КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ?
В августе в Югорске прошла комплексная проверка работы салона сотовой связи «Симфония». Главный специалист по управлению охраны труда Лидия Комлева проводила плановую проверку, поводом проверки главного специалиста по защите прав потребителей юридическо-правового управления администрации города Людмилы Киосовой стали многочисленные жалобы граждан, связанные с бесследной пропажей внесенных на счета сотовых телефонов денежных средств и качеством реализуемых сотовых телефонов.
Салон сотовой связи «Симфония» является обособленным структурным подразделением города Югорска, которое работает на договорной основе от ООО «Гам-ма-Тел-4», находящегося в Екатеринбурге, В свою очередь «Гам-ма-Тел-4» заключило договор с 000 «Мобайл», работающим от «Уральского GSM».
В результате югорская «Симфония» имеет право на подключение, но ни за качество связи, ни за технические сбои не отвечает. В последнее время в сети «Мегафон» было два технических сбоя - в мае и с 20 июня по 7 июля. В период сбоя деньги со счета не снимаются, а после устранения неполадок в сети многие абоненты оказываются «в минусе», и им приходится выплачивать неимоверные суммы за произведенные звонки. Но оправданны ли долги, предъявляемые пользователям сети «Мегафон»? Разобраться в подобных ситуациях может помочь заказанная через интернет детализация исходящих и входящих звонков, которая в случае технического сбоя сети предоставляется бесплатно в течение двух суток. Заказ на детализацию осуществляет сам абонент сети, данная услуга стоит 18 рублей и выполняется в течение месяца. Клиент может также написать заявление на разовую детализацию в салоне «Симфония», данное заявление будет отправлено сотрудниками салона в «Уральский GSM» г. Сургута, и ответ на него придет на домашний или электронный адрес абонента. В салоне сотовой связи «Симфония» в данный момент нет услуги предоставления детализации, но, по словам руководителя салона Марины Ивановой, вопрос о введении данной услуги будет решен в течение этого месяца. Однако, даже получив полную информацию о произведенных звонках, не каждый абонент согласится с предложенной к выплате суммой.
«Человеку сложно проследить, куда и когда он звонил, и сколько времени общался по сотовой связи, а тем более поверить, что долг «зашкаливает» за тысячу рублей. И если в детализации не стоят неизвестные телефоны, то доказать, что разговоры были не такими затяжными и звонки не такими частыми, в принципе невозможно. Претензии на качество телефонной связи, поступающие в салон, передаются в Сургут, и уже 000 «Уральский GSM» работает с абонентами сети. Но какой-либо статистики и учета поступающих претензий в «Симфонии» нет. Однако есть обращения граждан к специалисту по защите прав потребителей, и на сегодняшний день ведется работа по выяснению обстоятельств исчезновения денег со счетов абонентов. Одна из жительниц Югорска внесла 6 июля на счет своего мобильного 300 рублей, через пять минут баланс телефона оказался нулевым. Югорчанка обратилась с претензией в салон сотовой связи, и в скором времени ей пришла детализация, однако не за тот месяц, в котором были сняты деньги, а за предыдущие. Приходится разбираться с каждым конкретным случаем», -говорит Людмила КИОСОВА.
Салон сотовой связи «Симфония» не только оказывает услуги сотовой связи, но и занимается реализацией сотовых телефонов. В случае выхода из строя телефона, приобретенного в салоне, согласно гарантии, он отправляется в сервисный центр города Екатеринбурга на экспертизу, которая определяет, по чьей вине произошла поломка - или это производственный брак, или вина владельца телефона. «Если заключение экспертизы подтверждает брак производства, мы осуществляем обмен сотового телефона на аналогичный или возвращаем потраченную на приобретение телефона сумму. В случае же вины покупателя, он сам оплачивает ремонт сотового телефона», - комментирует Марина ЧВАНОВА. Проблема здесь заключается большей частью в том, что телефоны находятся в ремонте 2 (!) месяца. В нашем регионе нет сервисных центров, осуществляющих гарантийное обслуживание сотовых телефонов, поэтому их приходится ремонтировать в Екатеринбурге. Предварительно поврежденные телефоны отправляют посылкой в Ханты-Мансийск, частному предпринимателю О. В. Мастерских, которой принадлежит целая сеть салонов сотовой связи в Ханты-Мансийском округе. А уже из Ханты-Мансийска они направляются в сервисный центр. Именно поэтому владельцам телефонов приходится долгое время обходиться без удобного средства общения. По словам Людмилы Киосовой, покупателю на время ремонта телефона в течение трех дней должен предоставляться в пользование аналогичный товар. «Практика показывает, что при установлении производственного брака салон сотовой связи «Симфония» предлагает в основном гарантийный ремонт, ссылаясь на то, что телефоны - технически сложные товары, - замечает Людмила КИОСОВА. - Но телефоны не входят в перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением правительства. Таким образом, человек имеет право решать изначально - ремонтировать ему телефон, потребовать замену или расторжение договора купли-продажи и возврата стоимости товара. Кроме того, гарантийный талон, в котором расписывается покупатель при приобретении телефона, обязывает его согласиться с вероятным ремонтом, который будет продолжаться в течение двух месяцев и проверкой качества телефона, которая займет три недели. Если условия, предлагаемые в салоне не устраивают покупателя, он может обратиться в другой салон или магазин, занимающийся реализацией сотовых телефонов».
Проверка установила, что ценники оформлены в соответствии с требованиями правил торговли, информация потребителю оформлена не в полном объеме. Были предоставлены аккуратно подшитые папки сертификатов соответствия, но на конкретные пять наименований сотовых телефонов сертификаты соответствия отсутствуют. Кроме того, проведенный анализ показал, что некоторые пункты в гарантийном талоне противоречат закону «О защите прав потребителя», например, условия расторжения договора купли-продажи, а также требование к возврату товара ненадлежащего качества -сохранение упаковки, что потребитель совсем не обязан делать.
Елена АНКУШЕВА