РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ — ВОПРОС И ЕГО РЕШЕНИЕ
В конце прошлого года Президентом России была обозначена новая ступень реформы здравоохранения в виде национального проекта «Здоровье». Данный проект, став приоритетным, сегодня волнует и беспокоит не только работников медицины, но и многих представителей общественности и, конечно же, коллектив филиала №4 Государственного учреждения — регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ХМАО-Югре.
Едва оправились от новых функций, которые появились у Фонда в рамках Федерального закона №122-ФЗ, в новом 2006 году к одному из постоянных и традиционных направлений работы — оздоровлению работающего населения и детей, прибавились дополнительные задачи, которые определяют непростой и напряжённый период работы филиала.
Основная цель проекта — системно решить проблемы в сфере здравоохранения, поднять на новый уровень качество оказания медицинских услуг населению.
1 января начала действовать программа родовых сертификатов, которая уже даёт свои положительные результаты в деле оказания услуг женщинам в период беременности и родов и повышения дополнительных средств на заработную плату определённым медицинским работникам.
Постановлениями Правительства РФ от 31.12.05 г. за №№869 и 876 и последующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ определены: порядок организации и финансирования дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, порядок организации и финансирования дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказания им первичной медико-санитарной помощи.
О том, как реализуются эти постановления на деле и какие результаты уже получены, хотелось бы услышать от наших уважаемых руководителей медицинских учреждений. Готовы ли полностью к реализации проекта наши медицинские организации? Сегодня этот вопрос открытый, а поэтому, наверное, нуждается в афишировании. В конечном итоге оценку работы того или иного лечебного учреждения, по всей вероятности, будут давать с учётом выполнения новых требований и задач.
Впервые на самом высоком уровне признаны проблемы оказания первичной медико-санитарной помощи населению, обозначены пути их решения, выделены для этого
реальные финансовые средства. Утверждён перечень специалистов, которые должны осуществлять дополнительные медицинские осмотры и диспансеризацию. Утверждены необходимые лабораторные и функциональные исследования. Сейчас необходимо только обсудить и чётко расписать: кто, где и как будет проводить эту работу. И, конечно же, недопустимо, когда люди часами томятся в очередях для прохождения медицинского обследования.
Основную долю расходов бюджета филиала по социальному страхованию — 75% — продолжают составлять расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Временная утрата трудоспособности в среднем по страхователям, которые состоят на учёте в филиале Фонда, сравнительно невысокая (563 чел. дн. на 100 работающих). Снижает данный показатель боязнь людей потерять работу. Заболевший работник, особенно в системе малого и среднего бизнеса, старается не брать больничный лист. В результате это приводит к росту хронической заболеваемости или инвалидности работающих.
Особую обеспокоенность вызывают профессиональные заболевания. Достаточно сказать, что на учёте в филиале состоят 200 профбольных, которые утратили свою трудоспособность на производстве.
Не должны быть в стороне и работодатели с заботой о состоянии здоровья своих работников. Известно, конечно, что работодатель не разделяет с медиками ответственности за проведение диспансеризации и не заинтересован в проведении медосмотров своих сотрудников. Пока такая ответственность работодателя, прописанная в Трудовом кодексе РФ, существует только в отношении вредных производств. Однако без помощи работодателей одними медицинскими организациями этих вопросов не решить.
Задумано благое дело: возрождение диспансеризации. Ещё в 1918 году организованный Народный комиссариат здравоохранения, создавая её бюджетно-страховую модель, провозгласил главным направлением советской медицины профилактику. А диспансеризация является основным методом её проведения.
Ни для кого не секрет, что поставленный и подтверждённый диагноз в ранней стадии заболевания даёт верный шанс на полное излечение. Главная задача — предупредить болезнь, не доводить её до хронической стадии. Наши же врачи занимаются в большинстве своём лечением больных, но не здоровьем здоровых.
Новшеством является то, что оплата перечисленных услуг учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи будет осуществляться из бюджета Фонда социального страхования, а недостаток этих огромных средств будет пополняться из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в рамках национальной программы «Здоровье» решается и проблема бедности российской медицины. Это, кстати, должно повысить и зарплату «узких» специалистов. Выявить опасные заболевания на ранней стадии — теперь это не только обязанность врача, но и возможность получить серьёзную прибавку к заработной плате, как это делается в Челябинской области, где в качестве эксперимента отдельный врач получает дополнительно определённую сумму за каждый поставленный и подтверждённый комиссией социально значимый диагноз.
Конечно же, дополнительные и значительные средства, которые будут оказывать определённую помощь медицинским учреждениям в работе, соответственно, потребуют надлежащего учёта и строгого контроля за целевым использованием этих средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, но главное — хотелось бы действительных улучшений в этой столь жизненно важной для людей сфере.
Н. Мешков,
директор Филиала №4 ГУ - РО ФСС РФ по ХМАО-Югре.