Гонки на опережение или глоток адреналина (ФОТО)
Югорские зрители особо не избалованы спортивными мероприятиями высокого уровня. Поэтому состоявшиеся в конце августа соревнования по суперкроссу на Кубок Мотофедерации — словно глоток свежего воздуха для сотни фанатов скорости.
В мастерстве преодоления мототрассы соревновались как юниоры, так и именитые гонщики России. В борьбе за звание лучшего не обошлось без лихих виражей, бешеной скорости и неудачных падений.
На турнир заявилось порядка 20 профессиональных спортсменов Югры и Свердловской области. Гонка проходила в девять заездов для двух классов мотоциклов: с объемом двигателя до 125 и 250 куб. см.
Команда на старт. Гонщики заняли свои места в стартовой решетке, мысленно просчитывая самую выгодную позицию для себя. Ведь за холшот или правильный старт спортсменам начисляют заветные бонусные очки, которые пойдут в копилку личной победы. С первых секунд соревнований развернулась серьезная борьба, которая шла на каждом повороте трассы. Гонка на опережение проходила в бешеном темпе, так как малейшее промедление могло стать роковым. Осложняли заезд лихие виражи и глубокие рытвины в песке, оставленные колесами мототехники.
"Строительство трассы началось с конца июля. Данный трек был построен с нуля и по всем канонам американского суперкросса, — объясняет представитель мотоклуба «Лидер» Евгений Егоров. — Специфика грунта, из которого была построена трасса (песок и суглинок), добавила сложности в пилотировании мотоциклов".
На трассе протяженностью 3,8 километров было установлено несколько трамплинов, из-за чего турнир выглядел еще более экстремальным и красочным. Те, кто ни разу не ездил на кроссовом мотоцикле, думают, что райдеры только крутят руль и ручку газа. На самом деле здесь требуется серьезная физическая подготовка — гонщик должен в течение 20-30 минут сохранять контроль над мотоциклом весом в 100 кг, в котором около 60 «лошадок», при максимально возможной скорости. При этом руки и ноги гонщика во время езды постоянно находятся в движении и поглощают удары от мелких неровностей и больших прыжков.
"В среднем высота прыжков от вылета около 2-3 метров, но, опять же, все зависит от трамплина. Бывает пять и более метров. Если они сделаны правильно, то удары при приземлении минимальны, — объясняет гонщик из Югорска Артем Чернявин. — Но в любом случае идет сильная нагрузка на ноги, руки и спину. Если не ходить в спортзал и не укреплять мышцы, то это болезненно скажется в будущем, например, на коленях".
Артем родом из Нового Уренгоя. В 11 лет записался в мотоклуб, участвовал в нескольких гонках. Помимо этого уже несколько лет занимается фристайлом, завоевывая в снегоходном кроссе призовые места.
"Мотокросс — достаточно дорогой вид спорта. Например, сейчас новые кроссовые мотоциклы класса 125/250 стоят от 500 тысяч рублей. Хорошая экипировка обойдется примерно в 150 тысяч. Не каждый человек может себе это позволить, поэтому многие клубы и гонщики существуют только благодаря своим спонсорам", — говорит спортсмен.
Сам гонщик ездит на кроссовом мотоцикле «Yamaha YZ 450F» (2013 года выпуска). В гонках этот мотоцикл относится к классу 250 куб. см.
"Учитывая то, что я уже очень долгое время не участвовал в подобных турнирах, то конечно присутствовало сильное волнение, к тому же этот суперкросс с трассой, сложной по своей динамике. Частые прыжки отнимают много сил, нет возможности расслабиться и отдохнуть, — замечает Артем Чернявин. — Но соревнования соревнованиями, а в ближайших планах мы хотим заняться строительством площадки для мотоспорта и фристайла на снегоходах. Находиться она будет около мотоклуба «Лидер» в городе Югорске".
Мотоспорт — это, прежде всего, дуэт человека и двухколесной техники, который сочетает в себе физические и умственные нагрузки. В основном в турнире были представлены мотоциклы австрийской фирмы «KTM», наряду с которыми засветились и завсегдатаи: «Yamaha», «Honda», «Suzuki» и «Kawasaki».
В то время пока уставшие гонщики готовились в закрытом парке ко второй серии заездов, зрителей ждали не менее зрелищные показательные выступления юниоров в категории до 85 куб. см. Спортсменов здесь было заявлено немного, и на это были свои веские причины. В этот день в Пензенской области проходило Первенство России среди юниоров, сильнейшие гонщики выступали в городе Сахарный завод. Но это обстоятельство никоим образом не омрачило спортивный праздник, тем более что свое мастерство в полной мере смогли продемонстрировать юные воспитанники местного мотоклуба «Лидер».
Югорчанин Рустам Ханов занимается мотоспортом с девяти лет. Считает, что в Югорске есть все возможности попробовать себя в роли мотогонщика.
"Тем более что вся экипировка, да и сами занятия бесплатные. Главное в мотоспорте — не бояться высоты, иметь хорошую физическую форму и быть целеустремленным, — говорит 13-летний гонщик под номером 69. — На этих соревнованиях трасса была трудной, песчаной. Но, несмотря на сложности в ее преодолении, я занял второе место. Впечатления от суперкросса — самые наилучшие".
Райдеры бывают не только серьезными и крутыми. Они бывают забавные и маленькие. Это продемонстрировали трое юных гонщиков в возрасте от 5 до 8 лет. Их маленькие байки класса до 50 куб. см. сердито «рычали» и мчали к заветному финишу. Они владели своими мотоциклами с удивительной для ребенка уверенностью, не сбавляя скорости на крутых поворотах. Многочисленные падения и травмы — не повод для отчаяния. Мальчишки с упорством садились на своих «железных коней» и по-взрослому вели борьбу до конца. Когда на трассе маленькие спортсмены, это непередаваемое ощущение: зрители кричат от восторга и с замиранием сердца следят за нешуточными страстями на треке.
Организаторы поставили яркую точку в финале соревнования. Завершился турнир суперзаездом, в котором приняли участие 17 спортсменов. Победителями стали гонщики из Каменска-Уральского.
"Суперлига, как-никак! Увы, призовое место — это сладкое яблочко, которое очень высоко висит, — говорит гонщик из Советского Дмитрий Коновалов, занявший 7-е место. — Здесь собрались настоящие асы мотоспорта. Очень почетно было с такими профессионалами соперничать. Надеюсь, что когда-нибудь достигну их уровня, поэтому планы на будущее — тренироваться еще усерднее и набираться опыта, которого пока не хватает".
В Югорске соревнования по мотоспорту проводятся первый год, и, как надеются организаторы, они станут традиционными. А это означает, что мы еще увидим блестящие взлеты и наших югорских мотогонщинков. ФОТООТЧЕТ
КАТЕРИНА ЧЕХОВСКАЯ
Фото автора