О ПРОДАЖАХ - ПРЯМЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ
Накануне дня защиты прав потребителей специалист отдела по защите прав потребителей администрации г. Югорска Людмила КИОСОВА рассказывает читателям «ЮВ» об изменениях в российском законодательстве, касающихся видов продаж.
Маркетинг в сфере дистанционных продаж довольно изощрен. Соблазнов для покупателей много, трудно отказать себе в какой-либо покупке. Однако данный вид продаж является и самым проблемным, поскольку в этом случае исключается возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром. В случае обнаружения или подозрения на обман потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.
Семь дней - период охлаждения, без объяснения причины можно вернуть товар продавцу, за минусом почтовых затрат, т.к. товар вы не видели.
Вам всего лишь была предоставлена виртуальная картинка, описание товара в каталогах, буклетах, представленное на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой).
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе продавца, о месте изготовления товара, цене, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара и т.д.
Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена полная и достоверная информация о товаре, информация о порядке и сроках возврата товара.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Данная поправка к Закону "О защите прав потребителей" вступила в силу с 1 января 2005 года, существующие Правила продажи отдельных видов товаров на данные методы реализации товаров не распространяются, так как это бизнес с повышенным риском.
Прямые продажи являются динамичным и быстро развивающимся способом реализации товаров непосредственно потребителям, минуя торговые организации. Метод прямых продаж позволяет приобретать товары по низким ценами при этом экономить время, получать более подробную информацию о товаре, получать товар в удобном для себя месте и в удобное время.
Поданным Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж, в 2003 году общий объем розничных продаж (более 49 миллионов независимых продавцов, из них 99,9% являются индивидуальными предпринимателями) составил 89 миллиардов долларов США. В том числе на долю США приходится 29 миллиардов долларов, а на долю Японии - 24 миллиарда долларов. В России за 2003 год реализовано всего лишь немногим более чем на 1 миллиард долларов. Это компании - члены Ассоциации прямых продаж, среди них Oriflame, Amway, Avon, FL, MARY KAY и т.д.
Прямые продажи как форма реализации товаров и услуг непосредственно покупателям при личном контакте с ним являются одним из старейших способов торговли. На протяжении многих веков в России странствующие торговцы, коробейники, рассыльные и ярмарочные зазывалы реализовывали свои товары именно путем непосредственного контакта с покупателем. Этот род занятий считался вполне уважаемым и перспективным, особенно для начинающих торговцев.
Первые компании, осуществляющие реализацию товаров и услуг методом прямых продаж, появились в России в 1992-1993 годах. С целью содействия внедрению в России высоких стандартов бизнеса прямых продаж, а также развитию эффективной общепризнанной международной системы защиты прав потребителей в России в 1996 г. была образована Ассоциация прямых продаж, которая является членом Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж. Основная цель Ассоциации прямых продаж- развитие индустрии прямых продаж, главным условием и предпосылкой которой является защита прав потребителей и соблюдение этических стандартов ведения бизнеса. Существует Кодекс профессиональной этики по отношению к потребителям и Кодекс профессиональной этики, регулирующий отношения с продавцом, между продавцами и между компаниями.
Вот некоторые положения Кодекса:
- продавцы не должны использовать методы, вводящие покупателя в заблуждение, а также обманные или нечестные методы продажи;
- продавцы дают точные и понятные ответы на все вопросы покупателей, которые связаны с предлагаемой продукцией;
- при продаже покупателю передается бланк заказа, на нем указываются все необходимые сведения о компании и условиях продажи.
Кроме того, с 1 января 2005 года Закон обязывает стоимость товаров и услуг указывать только в рублях. Проблемы данного характера уже возникают в сфере туризма.