от этой реформы, должны были выиграть те, для кого льготы были физически недоступны или не очень нужны. В чем же причина такого «внимательного» отношения государства к льготникам? Оппозиционно настроенные, как одну из возможных, называют идею «омоложения нации», зажились, дескать, некоторые. (Хочется верить, что цели у законотворцев все-таки были иные).
Но к удивлению многих российских чиновников, эти «некоторые» оказались ещё способны «влезть на баррикады», и практически всё население страны такой протест поддержало. (Безмолвно, правда). Видимо, для правительства это открытие было настолько неожиданным, что в первые дни оно просто растерялось. Митинги в стране, где даже самые ярые коммунисты научились жить без рупоров, знамён и собственного мнения?! От такого шока «опомнились» чиновники не сразу, а лишь спустя неделю. Оно и неудивительно. По подсчетам журналистов, значительная часть министров, губернаторов, депутатов, глав местных администраций отдыхали на новогодних праздниках за рубежом. И по возвращению домой оч-ч-чень удивились, увидев, что их лимузины застревают в толпе каких-то плохо одетых и не очень веселых людей.
Хотя глупо предполагать, что такие плачевные последствия были непредсказуемы… Чего же реально хотели добиться наши чиновники? Переложить бремя расходов на народ? Взбудоражить людей, чтобы от относительной стабильности не скучали? Обострить и так непростые отношения между федеральной и региональной властью?
Предполагать можно бесконечно, но ясно пока лишь одно: новый год для многих людей в нашей стране начался с потрясений.
«НЕ ВИНОВАТАЯ Я!»
Только 17 января «опомнился» и наш президент, вызвав правительство «на ковёр». Видимо, разбирательство «на ковре у шефа» предполагалось быть настолько серьезным, что проводить его решили закрыто, чтобы Президент дал себе волю высказаться…
Хотя опубликованные после высказывания главы государства суровыми вовсе не кажутся. О том, что побудило претворять эту реформу в жизнь, Путин говорит совершенно спокойно: «В советские времена система льготирования действовала эффективно. Вместе с тем, все мы помним, что к категориям льготников относилось небольшое количество граждан, по сравнению со всем населением... После развала СССР начались проблемы с экономикой и социальной сферой. Масштаб этих проблем всем хорошо известен. И в то же время расширялись категории льготников. Государство как бы прикрывало свою несостоятельность в экономической и социальной сфере, правительство декларировало те или иные льготы, на самом деле не исполняя их, либо исполняя их частично».
На практике получилось, что около 50% населения страны было отнесено к категории льготников. А другая половина должна была эти льготы оплачивать. Этим недовольны были уже все — и льготники, и те, кто их содержал. «Мотивы решения Госдумы и Правительства мне понятны!» — так заключает президент, снимая с себя ответственность. Правда, тут же единолично приняв решение, за которое он, не задумываясь, готов был нести любую ответственность, индексировать пенсию гражданам страны не на 100 рублей и не с 1 апреля, а на 240 рублей и с 1 марта. Главными же виновниками «катавасии», по мнению президента, оказались правительство и губернаторы…
«Мы поверили членам правительства, которые сказали, что у них все готово и проблем не будет. Это был горький урок и опыт для Совета Федерации, и мы сделаем соответствующие выводы», — так снял с себя вину и Председатель Совета Федерации Миронов. Но ведь все эти законы прошли и через Государственную Думу, и через Совет Федерации, и были одобрены. Возможно, правда, не без давления. Помнится, Министр здравоохранения и социального развития Зурабов на заседании Госдумы заявил: «Закон будет принят, даже если всем членам Правительства и депутатам придется выдать бронежилеты». На что Миронов в беседе с журналистами заметил: «Складывается впечатление, что кто-то захотел сэкономить на людях и заработать. И этот кто-то должен иметь фамилию и отчество». Правда, имя и отчество называть, всё-таки, не стал…
Ну а пока наши государственные мужи бурно выясняют, кто же все-таки виноват, оппозиция решила уцепиться за просчет законодателей, и начала сбор подписей за вотум недоверия — а вдруг под шумок, что и выйдет… Как и ожидалось, это была инициатива КПРФ, но ее готовы были поддержать и ЛДПР, и «Родина». И только правящая партия «Единая Россия» «почему-то» решила правительство в отставку не отправлять.
Вторыми виновниками стали местные власти… Председатель государственной Думы Грызлов заявил, что региональные власти провели недостаточную разъяснительную работу на местах. Получается, что на самом деле многие губернаторы просто не поняли суть реформы — «не ухудшить положения тех, кто нуждается в помощи государства». Но ни для кого не секрет, что некоторые чиновники на местах, занимаясь толкованием нашего законодательства, зачастую интерпретируют его так, что диву даешься, как эти люди вообще попали в государственные структуры, да и законодательство у нас такое, что, извините, чёрт ногу сломит!
Не оставили без внимания наши законодатели и СМИ, повесив часть вины на журналистов. «На телевидении должны были быть не хоханьки и хиханьки, а каждый министр должен был по часу разъяснять суть закона и что конкретно получит каждый льготник», — сказал, в частности, Председатель Совета Федерации Миронов.
Получается, что виновных нашли много, но брать на себя ответственность за случившееся пока никто не хочет. Уже ходят слухи об отставке премьера, поговаривают и о возможном приемнике и т.д. и т.п. Но пока «верхушки» «ищут крайнего» и выстраивают стратегии, простые люди продолжают страдать…
В БАГДАДЕ ВСЁ СПОКОЙНО
Хотя представители власти и говорят о том, что монетизация «не пошла» именно в благополучных регионах, в Ханты-Мансийском автономном округе пока относительно спокойно. Нашим льготникам повезло больше всех. На территории ХМАО с 1 января вступил в действие Федеральный Закон № 122 от 22 августа 2004 года о льготных выплатах, которым установлены размеры ежемесячных выплат для льготных категорий граждан. В соответствии с ним, инвалидам войны будет ежемесячно выплачиваться 1550 руб., участникам ВОВ — 1050 руб., ветеранам боевых действий и награжденным знаком «Жители блокадного Ленинграда» — 650 руб., инвалидам, имеющим 3-ю степень ограничения трудоспособности — 950 руб. в месяц, вторую степень — 550 руб., первую степень — 550 руб., детям-инвалидам ежемесячно будет выплачиваться 550 руб. Кроме того, льготным категориям граждан будет предоставляться «соцпакет» стоимостью 450 руб. В пакет входит льготный проездной билет на пригородном железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд до его места.
Кроме того, с начала года действует и новый окружной закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО-Югре». Для «региональных» льготников, ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, предусматриваются меры социальной поддержки по оплате жилой площади, коммунальных услуг, проезда на городском транспорте (кроме такси), по зубопротезированию, обеспечению лекарственными средствами, компенсируются услуги связи, междугородный проезд один раз в год и некоторые другие льготы. Все перечисленные льготы распространяются и на ветеранов труда автономного округа. Закон устанавливает дополнительные меры социальной защиты за счёт бюджета округа на 2005 год и для 13 категорий граждан, отнесённых к компетенции Российской Федерации. Впервые окружным законом гарантируются некоторые меры социальной поддержки неработающим одиноким пенсионерам; семьям, состоящим из пенсионеров, достигших определённого возраста, не относящихся ни к одной льготной категории. Меры социальной поддержки гражданам, указанным в законе, в 2005 году предполагается предоставлять в натуральном выражении. Исключение — компенсация расходов проезда на междугородном транспорте и услуг связи. По словам компетентных в социальных вопросах лиц, механизм реализации льгот на эти виды услуг будет налажен до середины февраля 2005 года. Пока же проблемы с льготной оплатой телефонных услуг всё-таки возникают…
Что же будет дальше? Таким вопросом задаются многие. Местные власти успокаивают: правительство Югры гарантирует северянам сохранение существующей системы социального обеспечения в течение всего 2005 года. А за это время в округе пока будут ломать голову, как сформировать необходимую законодательную базу и определить механизм предоставления денежного эквивалента льгот. В течение этого «тупикового периода» руководство Югры в рамках нового законодательства планирует найти способ обеспечить уровень максимальной социальной защищенности всех категорий граждан.
ЖЕЛАЕМ ЗНАТЬ, ЧТО БУДЕТ!
Попытки правительства снять напряженность в обществе после отмены льгот обойдутся бюджету примерно в 100 миллиардов рублей. Именно столько, по мнению экспертов, будет потрачено на внеочередное повышение пенсий, на «социальные» проездные и т.п. Правительство без труда найдет дополнительные деньги, но последствия их «вброса» обернутся для российской экономики очередным всплеском инфляции, пишет газета «Известия».
По расчетам специалистов, в худшем варианте рост цен может составить до 16% при 10%, запланированных в бюджете на текущий год. При этом основное повышение коснется жизненно важных товаров и услуг.
Хотя как успокоил (опять-таки) зампред бюджетного комитета Госдумы, бывший министр финансов Михаил Задорнов: «Месячные расходы населения на товары и услуги составляют около 1 трлн. рублей в месяц, поэтому всерьез рассуждать об инфляционном эффекте нельзя». А между тем, рост инфляции, если и будет небольшим, все равно ударит в первую очередь по малообеспеченным слоям населения. А среди населения Югры таких хватает.
Сейчас многие эксперты, оценивая последствия социальных реформ, которые проводит нынешнее правительство, предостерегают: монетизация льгот затрагивает пока не всех, впереди — реформы системы здравоохранения, образования, местного самоуправления и т.д., последствия которых будут для огромной массы людей еще более тяжелыми.
Смотришь на все происходящее и просто диву даешься: о чем думают наши чиновники, претворяя в жизнь такие непродуманные и непопулярные решения?
Светлова Мария.